Александр II

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

В центре данного исследования – жизнь и деятельность императора Александра II в связи с начатыми им коренными социально-экономическими преобразованиями, которые решительно продвинули Россию по капиталистическому пути развития и которые позднее получили название Великих реформ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Великий князь 4
1.1. Детство и становление будущего императора 4
1.2. Социально-политическая обстановка в первые годы правления 5
Глава 2. «Освободитель» 7
2.1. Предпосылки реформ 7
2.2. Отмена крепостного права 9
2.3. Земская реформа 11
2.4. Судебная реформа 11
2.5. Реформы в сфере образования и печати 12
2.6. Военная реформа 13
2.7. Другие социальные реформы 14
2.8. Значение реформ. 14
Глава 3. Заложник реформ 15
3.1. Начало покушений 15
3.2. Борьба с террором 17
3.3. «Народная Воля» 17
3.4. 13 марта 1881 18
3.5. Завещание народовольца Игнатия Гриневицкого 19
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 267.41 Кб (Скачать)

2.5. Реформы в сфере образования и печати

     Реформа начального и среднего образование  началась с издания в июне 1864 года «Положения о начальных народных училищах», а в ноябре того же года – нового устава гимназии. Демократизм  новых законов выразился в  том, что начальные школы разрешалось  открывать и содержать как  общественным учреждениям «земствам», так и частным лицам, а контроль над их деятельностью осуществляли губернские и уездные училищные  советы с непременным участием представителей земства. В среднем образовании  был введен принцип формального  равенства для всех сословий и  вероисповеданий, хотя барьером для  неимущих стала высокая плата  за обучение. Но как бы то ни было, образование  вошло в самый быт общества. Число начальных средних учебных  заведений выросло за 1856-1880 года с 8,2 тысяч до 22,7 тысяч, численность  учащихся с 450 тысяч до 1141 тысяч человек.

     18 июня 1863 года Александр Николаевич утвердил новый университетский устав, дававший университетам довольно широкую автономию. Совет университета получал право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Устав предусматривал выборность ректора, проректора, деканов и прфоессоров с последующим их утверждением в должности министром народного образования. Женщины в университеты не допускались, но в обеих столицах появились выслшие женские курсы с изучением всех наук.

     1 сентября 1865 года вошли в действие  новые правила для цензурного  ведомства, отменявшие предварительную  цензуру. «Сегодня, - восторженно  писал в газете «День» И.С.  Аксаков, - принимаясь за передовую  статью, мы знаем, что прочтем  её в печати в том самом  виде, в каком мы её напишем…Сегодня  кошмар в образе цензора не  станет мешать нашей работе, спирать  дух, давить ум и задерживать  перо, и мы получаем неслыханное  и невиданное право: не лгать,  не кривить словом, говорить не  фистулой, а своим собственным  природным голосом»

2.6. Военная реформа

     После долгих обсуждений и ожесточенных споров приступили и к военным реформам. Собственно, перемены в армии начались в первые же года царствования Александра Николаевича, но перемены эти были сугубо декоративные и касались изменения  формы. В 1855 году этому были посвящены 62 приказа по военному министерству. Согласно одному из них на генеральской каске султан из белого волоса заменялся  султаном из петушиных перьев, а  вместо привычных  летних панталон генералам предлагались шаровары, причем зимние – из красного сукна. Остроумцы  изощрялись по сему поводу, и многие повторяли занятные стишки, кончавшиеся  так:

И обновленная Россия

Надела  красные штаны

     Уже за первые четыре года пребывания у  власти Милютин сократил срок солдатской службы с 25 до 16 лет, добился отмены телесных наказаний в армии, реорганизовывал  систему военного управление, образовал 15 военных округов с подчинением  непосредственно министру. Чуть позднее  от великих князей было-таки взято  командование артиллерией, гвардией и  военно-учебными заведениями. В ходе реформы учреждались военные  гимназии, новые юнкерские училища, военные академии. Но главным поворотным пунктом военной реформы стало  введение всеобщей воинской повинности.

     По  закону 1874 года воинская повинность распространялась на всё мужское население, достигшее 20-ти летнего возраста, без различия сословий, со сроком службы в армии 6 лет, на флоте 7 лет. Освобождению от службы подлежали единственные сыновья  у родителей, единственные кормильцы  в семье при малолетних братьях  с сестрах и некоторые другие категории. Годные и не имеющие льгот  призывники тянули жребий.

     Наибольшие  споры в комитете министров и  государственном совете вызвало  положение о сокращении срока  службы в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет окончивших начальную  школу, до 3 лет – городскую школу, до 1.5 лет – гимназию и до полгода  – для лиц, имевших высшее образование.

     Военные реформы сыграли важную роль в  повышении боеготовности армии, улучшения её качественного состава, замене всех систем вооружений. Косвенным  их следствием стало зарождением  военной интеллигенции, а главное – превращение рекрутчины в почётную обязанность защитника отечества.

2.7. Другие социальные  реформы

     В начале 1860-х годов были приняты  меры по улучшению материального  положения священнослужителей, увеличению их гражданских прав. Были открытии 6 новых епархий, в этом числе Алеутская  и Аляскинская. В октябре 1858 года высочайше было повелено о применении к раскольникам меры терпимости и  снисходительности, а также о  допущении их к участию в общественных правах и льготах во всех отношениях.

     До 70 законодательных актов для облегчения положения российских евреев было принято  в годы царствования Александра II. Это – расширение права жительства, сферы деятельности, в том числе владение недвижимым имуществом, занятием торговлей и промышленностью, допуск к образованию, к отбыванию рекрутской повинности.

2.8. Значение реформ.

     Как не оценивай реформы 1860-1870 годов, очевидно, что они стали значительным шагом  на пути общественного развития. Вся  из совокупность знаменовала переход  российского общества в новое  качество, и раз начатый этот процесс  нельзя было повернуть вспять. Впервые за несколько десятилетий в обществе появилась основа для деятельности, на которой могли объединить усилия все прогрессивные силы. Но упорные традиционалисты отвергли новые начала уже потому, что они – новые; чрезмерное ожидание и чрезмерное описание заслоняли для них полезные и выгодные стороны реформ. Рьяные же левые радикалы клеймили правительство за медлительность в переменах, за сохранение прежних людей и прежних порядков. НО те и другие сходились в одном – в критике правящих консервативных реформаторов во главе с царём.

     Так, в 1865 Александр II сказал звенигородскому предводителю дворянства Голохвастову: «Я даю тебе слово, что сейчас, на этом столе, я готов подписать какую угодно конституцию, если бы я был убежден, что это полезно для России. Но я знаю, что сделай я это сегодня, и завтра Россия распадется на куски. А, ведь, этого вы и хотите».

     Император всё отчетливее понимал: любые перемены влекут за собой непредсказуемые  последствия, стоит лишь ослабить власть.

Глава 3. Заложник реформ

3.1. Начало покушений

     4 апреля 1866 года в четвёртом часу  пополудни император закончил  обычную свою прогулку в Летнем  саду. На этот раз его сопровождали  племянник герцог Николай Лейхтенбергский и племянница принцесса Мария Баденская. С привычной благосклонностью принимая почтительные поклоны, он прошел по главной аллее сада и подошел к стоявшей у входа коляске.

     Вдруг откуда-то появился человек и выстрелил  в императора из револьвера. К тому времени поглазеть на царя возле  входа в Летний сад собралась  небольшая толпа, и пока неизвестный  целился, подскочил к нему один мужичок  и толкнул под локоть. Пуля пролетела  мимо. Пунцовые от гнева и предстоящей  нахлобучки – не уберегли! – жандармы схватили неизвестного.

     Имя спасителя государя выяснилось тут  же: Осип Комиссаров, просто крестьянин. И тут были разные толки в городе, но их дружно обрывали: он тоже из Костромы! Второй Сусанин! Так и должно было быть: крестьянин спас царя-Освободителя.

     Выяснилось, что имя покушавшегося – Дмитрий  Караказов, сын помещика Саратовской  губернии, что принадлежит он к  руководимому его двоюродным братом Ишутиным московскому тайному кружку. Входили туда учащаяся молодежь, вольнослушатели  университета, студенты Петровской земледельческой  академии. Начали было организовывать артели и ассоциации, но дело кончилось  неудачей. Тогда решили преступить к активной революционной деятельности – создать организацию. Потом на процессе все было подано иначе, утверждалось, что главной своей целью они ставили свершение насильственного государственного переворота. Опорой их должны были стать представители народа, и с этой целью злоумышленники сближались с народом, создавали школы, для обучения якобы грамоте, а на самом деле – для распространения среди простолюдинов социалистических учений. На процессе же обнаруживались связи ишутинцев с петербургскими единомышленниками во главе с Худяковым, с некими ссыльными поляками и с русскими выходцами заграницей.

     Верховный уголовный суд приговорил Караказова и Ишутина к смертной казни, остальных  к лишению всех прав состояния  и к ссылке – одних в каторжные  работы, других на поселение в Сибирь. Караказов был канен, Ишутину  государь даровал жизнь, а прочим осужденным значительно сократил сроки  наказания. В опрометчивости такого решение его упрекали многие близкие  люди, предлагая жестко покарать преступников для предупреждения новых преступлений. Он ответил им словами Екатерины  II, обращенными в своё время к Павлу: «Нельзя победить идеи пушками».

     Александр часто размышлял над этим, к  недоумению даже близких. Уж на что  умен Милютин, а и тот не видит  за своими военными заботами, что «глупые  прокламации» и «бессмысленные книжки»  и есть сейчас самое опасное.

     Для общества это означало конец короткой эпохи политического либерализма.

     Выстрел Караказова знаменовал собою давно  наметившийся после 19 февраля раскол в обществе, прошедший сверху донизу. Он разобщил радикалов-прогрессистов, усилил нигилистическое, социалистическое течения и в то же время усилил направления охранительное, консервативное. Реформисты остались в меньшинстве. Началась новая война, война с  террористическим движением.

     Летом 1867 года в Париже, во время прогулки по Александра и Наполеона III по Булонскому лесу польский эмигрант Антон Березовский  выстрелил в русского царя, но ему  помешал офицер охраны Наполеона, и  Березовский промахнулся.

     2 апреля в девятом часу утра  при возвращении императора в  Зимний дворец шедший ему навстречу  человек в потёртом пальто, в  старой приплюснутой фуражке,  подойдя к Александру II на близкой расстояние, произвёл в него пять выстрелов из револьвера. Александру II издали, механически отметил невзрачную фигуру, но так как было тихо в этот утренний час, так пустынна площадь Певческого моста, что ничего худого не подумалось. После первого выстрела он мгновенно сообразил, что помочь не сможет никто!.. И самодержец всероссийский побежал к такому близкому и одновременно ужасающе далекому спасительному подъезду Эрмитажа. Бежал зигзагом, петляя из стороны в сторону и спиною, чувствуя, как тот целится, как ведет стволом за его высокой фигурою в легкой светлой шинели. Но вот спасительные двери – жив!.. Он оглянулся. Жалкая фигурка лежала на мостовой и окружении жандармов, кажется, били… Официально было сообщено , что негодующая толпа прохожих схватила преступников. Им оказался Александр Соловьёв, бывший студент, исключённый из университета, ныне сельский учитель.

     В августе 1879 года Исполнительный комитет  «Народной воли» принимает решение  об убийстве Александра II. Организация  совершает две попытки покушения. Первой стал взрыв императорского поезда под Москвой 19 ноября 1879 года, но поезд  успел проехать, чем взорвалась подготовленная бомба. Второй взрыв - в столовой Зимнего  дворце - был подготовлен С. Н. Халтуриным 17 февраля 1880. В результате взрыва погибло несколько караульных солдат, но император не пострадал.

     Летом того же года террористы Желябов и  Тетерка заложили под Каменным мостом через Екатерининский канал в  створе Гороховой улицы динамит, но Александр выбрал другой путь и  покушение не состоялось.

3.2. Борьба с террором

     Всё большее значение приобретали органы политического сыска. Расходы на Третье Отделение выросли с 55 тысяч  рублей в 1865 году до 166 тысяч рублей в 1866 году. Ежегодно 52 тысячи рублей ассигновывались  на содержание охранной стражи, призванной ограждать от опасности императора и семью его.

     Строгость и ещё раз строгость – убеждали Александра вновь и внось,  но теперь он уже не нуждался в таких  повторениях. Указом императора были учреждены  временные генерал-губернаторства с предоставлением генерал-губернаторам чрезвычайных полномочий.

     Генерал-губернаторы  действовали, широко используя новые  полномочия. Во всех городах был  усилен контроль за пропискою и введено  дежурство дворников. Особое внимание обращалось на хранение и продажу  оружия, на деятельность многочисленных частных типографий. Аресты проходили  повсеместно. В 1879 году было выслано 575 лиц, сослано на каторгу – 66 человек, казнено – 16. Взаимное ожесточение  нарастало. Действовал уже не разум, а логика войны, азарт борьбы.

3.3. «Народная Воля»

     Организация возникла из партии народников «Земля и воля», которая летом 1879 года разделилась  на «Черный передел» и «Народную  волю». Народовольцы также заявляли о себе как о народниках и социалистах, но пропагандировали более жесткие  методы ведения борьбы. Образованный в августе 1879 года Исполнительный комитет  организации возглавили Александр  Михайлов и Андрей Желябов. На своем  первом заседании члены комитета единогласно приговорили к смерти императора Александра II. Монарх обвинялся  в обмане народа незаконченными реформами, кровавой расправе над восстанием в  Польше, подавлении свободы и репрессиях против демократической оппозиции. Было принято решение начать подготовку покушения на царя.

Информация о работе Александр II