Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:51, реферат
Алекса́ндр II Никола́евич Освободитель (17 [29] апреля 1818, Москва — 1 [13] марта 1881, Санкт-Петербург) — император всероссийский, царь польский и великий князь финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.
[править]
Реформа самоуправления (земское и городовое положения)
Основная статья: Земская реформа Александра II Нейтральность этого раздела статьи поставлена под сомнение.
На странице обсуждения должны быть подробности.
Земское собрание в провинции. Гравюра, 1865 год
Земская реформа 1 января 1864 года — Реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание дворян[49]. Гласные из крестьян составляли меньшинство. Так, в составе уездных гласных в 1865—1867 гг. крестьяне составляли 38 %, в то время как дворяне — 42 %, а вместе с духовными лицами и купцами — 59 %. В составе губернских гласных крестьяне составляли 11 %, дворяне и чиновники — 74 %, а вместе с духовными лицами и купцами — 89 %. Примерно такой же состав сохранялся в последующие 25 лет, при некотором увеличении в уездных земствах роли купцов и «кулаков», выделившихся из крестьян[50]. Избирались сроком на 4 года.
Земства занимались решением вопросов местного управления. В то же время во всем, что касалось интересов крестьян, земства руководствовались интересами помещиков, контролировавших их деятельность. Как писал П. А. Зайончковский, «органы крестьянского „самоуправления“ целиком зависели первоначально от местных дворян в лице мировых посредников, а после уничтожения последних, в 1874 г., от полицейской администрации. „Самоуправление“ явилось просто фикцией, и выборные должности замещались по указанию помещика и местных кулаков-мироедов. Произвол и всякого рода беззакония представителей крестьянской администрации были повседневным явлением»[51].
Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам. Земство состояло: земские губернские собрания (законодательная власть), земские управы (исполнительная власть).
Основная статья: Реформа городского самоуправления (Александр II)
Городская реформа 1870 года — Реформа заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов обеспечивала преобладание крупных купцов и фабрикантов. Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих интересов, уделяя внимание развитию центральных кварталов города и не обращая внимания на окраины. Органы государственного управления по закону 1870 года также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.
Историки следующим образом комментировали реформу самоуправления. М. Н. Покровский указывал на её противоречивость: по многим позициям «самоуправление реформой 1864 года было не расширено, а, наоборот, сужено, притом чрезвычайно существенно». И приводил примеры такого сужения — переподчинение местной полиции центральной власти, запреты местным властям устанавливать многие виды налогов, ограничение других местных налогов размером не более 25 % от центрального налога и т. д. Кроме того, в результате реформы власть на местах оказалась в руках крупных помещиков[52] (в то время как ранее она находилась в основном в руках чиновников, подчинявшихся непосредственно царю и его министрам).
Одним из результатов стали
изменения в местном
[править]
Судебная реформа
Основная статья: Судебная реформа Александра II
Судебный устав 1864 года —
Устав вводил единую систему судебных
учреждений, исходя из формального
равенства всех социальных групп
перед законом. Судебные заседания
проводились с участием заинтересованных
сторон, были публичными, и отчёты о
них публиковались в печати. Тяжущиеся
стороны могли нанимать для защиты
адвокатов, имевших юридическое
образование и не состоявших на государственной
службе. Новое судоустройство отвечало
потребностям капиталистического развития,
но на нём всё ещё сохранялись
отпечатки крепостничества —
для крестьян создавались особые
волостные суды, в которых сохранялись
телесные наказания. По политическим процессам,
даже при оправдательных судебных приговорах,
применяли административные репрессии.
Политические дела рассматривались
без участия присяжных
Вместе с тем, осуществить
судебную реформу удалось далеко
не на всей территории Российской империи.
В труде М. М. Ковалевского указывалось,
что во многих губерниях судебная
реформа проводилась со значительными
отклонениями от Судебного устава 1864
г. Это касалось и судов присяжных,
которые во многих губерниях так
и не были введены. В частности, суды
присяжных не избирались в губерниях,
городах и районах, где не было
введено местное
Если в отношении обычного
гражданского и уголовного судопроизводства
судебная реформа привела к
Ещё одним примером роста
судебного произвола в
В последние годы царствования
Александра II, на фоне роста протестных
настроений в обществе, были введены
беспрецедентные полицейские
[править]
Военная реформа
Основная статья: Военная реформа Александра II
Милютинские военные реформы прошли в период 60—70-х годов XIX века.
Военные реформы Милютина
можно разделить на две условные
части: организационные и
[править]
Организационные реформы
Доклад Военного министерства 15.01.1862 года:
Превратить резервные
войска в боевой резерв, обеспечить
пополнение ими состава действующих
войск и освободив их от обязанности
обучать в военное время
Подготовку рекрутов возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами.
Всех заштатных «нижних чинов» резервных и запасных войск, в мирное время считать в отпуску и призывать только в военное время. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать из них новые части.
Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировать батальоны внутренней службы.
Быстро внедрить эту организацию
не удалось, и лишь с 1864 года была начата
планомерная реорганизация
К 1869 году было завершено приведение войск на новые штаты. При этом общее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилось с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. (в основном за счёт сокращения «не боевого» элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного времени новых частей и соединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счёт резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатов военного времени за 30—40 дней, в то время как в 1859 году на это требовалось 6 месяцев.
Новая система организации
войск содержала и ряд
Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты (при одинаковом вооружении смысла в этом не было).
Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, что отрицательно влияло на их взаимодействия.
Из 3-х бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и драгунской), только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время, как вся кавалерия европейских государств была вооружена пистолетами.
В мае 1862 года Милютин представил Александру II предложения под заглавием «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам». В основе этого документа лежали следующие положения:
Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей тактической единицей считать дивизию.
Разделить территорию всего государства на несколько военных округов.
Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор за действующими войсками и командование местными войсками, а также поручить ему заведование всеми местными военными учреждениями.
Уже летом 1862 года вместо Первой армии были учреждены Варшавский, Киевский и Виленский военные округа, а в конце 1862 года — Одесский.
В августе 1864 года было утверждено «Положение о военных округах», на основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В пограничных округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений.
В 1864 году было создано ещё
6 военных округов: Петербургский, Московский,
Финляндский, Рижский, Харьковский
и Казанский. В последующие годы
были образованы: Кавказский, Туркестанский,
Оренбургский, Западно-Сибирский и
Восточно-Сибирский военные
В результате организации
военных округов создалась
Параллельно шла реформа самого военного министерства. По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объём переписки. Как положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, так как начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооружёнными силами.
Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в себе и ряд других слабых сторон:
Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям собственно генерального штаба отводилось немного места.
Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти.
Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению, а начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии.
Выводы организационных реформ вооружённых сил, проведённых в 60—70-х годах XIX века:
На протяжении первых 8 лет Военному министерству удалось осуществить значительную часть намеченных реформ в области организации армии и управления войсками.