Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:11, реферат
Александр 2: биография и правление.
РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ
ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕЧАТИ.
Не были обойдены
средства массовой информации и учебные
заведения. В 1863 и 1864 гг. были введены
новые университетские уставы, возвратившие
им автономию (предоставление большей
хозяйственной и административной самостоятельности,
непосредственное участие преподавателей
и студентов в решении вопросов внутренней
организации), и введено новое положение
о школьных учреждениях, по которому заботу
о них брали на себя государство, земства
и городские думы, а также церковь. Образование
провозглашалось доступным для всех сословий
и конфессий.
В 1865 г. была снята
предварительная цензура на публикации
и ответственность за уже вышедшие
статьи возлагалась на издателей. Для
них вводилась "карательная" цензура
- применение различных санкций уже после
публикации, вплоть до закрытия издательства.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА.
Армия традиционно
играла важную роль в общественно-политической
жизни России. Поражение в Крымской кампании
обнажило многие слабые стороны русской
армии, ее техническую и тактическую отсталость.
Европейские державы быстро увеличивали
свой военный потенциал, что в условиях
складывающихся военно-политических союзов
не могло не представлять угрозу безопасности
России. Под военными реформами 1860-70-х
годов понимают преобразование вооруженных
сил России под руководством военного
министра Д.А.Милютина. Россия была разделена
на пятнадцать военных округов. Видоизменялись
военные учебные заведения и военно-полевой
суд (был принят новый военно-судебный
устав). В армии отменялись телесные наказания.
Реформа внесла много нового в подготовку
офицерства: создавались юнкерские училища
для подготовки младших офицеров, военные
академии для среднего и высшего командного
состава.
С 1874 г. вместо рекрутских
наборов вводилась всеобщая воинская
повинность. В армии была введена
система льгот в зависимости
от образования, что в свою очередь
должно было его стимулировать. Одной
из целей военной реформы было создание
обученного резерва - запаса, а также образование
военно-окружной системы управления, перевооружение
армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией
и др.
ЗНАЧЕНИЕ БУРЖУАЗНЫХ
РЕФОРМ.
1. Реформы безусловно
отвечали основным тенденциям развития
ведущих мировых держав. Они значительно
продвинули Россию по пути экономической
и политической модернизации. Однако Россия
по-прежнему оставалась самодержавной
монархией.
2. Реформы носили
характер компромисса. Поэтому
они одновременно вызывали критику,
а в ряде случаев полное неприятие как
со стороны радикалов, так и со стороны
консерваторов.
3. Большинство
историков полагает, что с середины
60-х гг. в деятельности правительства
начинают доминировать
Уступки , сделанные
прежде всего в интересах крупной
буржуазии нисколько не нарушали
дворянских привилегий. Новые органы
местного управления, школа и печать
были подчинены царской
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Эти реформы, получившие
название "великих", привели общественно-
Россия вышла
на новый, капиталистический путь своего
развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жукова Л.
В. / История. - М.: "Экзамен", 2000.
2. Исаев И.
А. /История Отечества. - М.: " Юрист",
1997.
3. Новиков С.
В. / История. Пособие для
4. Радугин А.
А. / История России. Курс лекций.
- М.: "Центр", 2001.
5. Федоров В.
А. / История России, 1861-1917. - М.: Высш.
шк. , 2001.
6. Чернобаев
А. А., Горелов И. Е., Зуев М.
Н. / История России. - М.: Высш.шк., 2001.