Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:11, реферат
Александр 2: биография и правление.
Местность весьма
непроезжая, и если справедливо, что государь
избрал ее ввиду полученных анонимных
угроз, то трудно себе представить, почему
именно на этом пути ждала его засада,
- разве потому, что заметили на нем большое,
против обыкновенного, число полиции.
Как бы то ни было, но когда государева
карета доехала до Театрального моста,
раздался взрыв, взломавший задок кареты,
которая тут же остановилась. Государь
вышел из нее невредим, но кинутой бомбой
был смертельно ранен один из конвойных,
скакавший сзади, и саперный офицер, шедший
по тротуару вдоль каменной стены Михайловского
сада. Кучер государя, чуя беду, обернулся
к нему с козел: “Поедемте, государь!”
.
Полицмейстер
Дворжицкий, скакавший сзади, выскочил
из саней с той же просьбой ехать
скорее. Но император, не слушал сделал
несколько шагов назад: “Хочу видеть своих
раненых” . В это время толпа успела остановить
здорового детину, кинувшего бомбу. Государь
обернулся к нему: “Так это ты хотел меня
убить?” .
Но не успех
он договорить, как вторая бомба
разорвалась перед ним, и он опустился
со словами: “Помогите” . К нему кинулись,
приподняли, посадили в сани Дворжицкого
(который сам получил 45 ран мелкими осколками
бомбы, но ни одной смертельной) и повезли.
Через час с небольшим, в 3 часа 35 минут
пополудни, Государь Александр II скончался
в Зимнем дворце... Политическое завещание
Александра II было уничтожено. Злоба и
ненависть выметали с подножья трона все
следы либеральных настроений.
Александр III, в
сознании своих былых заблуждений и в
стремлении вернуться к идеалу царей Московских,
обратился к народу с манифестом, в котором
утверждались незыблемость самодержавной
власти и исключительная ответственность
самодержца перед богом. Русская империя
вернулась, таким образом, на старые традиционные
пути, на которых она когда-то нашла славу
и благоденствие. Александр II оставил
глубокий след в истории, ему удалось сделать
то, за что боялись взяться другие самодержцы
- освобождение крестьян от крепостного
гнета. Плодами его реформ мы пользуемся
и по сей день. В годы его правления Россия
прочно укрепила свои взаимоотношения
с европейскими державами, разрешила многочисленные
конфликты с соседствующими странами.
Внутренние реформы
Александра II сравнимы по своему масштабу
разве что с реформами Петра I. Трагическая
кончина императора сильно изменила дальнейший
ход истории, и именно это событие привело
через 35 лет Россию к гибели, а Николая
II к мученическому венку.
Буржуазные реформы в России в 60-70 годах 19 века.
60-70-е годы
19 века - время коренных преобразований
в России, которые затронули практически
все важнейшие стороны жизни, как общества,
так и государства.
Развитие капиталистических
отношений в дореформенной
Это прекрасно
знал и осознавал новый российский
император Александр 2.
НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ
АЛЕКСАНДРА 2
19 февраля 1855
года на российский престол
вступил император Александр 2(1818-1881
гг.), который вошел в историю России под
именем Освободителя. Новый император
по сравнению со своим отцом Николаем
2 являлся достаточно заурядной личностью.
Он не обладал столь глубоким умом, как
его отец, и не унаследовал его железной
воли. В довершение всего он был весьма
консервативным человеком. Однако это
не помешало Александру Николаевичу быть
прагматичным: он не принимал отвлеченных
от жизни идей и принципов, понимая и необходимость
уступок, а также компромисса в интересах
государственной жизни. Александр 2 склонялся
к мысли о необходимости перемен в политической
сфере.
После восшествия
на престол молодой император
ввел в кабинет министров своего
брата Константина, который был
убежденным либералом. Следующие шаги
императора также носили прогрессивный
характер: разрешался свободный выезд
за границу, были амнистированы декабристы
и петрашевцы, снята цезура на публикации,
были проведены другие либеральные мероприятия.
С большой серьезностью отнесся император
и к проблеме отмены крепостного права.
Главную роль в
осуществлении реформ сыграла экономическая
исчерпанность крепостничества - незаинтересованность
крестьян в результатах труда, жестокая
эксплуатация и деградация аграрного
сектора производства. Все это
привело к росту социальной нестабильности
и активности низов общества и радикально
настроенных общественных деятелей. Для
того чтобы сложившаяся ситуация не привела
к революции, правительство было вынуждено
пойти на проведение реформ.
Также толчком
к преобразованиям послужила
проигранная Крымская кампания.
Во-первых, поражение
России в войне показало полную несостоятельность
политической и экономической системы
Николая 2.
Во-вторых, Крымская
война привела Россию к международной
изоляции.
В-третьих, неудачи
в войне и смерть Николая 2 в определенном
смысле раскрепостили не только либерально
настроенную часть общества, но и ряд правительственных
чиновников.
Таким образом,
сохранить Россию как великую
державу, возможно, было только посредством
реорганизации николаевской системы.
КРЕСТЬЯНСКАЯ
РЕФОРМА.
В январе 1857 года
Александр 2 учредил Секретный комитет
по крестьянскому делу, состоявший в основном
из консервативно настроенных сановников.
Начиная с конца
1957 года в России был создан ряд
комитетов и комиссий, основной задачей
которых являлось решение вопроса освобождения
крестьянства от крепостной зависимости.
Проекты, составленные в губернских комитетах,
должны были подготовить единый проект
крестьянской реформы для всей России.
В начале 1859 года для суммирования и обработки
проектов комитетов были созданы Редакционные
комиссии. Значительную роль в комиссиях
играли либерально настроенные деятели
- Ростовцев, Милютин, представители дворянства
Самарин, Черкасский. Выработанный ими
проект был передан в государственные
органы. 16 февраля 1858 г. Секретный комитет
был переименован в Главный комитет по
крестьянскому делу.
19 февраля 1861г.,
после обсуждения в Главном
комитете и Государственном
По этим документам
российские крестьяне получали личную
свободу и большинство
Помещики сохраняли
собственность на все принадлежащие
им земли, однако обязаны были предоставить
в пользование крестьян надел
земли. За пользование надельной
землей крестьяне должны были отбывать
барщину или платить оброк
и не имели права отказаться от нее
в течение девяти лет. Крестьянам предоставлялось
по соглашению с помещиком право выкупа
земли, до осуществления этого они именовались
временно обязанными крестьянами.
Срок временно
обязанных отношений установлен не был,
за пользование землей временно обязанные
несли повинности. Помещик являлся "попечителем"
сельского общества, получал в нем права
вотчинной полиции, мог требовать смены
сельских старост и других административных
лиц. 28 декабря 1881г. был издан закон об
обязательном выкупе наделов временно
обязанных крестьян с 1 января 1883 года.
Правительство
считало, что нормальное развитие аграрного
сектора дает возможность сосуществовать
двум типам хозяйств: крупному помещичьему
и мелкому крестьянскому. Однако
крестьянам досталось земли под наделы
на 20% меньше тех участков, которыми они
пользовались до освобождения. Это сильно
осложнило развитие крестьянского хозяйства,
а в ряде случаев свело его на нет. За полученную
землю крестьяне должны были выплатить
землевладельцам выкуп, превышающий ее
стоимость в полтора раза; это было нереально,
и поэтому 80% стоимости земли помещикам
выплачивало государство. Крестьяне стали
должниками государства и должны были
выплатить эту сумму в течение 50 лет с
процентами. Общая выкупная сумма за крестьянские
наделы была определена в 867 млн. рублей.
С 1862 по 1907гг. бывшие помещичьи крестьяне
выплатили казне 1540570 тыс. рублей выкупных
платежей и еще оставались ей должны. Выкупные
платежи были отменены с 1 января 1907г. в
результате событий революции 1905-1907 гг.
Крестьянская
реформа 1861 года - буржуазная реформа,
которая способствовала превращению
России в буржуазную монархию. Однако
она не разрешила социально-
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА.
Крестьянская
реформа повлекла за собой и преобразование
всех сторон общественной и государственной
жизни. Проект земской реформы разрабатывался
комиссией, возглавляемой сначала
Н.А. Милютиным, а затем П.А.Валуевым.
1 января 1864 г. Александром ? были утверждены
"Положения о губернских и уездных земских
учреждениях". Земская реформа положила
начало всесословному выборному представительству
и при этом обеспечивала большинство дворянству.
В уездных земских собраниях дворяне составляли
42%, в губернских земских управах дворян
было 89,5%. Впервые представительство в
органах местного самоуправления получило
крестьянство - 38%.
Низовым звеном
было уездное земство, которое избиралось
представителями всех сословий. Уездные
земства, в свою очередь, в губернское
земское собрание. Депутаты земств получили
название гласных. Возглавляли эти собрания
предводители дворянских собраний - органов
самоуправления дворянства. Исполнительными
органами на местах стали земские управы,
которые формировались земскими собраниями.
Сфера компетенции земств была хоть и
ограничена, но достаточно широка: они
имели право собирать налоги для местных
нужд и нанимать служащих, ведали хозяйственными
вопросами, школами, медицинскими учреждениями,
а также вопросами благотворительности.
В пределах этой компетенции земства находились
под контролем местной и центральной власти
- губернатора и министра внутренних дел,
которые имели право приостановить любое
постановление земского собора (съезда).
И хотя исполнительной властью земства
не обладали, в жизни страны они сыграли
огромную роль. Это и организация местного
кредита путем образования крестьянских
судо сберегательных товариществ, и устройство
почт, и дорожное строительство, и организация
в деревне медицинской помощи, народного
образования. К 1880 г. в селе было создано
12 тысяч земских школ.
Земская реформа
проводилась постепенно. Несмотря на
ограниченность, она содействовала
развитию местной инициативы, буржуазного
хозяйства, буржуазной культуры и была
шагом превращения феодальной монархии
в буржуазную.
ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА.
Вслед за земской
реформой последовала реформа городская
(1870 г.). Эта реформа имела целью
поднять хозяйство городов и
привлечь к управлению ими крупную
финансовую и торговую буржуазию. Реформа
заменяла прежние сословные думы всесословными
городскими учреждениями местного самоуправления.
Распорядительными органами становились
городские думы, а исполнительными - избранные
думами городские управы. Члены городских
дум выбирались на четыре года и назывались
"гласными". Правом выбора в городские
думы пользовались лишь лица, достигшие
25-и лет и владевшие недвижимой собственностью,
владельцы промышленных и торговых предприятий,
купцы. В компетенции городского управления
было внешнее благоустройство города,
торговля, промышленность, здравоохранение,
образование.
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА.
Наиболее радикальной
и последовательной была судебная реформа,
среди авторов которой были прогрессивные
юристы - С.И.Зарудный, Д. А. Ровинский, Н.
А. Буцковский. Она проводилась на основе
судебных уставов, принятых 20 ноября 1864г.
В них был отражен ряд буржуазных принципов
судоустройства и судопроизводства: отделение
суда от администрации, несменяемость
судей и следователей, создание суда присяжных,
учреждение адвокатуры, провозглашение
гласности и состязательности процесса,
выборность некоторых судебных органов.
Председатели и члены окружных судов и
судебные следователи должны были иметь
высшее юридическое образование. Председатели
и члены окружных судов и судебных палат
утверждались императором, а мировые судьи
- Сенатом. Вместе с тем судебная реформа
сохранила ряд элементов прежнего сословного
суда: участие в процессе сословных представителей,
особая подсудность дел высших должностных
лиц, сохранение крестьянских, "инородческих"
и духовных судов и др.
Судебная реформа
имела прогрессивное значение, так
как новая система заменила собой
очень раздробленную систему
судов (судов по сословиям, по роду дел,
с множеством инстанций, при закрытых
дверях и т.д.). Эта реформа была подвергнута
коренному пересмотру (контрреформы 1870-х
годов) ранее других реформ 60-х годов.
ФИНАНСОВЫЕ РЕФОРМЫ.
Потребности капиталистического
развития страны и расстройство финансов
в годы Крымской войны требовали
упорядочивания всего финансового
дела. Подготовка и проведение крестьянской
реформы 1861г. вызвали необходимость учреждения
Госбанка и образования в министерстве
финансов Главного выкупного учреждения
для проведения выкупных операций. Все
ведомства должны были ежегодно составлять
сметы по установленной форме с подробными
указаниями расходов. Общая роспись бюджета
государства составлялась министерством
финансов, затем утверждалась Государственным
советом и императором, после чего становилась
законом. В 1864-68гг. все государственные
доходы были сосредоточены в кассах Государственного
казначейства министерства финансов.
Из них в соответствии с бюджетными сметами
производились расходы. Финансовые реформы
1860-х годов были непоследовательными.
В системе прямых налогов сохранился основной
налог русского феодального государства
- подушная подать, не была реализована
денежная реформа 1862г. и т.д.