Альбицкий и томская школа патофизиологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Открытие университета и организация многочисленных кафедр положили начало научным исследованиям. Одной из первых кафедр, созданных на медицинском факультете университета в 1890 году, является кафедра общей патологии. Она явилась первой кафедрой общей патологии в Сибири. В связи с началом преподавания общей патологии студентам III курса решением ученого совета в главном корпусе университета были выделены учебные комнаты, помещение под небольшую лабораторию и кабинет заведующего кафедрой, а также утвержден небольшой штат кафедры. Для руководства кафедрой общей патологии решено было пригласить воспитанника Петербургской медико-хирургической академии доктора медицины П. М. Альбицкого.

Содержание

Введение________________________________________________3стр.
Альбицкий П.М.___________________________________________5стр.
Томская школа патофизиологов______________________________7стр.
Список использованной литературы__________________________14стр.
Приложение______________________________________________15стр.

Работа содержит 1 файл

Открытие университета и организация многочисленных кафедр положили начало научным исследованиям.docx

— 37.59 Кб (Скачать)

     Большое место в лекциях Альбицкого отводилось характеристике условий жизни. «Основными,- говорил он, - общими условиями жизни животного и человека являются: кислород, пища, свободная энергия (тепло, свет, электричество) взаимодействие организмов – микробы для высших, деятельность (физиологическая активность) и пр. Те же самые условия, которые необходимы для жизни, могут стать причиной болезни и даже смерти организма, если они не выполнены в той мере, как это необходимо для организма… Мы видим, как человек способен своей разумной деятельностью превращать убийственные по своему влиянию на организм местности в здоровые и т. д. (Великое значение гигиены в предупреждении заболеваний)… К сожалению, далеко не все люди могут(и умеют) одинаково пользоваться результатами опыта своих предков и данными науки. Мы видим постоянно людей обездоленных, лишенных основных жизненных условий, которые не могут, например, подобно нам отдаваться приятным умственным занятиям, несущие непосильный труд при скудной пище и пр. Мы видим вместе с тем, как некоторые люди могут страдать и от избытка жизненных благ. Мы часто видим, что грехи людские здесь, на земле, наказуются и получают возмездие. Если бы мы помнили о всем этом, особенно про долю детей, жизнь до 70-80 лет действительно не было привилегией избранных; наряду с развитием и закреплением наследственностью устойчивости к вредным влияниям, не было бы так часто и возникновения, и передачи предрасположения к ним».

     В дальнейшем, будучи в академии, он продолжал развивать свои взгляды на причины болезни и условия жизни. Большинство населения, по мнению Альбицкого, болеет и умирает от недостатка питания, света, чистого воздуха и непосильного труда и др. В связи с этим деятельность врача в предупреждении болезней имеет относительное значение, важнейшие медицинские вопросы переплетаются  с многими общественными и экономическими вопросами. Большое значение Альбицкий придавал роли нервной системы в течении заболеваний различных органов человеческого тела. «Она всем заправляет, за всем следит, - писал он,- и естественно, первая узнает о всех тех нарушениях, которые возникают вследствие заболевания какого бы то ни было органа или ткани. Она не только узнает об этом сама, но и дает об этом знать другим органам и системам… Таким образом, возникают рефлекторные явления с любого заболевшего органа на самые отдаленные части тела».

     В своих  лекциях он предупреждал будущих  врачей от излишней переоценки роли микроорганизмов  в происхождении и течении  болезни, чрезмерного увлечения  фармакологическими средствами и прививками, что приводит к недооценке роли нервной  системы. «Мы как будто забыли, - говорил Альбицкий, - что при  одном виде и запахе вкусного блюда  начинает усиленно течь слюна, что в  то же время и от той же причины  фонтаном брызжет сок из протока  поджелудочной железы; что при  веселом хорошем настроении духа можно с пользой для себя съесть такой обед, который трудно съесть в дурном настроении, без того, чтобы  не расстроить себе желудок. Мы как будто забыли, что во время войны у победителей и побежденных ранения протекают неодинаково, что подавленное состояние духа – одно из условий, резко повышающих восприимчивость к заразным заболеваниям и т. д.». Можно с уверенностью утверждать, что Альбицкий по своим научным взглядам близко стоял к прогрессивным русским ученым И. М. Сеченову и С. П. Боткину.

     Кроме лекций и практических занятий со студентами, Альбицкий большое внимание уделил  организаций научной работы. Так же, как в Петербургской ВМА, создавая лабораторию, он многое сделал своими руками. В этой лаборатории он закончил работу «Материалы к физиологии и патологии дыхания». Уже через 6 месяцев после приезда Альбицкого в Томск в феврале 1891 года ученый совет разрешил ему напечатать эту работу за счет средств университета. Несомненно, что исследование проводилось на протяжении нескольких лет, начало их относится к 1885 году, но закончены эксперименты и оформлена работа к печати в Томском университете. Экспериментальное исследование Альбицкого «Материалы к физиологии и патологии дыхания» состоит из двух частей.

     Первая  часть посвящена влиянию на организм среды, богатой углекислотою, а вторая часть- влиянию на организм газовой среды, богатой кислородом. В первой части автор подробно описывает условия, в которых проводились опыты. Для этого животное помещалось в герметически закрытый ящик, который сообщался с водно-воздушным насосом и  газовыми часами. Такое устройство оборудования давало возможность пропускать определенное количество газовой смеси с известным содержанием в ней углекислого газа, которым дышало помещенное в ящик животное. При этом было установлено, что под влиянием СО2 у подопытных животных (собаки, кролики, кошки и др.)резко увеличивалось количество мочи, а также содержание в ней мочевины и сульфатов. Этот факт определил направление дальнейших исследований и дал основание предположить, что выделение большого количества фосфата с мочой не является побочным явлением. Происходит это потому, что животное, не имел возможности выводить из себя скопившуюся углекислоту через легкие, выводит ее через почки в виде солей, тем самым ослабляет вредное влияние этого газа на ткани организма. А раз это так, то легче с вредным влиянием углекислоты будет бороться организм, богатый щелочами.

     С этой целью Альбицкий проводил многочисленные опыты как с травоядными животными, богатыми щелочами, так и с плотоядными, бедными щелочами. Опыты проводились  на сытых и голодающих животных, а также до известной степени  искусственно повышалось содержание щелочей в организме. Проведенные эксперименты, с одной стороны, подтверждали предположение исследователя, а с другой – подвергли их сомнению. Проведенные опыты над различными животными дали ученому основание сделать заключение, что кролики лучше переносят влияние СО2, чем морские свинки. Чем животное старше, тем оно лучше переносит избыток углекислоты; собаки, кролики, кошки, крысы, свинки выносливее птиц, а караси выносливее всех вышеупомянутых животных.

     В этом разделе работы Альбицкий подробно останавливается на механизме действия углекислоты и ее биологическом  значении. При этом он выдвинул определенное мнение, что патологическая жизнь  управляется теми же законами, что  и нормальная, поэтому и отношение  между кислородом и углекислотой в организме при патологическом состоянии также подчинено действующим  законам, но при нормальной жизни  действие углекислоты служит на пользу организма. Альбицкий утверждал, что  углекислота имеет величайшее биологическое  значение и является тормозом и регулятором  окислительных процессов в организме  животного.

     Вторая  часть работы Альбицкого является продолжением первого и посвящена влиянию  на организм среды, бедной кислородом.

     К сожалению, деятельность Альбицкого в Томске была непродолжительной, немногим более  года он возглавлял кафедру общей  патологии. В связи с назначением  в конце 1890года В. В. Пашутина начальником  академии, Альбицкий был одним  из возможных кандидатов на заведование  кафедрой общей патологии, на которой  начиналась его научная деятельность. Несмотря на то, что Альбицкий с  радостью приехал в Петербург  поближе к родным местам, он не порывал  связей с Томским университетом, со своими учениками и соратниками  по научной работе Д. И. Тимофеевским, А. В. Репревым, П. П. Авровым. С надеждой и радостью он смотрел на сибирский университет. В приветственной телеграмме из Петербурга в октябре 1891 года он писал: «Шлю привет дорогому для меня Томскому университету в третью годовщину его существования исполненный любви и благодарности и самой горячей уверенности, что жизнь нашего молодого прекрасного университета разольется могучим и чистым потоком, который внесет свою свежесть и силу во всю русскую университетскую жизнь». Вся последующая жизнь и научная деятельность Альбицкого связана с Петербургской МХА и женским медицинским институтом, где он проработал до конца своей жизни. Умер он в 1922 году и похоронен у себя на родине, в г.Переславле.  

 

     Список  использованной литературы:

     Колодин Н. Н. «Для авиационной медицины…»[Альбицкий П. М.]// Ярославские эскулапы - Ярославль: Канцлер, 2009. – Т.З. Корифеи и академики. – С. 150- 165. – 396с. – (этюды о былом). – 150 экз. – ISBN 978-5-91730-002-3.

     Альбицкий Петр Михайлович(30 октября 1853 – 12 января 1922): биография отдельного лица // Сибирский  медицинский журнал.-1998. – Том 13, №3/4. – С. 122-123. 

     Приложение:

     Награды и звания:

     В июне 1911 года утвержден в звании заслуженного профессора , академик Военно-медицинской академии. В 1913 году за работу «материалы к физиологии и патологии дыхания» получил премию им. А. С. Уварова. В 1919 году избран почетным членом «Переславль-Залесского научно-просветительного общества».

     Государственные награды: ордена Св. Станислава 1 ст. (1905), Св. Владимира 3 ст., Св. Станислава 2ст., Св. Анна 3 ст.(1879),Св. Станислава 3ст., Высочайшая благодарность (1880), темно-бронзовая медаль в память войны 1877-1878 гг., медаль в память царствования Императора Александра III, медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» и знак Красного Креста.

     Дослужился  до действительного статского советника (1896) . 
 

Информация о работе Альбицкий и томская школа патофизиологов