Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:51, реферат
Ахмет Байтурсунов народный поэт. Поэтическая деятельность его начинается с перевода басен Крылова на киргизский язык. Как у человека, посвятившего всю свою жизнь просвещению темной киргизской массы, основная идея его высказывается и тут: как поэт-протестант, А.Б. поэзию превращает в оружие борьбы с политикой монархической России, угнетавшей киргиз. Принимаясь перевести басни Крылова, он прежде всего имеет в виду великую возможность басен для воспитания детей и взрослых. Он выбирает для перевода из Крылова такие басни, которые понятны и соответствуют киргизскому духу.
Ахмет обучался грамоте у
аульных мулл. После окончания
русско-казахского училища он поехал
в Оренбург и поступил в школу
казахских учителей. В 1895-1909 гг. преподавал
в аульных волостных училищах
Актюбинска, Кустанайского и
Жена ученого была русской.
Во время работы в Кустанайском уезде
Ахмет Байтурсынов жил в доме
у лесника, где полюбил Александру
Ивановну. Они поженились. Брак их был
совершен по-мусульмански в Кустанае,
и она изменила свое имя и фамилию,
стала именоваться Бадриссафой
Мухаметсадыковной
Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1907 года. Затем он был впервые заключен в тюрьму.
В 1896 году в Омске Ахмет
Байтурсынов познакомился с Алектовым,
возглавлявшим в то время школьное
дело в северных областях. Эта дружба
дала ему многое. Алекторов приобщил
его просвещенской деятельности
Ильминского. Видя тяжелое положение
своего народа и царившую неграмотность,
он окончательно выбирает свой путь борьбы
и призывает обнищавшее казахское
общество не к традиционности, а
к новой жизни в русле
Байтурсынов не ограничился чисто преподавательскими обязанностями. Он ездил по аулам, агитировал людей в пользу просвещения и делился с ними тем, о чем мечтал. Байтурсынов понимал, куда ведет безжалостная колонизаторская политика царского правительства и в своих выступлениях перед народом смело разоблачал ее.
Революция 1905 года подтолкнула
его к активным действиям. Первую
русскую революцию 1905 года он встретил
в Каркаралинске. И с этого
времени активно включается в
политическую деятельность. Первой такой
акцией стало его участие в
составлении петиций, в которой
декларировались требования прекратить
экспроприацию земли у казахов,
приостановить поток
С этого времени все его помыслы были направлены на пробуждение сознания народа. А упомянутая петиция была написана 26 июля 1905 года на знаменитой Кояндинской ярмарке совместно с первым казахским магистром права Жакыпом Акпаевым и крупным политиком, ученым-экономистом Алиханом Букейхановым.
Поиск справедливости и критика действий царской администрации не могли пройти бесследно. В 1909 году Ахмет Байтурсынов, занимавшийся в то время учительством, снова был заключен на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму. С того времени он переходит к открытой борьбе с произволом, пишет стихи о свободе, призывая к борьбе с народным гнетом.
В 1913 году Байтурсынов открывает в Оренбурге газету "Казах". Вскоре к ее изданию примыкает Алихан Букейханов и становится одним из ведущих авторов. Начальник жандармского управления Оренбургской губернии генерал-майор Бабич в своем письме тургайскому губернатору от 24 ноября 1914 года о газете "Казах" отмечает : "Из крупных сотрудников газеты известны "Алихан Букейханов, бывший член I Государственной думы, специалист по аграрному вопросу степных областей."
Ахмету Байтурсынову удалось сплотить вокруг газеты "Казах" таких видных деятелей и поэтов, как Миржаким Дулатов, Шокарим Кудайбердиев, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов и многих других. Благодаря энергии и усилиям таких видных деятелей газета стала общественным изданием, сыграв значительную роль в пробуждении сознания казахского народа. Восьмитысячный ж газеты (не малый по тем временам) позволял довести до народа волнующие проблемы.
В одном из номеров газеты "Казах" (1913 г.) Ахмет Байтурсынов писал "Само существование казахских наций стало острой проблемой". Эти отчаянные слова вырывались у него не случайно. В начале ХХ века форсированными темпами шли колонизация азиатского Востока и интенсивное переселение крестьян из европейской части страны. В результате в 1916 году казахи лишились 40 млн гектаров лучших земель и были вытеснены в бесплодную степь и горы.
Особенно откровенным и хищническим стало ограбление Степного края в годы первой мировой войны, когда из степи в огромном количестве по принудительным ценам вывозили скот.
Была проведена реквизиция кибиток и кошм для царской армии. Одновременно подготавливалось изъятие новых земель для славянских колонистов. А если к этому прибавить социальный гнет, безнаказанность и поборы чиновников, то понятно, что такие личности, как Ахмет Байтурсынов, не могли оставаться в стороне от происходящего.
Газета просуществовала 5
лет - до 1917 года. За это время она
стала главным национально-
В ходе гражданской войны
советское руководство, стремясь привлечь
квалифицированных специалистов на
сторону революции, издает постановление
ВЦИК от 4 апреля 1919 г., в котором, в
частности, говорилось, что "киргизы
(казахи), принимавшие участие в
гражданской войне против советской
власти, а также члены и сотрудники
бывшего национального
В августе 1919 года в статье
"Революция и киргизы" Ахмет
Байтурсынов писал "Провозглашение
"Декларации прав народов России"
можно считать началом
Однако волна жестоких репрессий обрушилась и на Казахстан. В результате пострадала прежде всего казахская творческая интеллигенция, перешедшая на сторону советской власти и по мере сил служившая ей в последующие годы. С уничтожением таких личностей, как Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабаев и др. Серьезный урон понесли наука и литература Казахстана.
Надо отметить должное: советская
власть не жалела сил для развития
просвещения. Особое внимание уделялось
женщинам-казашкам. В 1930-31 учебном году
был внесен всеобуч в оседлых
районах, а с 1931 года - в районах
с кочевым населением. Огромное внимание
на ускорение культурного
20-30-е годы были также
периодом становления науки в
Казахстане. Крупным центром изучения
истории, этнографии, экономики края
и естественных наук стало
общество изучения Казахстана. В
работе естественно-
В те же годы в Казахстане
началось преследование деятелей дореволюционной
интеллигенции, которой инкриминировалась
нелегальная деятельность по воссозданию
алаш-ордынского движения. В 1920 г. был
арестован Ахмет Байтурсынов. Он
был выслан в Архангельск, а жена
с дочкой Шолпан - в Томскую область.
Но в 1934 году по ходатайству Е. Пешковой,
работавшей тогда в комиссии Красного
Креста, Ахмет Байтурсынов был
освобожден. Однако в октябре 1937 года
он был снова арестован и