Ахмет Байтурсунов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:51, реферат

Описание работы

Ахмет Байтурсунов народный поэт. Поэтическая деятельность его начинается с перевода басен Крылова на киргизский язык. Как у человека, посвятившего всю свою жизнь просвещению темной киргизской массы, основная идея его высказывается и тут: как поэт-протестант, А.Б. поэзию превращает в оружие борьбы с политикой монархической России, угнетавшей киргиз. Принимаясь перевести басни Крылова, он прежде всего имеет в виду великую возможность басен для воспитания детей и взрослых. Он выбирает для перевода из Крылова такие басни, которые понятны и соответствуют киргизскому духу.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 27.25 Кб (Скачать)

 

Ахмет обучался грамоте у  аульных мулл. После окончания  русско-казахского училища он поехал в Оренбург и поступил в школу  казахских учителей. В 1895-1909 гг. преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского  уездов.

 

Жена ученого была русской. Во время работы в Кустанайском уезде  Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был  совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадриссафой  Мухаметсадыковной Байтурсыновой.

 

Они жили в Кустанае, где  он работал в русско-казахской  школе учителем. На следующий год  переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1907 года. Затем  он был впервые заключен в тюрьму.

 

В 1896 году в Омске Ахмет  Байтурсынов познакомился с Алектовым, возглавлявшим в то время школьное дело в северных областях. Эта дружба дала ему многое. Алекторов приобщил его просвещенской деятельности Ильминского. Видя тяжелое положение  своего народа и царившую неграмотность, он окончательно выбирает свой путь борьбы и призывает обнищавшее казахское  общество не к традиционности, а  к новой жизни в русле общечеловеческой цивилизации.

 

Байтурсынов не ограничился  чисто преподавательскими обязанностями. Он ездил по аулам, агитировал людей  в пользу просвещения и делился  с ними тем, о чем мечтал. Байтурсынов  понимал, куда ведет безжалостная колонизаторская  политика царского правительства и  в своих выступлениях перед народом  смело разоблачал ее.

 

Революция 1905 года подтолкнула  его к активным действиям. Первую русскую революцию 1905 года он встретил в Каркаралинске. И с этого  времени активно включается в  политическую деятельность. Первой такой  акцией стало его участие в  составлении петиций, в которой  декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. Прозвучал  также призыв к единению мусульманских  народов в противовес политике насаждения православия. Петиция предусматривала  и новую организацию системы  просвещения, разрешение на издание  безцензурной газеты, отражающей думы и чаяния казахского народа, ведение  делопроизводства в государственном  аппарате и судебных органах на казахском  языке. Эти мысли бросали семя в казахский народ и были поддержаны многими представителями интеллигенции.

 

С этого времени все  его помыслы были направлены на пробуждение  сознания народа. А упомянутая петиция  была написана 26 июля 1905 года на знаменитой Кояндинской ярмарке совместно  с первым казахским магистром  права Жакыпом Акпаевым и крупным  политиком, ученым-экономистом Алиханом Букейхановым.

 

Поиск справедливости и критика  действий царской администрации  не могли пройти бесследно. В 1909 году Ахмет Байтурсынов, занимавшийся в  то время учительством, снова был  заключен на 8 месяцев без суда в  семипалатинскую тюрьму. С того времени  он переходит к открытой борьбе с  произволом, пишет стихи о свободе, призывая к борьбе с народным гнетом.

 

В 1913 году Байтурсынов открывает  в Оренбурге газету "Казах". Вскоре к ее изданию примыкает  Алихан Букейханов и становится одним  из ведущих авторов. Начальник жандармского управления Оренбургской губернии генерал-майор  Бабич в своем письме тургайскому  губернатору от 24 ноября 1914 года о  газете "Казах" отмечает : "Из крупных  сотрудников газеты известны "Алихан Букейханов, бывший член I Государственной  думы, специалист по аграрному вопросу  степных областей."

 

Ахмету Байтурсынову удалось  сплотить вокруг газеты "Казах" таких  видных деятелей и поэтов, как Миржаким Дулатов, Шокарим Кудайбердиев, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов и многих других. Благодаря энергии и усилиям  таких видных деятелей газета стала  общественным изданием, сыграв значительную роль в пробуждении сознания казахского народа. Восьмитысячный ж газеты (не малый по тем временам) позволял довести до народа волнующие проблемы.

 

В одном из номеров газеты "Казах" (1913 г.) Ахмет Байтурсынов  писал "Само существование казахских  наций стало острой проблемой". Эти отчаянные слова вырывались у него не случайно. В начале ХХ века форсированными темпами шли колонизация  азиатского Востока и интенсивное  переселение крестьян из европейской  части страны. В результате в 1916 году казахи лишились 40 млн гектаров лучших земель и были вытеснены в бесплодную степь и горы.

 

Особенно откровенным  и хищническим стало ограбление Степного края в годы первой мировой  войны, когда из степи в огромном количестве по принудительным ценам  вывозили скот.

 

Была проведена реквизиция кибиток и кошм для царской  армии. Одновременно подготавливалось изъятие новых земель для славянских колонистов. А если к этому прибавить  социальный гнет, безнаказанность и  поборы чиновников, то понятно, что  такие личности, как Ахмет Байтурсынов, не могли оставаться в стороне  от происходящего.

 

Газета просуществовала 5 лет - до 1917 года. За это время она  стала главным национально-общественно-политическим и научно-литературным изданием. И  не случайно в годы сталинских в  годы сталинских чисток была учинена  жестокая расправа над сотрудниками газеты "Казах".

 

В ходе гражданской войны  советское руководство, стремясь привлечь квалифицированных специалистов на сторону революции, издает постановление  ВЦИК от 4 апреля 1919 г., в котором, в  частности, говорилось, что "киргизы (казахи), принимавшие участие в  гражданской войне против советской  власти, а также члены и сотрудники бывшего национального киргизского  правительства "Алаш-Орды" за прежнюю  свою контрреволюционную деятельность никакому преследованию и наказанию  не подлежат". После этого постановления  многие лидеры правительства "Алаш-Орды" перешли на сторону советской  власти.

 

В августе 1919 года в статье "Революция и киргизы" Ахмет  Байтурсынов писал "Провозглашение "Декларации прав народов России" можно считать началом внимательного  отношения к казахскому национальному  вопросу, я могу от чистого сердца успокоить товарищей, что, предпочитая  советскую власть колчаковской, мы не ошиблись".

 

Однако волна жестоких репрессий обрушилась и на Казахстан. В результате пострадала прежде всего  казахская творческая интеллигенция, перешедшая на сторону советской  власти и по мере сил служившая  ей в последующие годы. С уничтожением таких личностей, как Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабаев и др. Серьезный  урон понесли наука и литература Казахстана.

 

Надо отметить должное: советская  власть не жалела сил для развития просвещения. Особое внимание уделялось  женщинам-казашкам. В 1930-31 учебном году был внесен всеобуч в оседлых  районах, а с 1931 года - в районах  с кочевым населением. Огромное внимание на ускорение культурного прогресса  оказали многие деятели национальной интеллигенции. В те годы огромной популярностью  пользовались написанные Ахметом Байтурсыновым  учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 20-годы несколько  изданий.

 

20-30-е годы были также  периодом становления науки в  Казахстане. Крупным центром изучения  истории, этнографии, экономики края  и естественных наук стало  общество изучения Казахстана. В  работе естественно-георгафической, этнографической и историко-археологической  секций общества принимали участие  видные ученые С. Асфендияров,  А. Затаевич, А. Байтурсынов, Ж.  Аймауытов и др.

 

В те же годы в Казахстане началось преследование деятелей дореволюционной  интеллигенции, которой инкриминировалась  нелегальная деятельность по воссозданию  алаш-ордынского движения. В 1920 г. был  арестован Ахмет Байтурсынов. Он был выслан в Архангельск, а жена с дочкой Шолпан - в Томскую область. Но в 1934 году по ходатайству Е. Пешковой, работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был  освобожден. Однако в октябре 1937 года он был снова арестован и растрелян.


Информация о работе Ахмет Байтурсунов