Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:48, реферат
Цель работы рассмотреть реформаторскую деятельность Столыпина и дать оценку.
Задачи работы:
1) рассмотреть экономическое и политическое положение России в конце 19 начале 20 века;
2) рассмотреть личность Столыпина;
3) проанализировать аграрную реформу;
4) выявить причины неудачи аграрной реформы;
5) подвести итоги реализации аграрной реформы.
При написании реферата научной и информационной базой послужили научные труды по истории России, а также материалы периодических изданий.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Экономическое и политическое положение России в конце 19 начале 20 века…………………………………………………………………………………5
2 Личность Столыпина…………………………………………………………..10
3 Аграрная реформа………………………………………………………….…..13
3.1 Сущность реформы……………………………………………………….….13
3.2 Содержание реформы Столыпина………………………………………….15
3.3 Методы реформы………………………………………………………….…19
4 Итоги реформы…………………………………………………………………20
4.1 Причины неудачи аграрной реформы…………………………………..….20
4.2 Итоги реализации аграрной реформы…………………………………..…..21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы ……………………………………………………………..27
России
требовались как политические, так
и экономические реформы,на первом месте
стояла аграрная реформа, которые смогли
бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком
этих реформ должен был быть человек, для
которого важна была судьба России. Им
стал Пётр Аркадьевич Столыпин.
Глава
2 Личность Столыпина
В ХХ век Российская империя вступила как одна из самых сильных мировых держав. Опасность России грозила от бурно развивавшихся стран, жаждавших передела мира, но еще большую опасность представляло революционное движение внутри империи. После дарования свобод выросло новое поколение, желающее большего и готовое использовать в своих целях любые средства. Но выросли и новые лидеры наступившей эпохи.
Петр Аркадьевич Столыпин - выходец из старого дворянского рода, известного с конца XVI века. Род Столыпиных дал России выдающихся политических и литературных деятелей. Бабушка М.Ю. Лермонтова - урожденная Столыпина. Прадед - сенатор А.А. Столыпин - друг М.М. Сперанского, крупнейшего государственного деятеля начала XIX века. Отец - Аркадий Дмитриевич - участник Крымской войны, Друг Л.Н. Толстого, навещавший его в Ясной Поляне. Мать П.А. Столыпина - Анна Михайловна - урожденная Горчакова - племянница канцлера России А.М.Горчакова, одноклассница А.С.Пушкина по лицею. Жена Петра Аркадьевича - правнучка А.В.Суворова. Таким образом, семья Столыпиных в XIX - XX веках была в родстве и дружбе со знаменитейшими людьми России. Семья П.А. Столыпина владела поместьями в Нижегородской, Казанской, Пензенской и позже Каунасской губерниях.
Петр Аркадьевич в 1881 году неожиданно для многих поступил на физико- математический факультет Петербургского университета, где с интересом изучал физику, геологию, ботанику, зоологию, астрономию [6. c.87-88].
В 1884 году в возрасте 22 лет П.А. Столыпин окончил естественный факультет петербургского Университета. После окончания университета он служит в министерстве государственного имущества, но через год переводится в МВД и попадает, предводителем дворян, в Ковенскую губернию. Столыпин был рад этому назначению, оно помогло ему раскрыться и как человеку, и как хорошему руководителю. Он, подолгу разговаривал с крестьянами, как губка впитывал все, о чем они говорили, а говорили они о земле, о рациональном ведении хозяйства и о многих других вещах, которые тревожили крестьян.
Вскоре он завел свое хозяйство. Его дочь, М.П. Бок писала: «Мой отец очень любил сельское хозяйство, и когда бывал в Колнобережье, весь уходил в заботы о посевах, покосах, посадках в лесу и работу в фруктовых садах» [10. c. 118-119].
Потом
он был назначен уездным предводителем
дворянства, а в 1899 году - губернатором
в той же губернии. В 1902 году
В.К.Плеве назначил его исполняющим
должность гродненского губернатора.
Нужно отметить, что Столыпин
стал самым молодым губернатором России,
после назначения на эту должность
он сразу взялся за изучение
дел губернии, но его действия
контролировались генерал-губернатором
Виленским и хоть между ними не
было никаких трений, это претило характеру
Столыпина. В 1903 году Столыпин
стал саратовским губернатором. Это было,
безусловно актом высокого доверия
со стороны всесильного Министерства
внутренних дел. Здесь и застала
его первая революция, в которой он применил
весь арсенал средств - от прямого
обращения к народу до расправы с помощью
казаков. При этом в деятельности
губернатора появились две отчетливые
черты: во-первых, он не смущался
карать не только ж левых, но и правых,
если их деятельность переходила
за рамки дозволенного. Во-вторых, в отличие
от большинства
высокопоставленных деятелей Столыпин был лично храбр и не боялся оставаться лицом к лицу с разгневанной толпой. Он не просто заявил революционерам с трибуны Государственной Думы: «Не запугаете!», но и на самом деле вел себя бесстрашно [6. c. 151].
В
апреле 1906 года Николай II назначает
44-летнего Столыпина министром
внутренних дел, а спустя три месяца
Столыпин становится председателем
Совета министров и вся борьба с революцией
ложится на его плечи[10. c.45]. Противники
Столыпина использовали все средства
для воздействия на Николая
II. К тому же, в окружении царя находился
Григорий Распутин, оказывавший на него
и его семью гипнотическое влияние. Император
Николай II назначил Столыпина, и он
же мог в любой момент положить конец его
власти. История не знает точного числа
покушений на жизнь Петра Столыпина,
по разным данным их было от 10 до 18. Страдали
люди, находившиеся рядом с ним, были ранены
его малолетние дочь и сын. Задолго до
своей смерти он наказал: «Я хочу быть
погребенным там, где меня убьют» [1. c.124].
Глава 3 Аграрная реформа
Во главу угла своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере экономики. С чего начать в ней? Премьер был убежден, и его выступления свидетельствуют об этом, что начинать необходимо с аграрной реформы. И сам Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главную задачу реформы создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству. Здесь четко проступают политические соображения аграрной реформы: без крестьянства никакая революция в России была невозможна. 5 декабря 1908 года в речи о «земельном законопроекте и землеустройстве крестьян» Столыпин утверждал, что «настолько нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях, крепкий личный собственник, насколько он является преградой для развития движения. Видно из трудов последнего съезда социалистов революционеров, бывшего в Лондоне в сентябре настоящего года... вот то, что он постановил: правительство, подавив попытку открытого восстания и захвата земель в деревне, поставило себе целью распылить крестьянство усиленным насаждением личной частной собственности или хуторским хозяйством. Всякий успех правительства в этом направлении наносит серьезный ущерб делу революции» [6. c. 65-66].
Кроме политических устремлений, в закон 9 ноября 1906 правительство заложило и экономический смысл. Столыпин утверждал в речи перед Государственным Советом 15 марта 1910, что «...именно этим законом заложен фундамент, основание нового социально экономического крестьянского строя» [6. c. 67]. Экономические аспекты реформ основывались на том, что без нормального аграрного фундамента, без процветающего сельского хозяйства, без выплескивания из села на рынок труда миллионов бывших крестьян, дешевой рабочей силы, промышленность России будет обречена на чахлую жизнь при постоянной «подкормке» в виде казенных заказов.
Действительно, согласно концепции Столыпина, модернизация страны требовала нескольких условий: первое сделать крестьян полновластными собственниками, чтобы «крепкие и сильные», освободившись от опеки общины, могли обойти «убогих и пьяных». И второе, добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.
Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем. Упор был не на общину, а на единоличного собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом [1. c.13-34].
Разрушению крестьянской общины способствовал не только указ от 9 ноября 1906 года, но и другие законы 1909 1911 гг., предусматривающие роспуск общины и возможность его проведения решением простого большинства, а не 2/3, как это было раньше. После принятия указа 9 ноября Государственной Думой он поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему экономическому содержанию это были, безусловно, либеральные буржуазные законы, способствующие развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивные. Разные исследователи дают различную сущностную характеристику этих законов.
Так, согласно концепции А. Я. Авреха, закон «обеспечивал прогресс по худшему, прусскому образцу, тогда как революционный путь открывал «зеленую улицу» «американскому», фермерскому пути, максимально эффективному и быстрому, в рамках буржуазного общества» [1. c.197].
Г. Попов рассматривает сущность столыпинской аграрной реформы и, следовательно, сущность ее основных нормативных актов, по иному. Вот ход его рассуждений. Еще Ленин считал, что реформа Столыпина - прусский путь развития капитализма, нечто, выгодное помещикам. Но ведь опора прусского пути юнкера, помещичьи хозяйства. Столыпин же искал опору среди богатого крестьянства. Ленин допустил ту же ошибку, что и Чернышевский, который считал реформу 1861 года помещичьей. На самом деле все конкретные решения реформы 1861 года отвечали в первую очередь интересам сохранения царя и его бюрократии. И Столыпин тоже думал о сохранении бюрократии в широком смысле слова, о сохранении российского государства. В 1861 году с этой целью отвергли и помещичий вариант реформы (освободить крестьян без земли) и крестьянский вариант (освободить, отдав крестьянам всю землю). Выбрали общинный вариант освобождения. Именно он позволил сохранить государственную машину России и Российскую империю. Уже тогда стало ясно, что царя больше интересует российское государство, чем помещики. Столыпин тоже искал путь сохранения, прежде всего российского государство, которое он отождествлял с правительством и царем. Столыпин ближе не к юнкерскому, а к американскому пути. В США Линкольн открыл дорогу на запад всем, желавшим стать фермерами. Почти то же пытался сделать Столыпин, только дорогу он открыл на Восток. По существу он пытался соединить американский путь развития экономики капитализма с сохранением аппарата бюрократии самодержавия [10. c. 91].
Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Более того, закон разрешил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. По требованию выделившихся, община была обязана выделить им взамен черезполосых земель отдельный компактный участок отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним, для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов [7. c.36].
Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной собственности был кредитный банк. Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государству. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам общине. Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли таким путем 9,5 млн. га земли. Необходимо, однако заметить, что условия продаж были довольно жесткими за просрочку платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи. По свидетельству Н. Верта, эта политика была весьма разумной в отношении наиболее работоспособной части крестьян, она помогла им, но не могла решить аграрный вопрос в целом (крестьяне бедняки не могли приобрести земли). Более того, выделение в отдельное хозяйство обычно не давало участки, достаточные для эффективной работы и даже кредиты дела существенно не меняли, и Столыпин взял курс на переселение крестьян на свободные государственные земли. По мнению Н. Эйдельмана массовое переселение было организовано для того, чтобы, не наделяя крестьян помещичьей землей (радикализм), обогатить одних крестьян за счет других, распустив общину и облегчив переход того, что принадлежало беднякам в собственность зажиточных мужиков. Оставшихся без земли, должен был в первую очередь принять город, а во вторую окраины, куда организуется переселение. С этой точки зрения Столыпин старался достичь компромисса общественных сил, чтобы, с одной стороны, не ущемлять законных прав помещиков на землю, а с другой обеспечить землей наиболее сознательную часть крестьянства, как предполагалось, опору самодержавия [7. c. 194-195].