Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:20, реферат
Декреты «О земле» и закон от 19 февраля 1918 г. «О социализации земли» провозгласили государственную собственность на землю, закрепив за крестьянством статус землепользователя. Земля должна была распределяться между пользователями по уравнительно-трудовому принципу. Но единообразия в распределении земли на данном этапе не было. Раздел осуществлялся сельскими обществами согласно местным традициям либо земельными отделами Советов. В центральных перенаселенных губерниях земля распределялась по числу едоков, в многоземельных - по трудовому. Проведенное перераспределение не решало ключевых проблем российского сельского хозяйства.
комстат России, 2000. 642 с .
Россия в окружающем мире: 2001
24
1951.1960 гг. их число уменьшилось в 2,7 раза. В большинстве своем эти
изменения не были экономически обоснованными и не давали ожидаемого
эффекта, кроме некоторого сокращения управленческого персонала.
Укрупнение производственной структуры сопровождалось волюнтаристс-
кими преобразованиями системы сельского расселения. С 1959 г. в стране раз-
вертывается кампания сселения так называемых «неперспективных» деревень,
в которых не велось жилищное строительство, закрывались объекты социаль-
ной инфраструктуры: магазины, школы, медицинские пункты, детские дош-
кольные учреждения. Это стимулировало миграцию сельского населения, осо-
бенно молодежи, в крупные сельские поселения и города, вело к обезлюдива-
нию сельской местности. С 1959 по 1970 гг. число сельских населенных пунк-
тов в России уменьшилось с 294 тыс. до 177 тыс.
В 1960.1980 гг. предпринимаются новые попытки модернизации сельского
хозяйства страны. Мартовский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС признал необходи-
мым снизить объемы государственных заготовок, повысить закупочные цены,
установить стабильные объемы закупок на пятилетку (1966.1970 гг.). Были
намечены также меры по увеличению инвестиций в строительство и мелиора-
цию. С 1 июля 1966 г. введена гарантированная оплата труда колхозников
(деньгами и натурой в соответствии с тарифной сеткой работников совхозов).
Основные усилия сосредотачивались на интенсификации аграрного произ-
водства, развивавшейся по трем направлениям: химизация, мелиорация, комп-
лексная механизация отрасли. За три десятилетия (1960.1980 гг.) в этой обла-
сти была проведена большая работа (табл. 2.1, Приложение 1.27).
С ростом интенсификации укреплялись производственные связи сельского
хозяйства с отраслями промышленности, производящими ресурсы для аграрно-
го сектора. Одновременно увеличивалась доля сельскохозяйственной продук-
ции, проходящая стадию переработки. Если полные затраты труда в аграрном
секторе за 1959.1972 гг. сократились на 10,6 %, то затраты прошлого (овеще-
ствленного) труда работников несельскохозяйственных отраслей увеличились
на 22,2 %. Общий объем производства сельскохозяйственной продукции уве-
Таблица 2.1.
Основные направления интенсификации сельского хозяйства СССР
1950 1960 1970 1980 1990
Внесение минеральных удобрений, в
действующем веществе, кг/га
7,8
2,2
46,8
83,9
97,5
Площадь орошаемых земель, млн га 7,4 9,4 11,1 17,5 21,2
Площадь осушенных земель, млн га 5,4 9,4 10,2 16,8 20,3
Энерговооруженность труда, л.с./чел. 1,7 5,7 12,7 25,6 28,8
Электровооруженность труда, кВт·час/чел. . 160 808 2671 4855
Источник: Никонов А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России
(XVIII.XX вв.). М., 1995. С.315.
Сельское хозяйство России в XX веке
25
личился на 36,8 %, а ее масса, переданная для обработки в промышленность, .
на 81,3 %. На этой основе в стране к концу 1960-х . началу 1970-х годов
складывается агропромышленный комплекс, объединяющий сельское хозяй-
ство и обслуживающие его отрасли (поставка ресурсов, переработка и реализа-
ция продукции).
Аграрная политика все
более приобретает
тываются меры по развитию межхозяйственной кооперации и агропромыш-
ленной интеграции, развитию крупных индустриальных комплексов (особенно
в животноводстве) и региональных аграрных систем (программы по развитию
сельского хозяйства Нечерноземья).
В мае 1982 г. была принята Продовольственная программа СССР до 1990 г.,
предусматривающая: развитие материально-технической базы агропромышлен-
ного комплекса, в особенности его производственной инфраструктуры; совер-
шенствование управления сельским хозяйством и другими отраслями АПК;
усиление материальной заинтересованности занятых в агропромышленном про-
изводстве; улучшение социально-бытовых условий жизни на селе и др.
Эти меры приносили заметный, но с годами затухающий эффект (табл. 2.2).
Период 1985.1990 гг. характеризуется неоднократной перетряской органов
управления агропромышленного комплекса, попытками планирования и фи-
нансирования агропромышленным комплексом как единым целым, сокраще-
нием плановых показателей для предприятий, поисками новых форм организа-
ции сельскохозяйственного труда. В середине 1980-х годов наметилась тенден-
ция к повышению темпов прироста продукции, однако они лишь незначитель-
но превышали темпы прироста населения. Плановые задания по производству
продукции сельского хозяйства не выполнялись. В 1986.1990 гг. по сравнению
с 1970.1975 гг. сократилось душевое производство зерна, сахара, масла расти-
тельного, льноволокна, картофеля, баранины. Быстрый рост фондовооруженнос-
ти агропромышленного комплекса (в 3 раза за 1970.1990 гг.) сопровождался
Таблица 2.2
Валовая продукция и объемы капитальных вложений в сельское хозяйство СССР
(в среднем за год, в сопоставимых ценах 1983 г.)
Годы Валовая продукция Капиталовложения
млрд руб. % млрд руб. %
1961.1965 128,1 100,0 55,86 100,0
1966.1970 156,6 121,5 79,68 142,6
1971.1975 176,0 137,4 112,56 201,5
1976.1980 191,1 149,2 143,54 256,9
1981.1985 207,3 157,1 168,64 301,9
Источник: Никонов А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и полити-
ка России (XVIII.XX вв.). М., 1995. С. 332.
Россия в окружающем мире: 2001
26
снижением фондоотдачи. Нехватка собственного продовольствия вела к нара-
щиванию импорта.
Все это обусловило необходимость аграрной реформы 1990-х годов. Эта
необходимость ощущалась представителями разных социальных групп обще-
ства . частью правящей партийной и государственной номенклатуры, научной
интеллигенцией, публицистами и писателями «деревенщиками», прогрессивно
настроенными руководителями и специалистами колхозов и совхозов, рядовы-
ми работниками. Вместе с тем следует отметить, что к началу реформ в деревне
не было определенного социального слоя с большим реформаторским потен-
циалом. Такая группа начала складываться в конце 1980-х годов из участников
подрядного и арендного движения. Наиболее предприимчивая и социально-
активная часть работников колхозов и совхозов на определенных условиях
брала у администрации в пользование землю, сельскохозяйственную технику,
другое имущество, организовывала самостоятельные производственные коллек-
тивы, работавшие на полном хозрасчете. Многие из таких коллективов стали
школой предпринимательства. Большая часть фермеров первой волны из числа
сельских жителей, образовавших частные хозяйства в 1990.1991 гг., вышла
именно из подрядных звеньев. Колхозы и совхозы постепенно превращались в
объединения подрядных коллективов, часть из которых (особенно те, кто арен-
довал землю и имущество с правом выкупа) могла в перспективе выйти из
материнского предприятия и организовать собственное. Социальное значение
подряда заключалось в том, что он выявлял лидеров, способных эффективно
использовать колхозно-совхозную собственность, и таким образом формировал
социальную базу приватизации колхозов и совхозов. Однако история подряд-
ных отношений была слишком короткой для того, чтобы выполнить эту гиган-
тскую работу.
Рыночные преобразования в аграрном секторе еще предстоит осуществить.
Экономика аграрного сектора
находится в состоянии
форменные экономические механизмы уже не действуют, а новые еще не со-
зданы. На протяжении 1990-х годов в аграрном секторе наблюдался спад про-
изводства. В 1999 г. по сравнению с 1990 г. объем продукции сельского хозяй-
ства снизился на 41,7 %. Только в 1999.2000 гг. достигнута его некоторая
стабильность и обеспечен небольшой рост (4,1 % . 1999 г. и 4,5 % в 2000 г.).
Основные причины
. в России далеко не окончен процесс создания институциональных (пра-
вовых) предпосылок развития рыночных механизмов в сельском хозяйстве,
. в начальной стадии находится становление частных форм ведения сельс-
кохозяйственного производства (как коллективных, так и семейных),
. в стране не создана соответствующая современным требованиям рыноч-
ная инфраструктура АПК,
. не сформирована адекватная рынку система государственного регулиро-
вания аграрного сектора,
. не проведена реформа местного и сельского самоуправления.
Сельское хозяйство России в XX веке
__
Информация о работе Аграрная политика советской власти в годы гражданской войны