Аграрная политика П. А. Столыпина

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

В конце 20 века многие ученые и историки попытались подвести итоги, отыскать истинные причины событий, произошедших в нем. Актуальней стали события начала ХХ века, ведь именно в тот период произошло множество тяжелых для России моментов: революционных потрясений 1917 года и гражданской войны. Во многом произошедшие события связаны с внутренней политикой последнего императора России Николая II, в которой свою роль сыграл и Петр Аркадьевич Столыпин, неожиданно оказавшийся у вершин власти.

Содержание

Введение. 2

1. Политическая и экономическая ситуация в России накануне реформы. 3

2. Первая Государственная дума. 5

3. «Война за землю» и предпосылки аграрного реформирования. 5

4. Замысел земельной реформы. 6

5. Указ 9 ноября и II Государственная дума. 7

6. III, «Столыпинская», Дума. 8

7. Основные направления столыпинской аграрной политики. 9

7. 1. Разрушение общины и развитие частной собственности. 9

7. 2. Деятельность Крестьянского банка. 14

7. 3. Кооперативное движение. 15

7. 4. Переселение крестьян в Сибирь. 16

7. 5. Агрокультурные мероприятия. 16

8. Результаты аграрной политики. 17

9. Итоги и последствия столыпинской земельной реформы. 18

Заключение. 19

Список литературы. 20

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 254.80 Кб (Скачать)

      Но напряжение между общиной и частной собственностью постепенно нарастало, население увеличивалось, участки крестьян становились все меньше и меньше. Этот жгучий недостаток земли называли малоземельем. Невольно взгляды крестьян обращались на дворянские имения, где земли было много. К тому же эту собственность крестьяне считали изначально несправедливой, незаконной.

      В 1905 году эти противоречия вылились в настоящую «войну за землю». Крестьяне всей общиной шли громить дворянские усадьбы. Власти подавляли волнения, посылая в места беспорядков военные экспедиции, производя массовые порки и аресты. Из «исконного устоя самодержавия» община неожиданно превратилась в «очаг бунта». Прежнему мирному соседству общины и помещиков пришел конец. 

     4. Замысел земельной реформы.

      В ходе крестьянских волнений 1905 года стало ясно, что сохранять прежнее положение в деревне невозможно.

      В конце 1905 года власти всерьез рассматривали возможность пойти навстречу крестьянским требованиям. Генерал Дмитрий Трепов говорил тогда: «Я сам помещик и буду весьма рад отдать даром половину моей земли, будучи убежден, что только при этом условии я сохраню за собою вторую половину». Но в начале 1906 года произошел перелом в настроениях. Оправившись от потрясения, правительство избрало противоположный путь.

      Возникла идея: что если не уступать общине, а наоборот, объявить ей беспощадную войну? Речь шла о том, чтобы частная собственность перешла в решительное наступление против общинной. Особенно быстро, за несколько месяцев, эта идея завоевала поддержку дворянства. Многие землевладельцы, прежде горячо поддерживавшие общину, теперь оказались ее непримиримыми противниками.

      Главным выразителем настроений, направленных против общины, стал председатель совета министров Петр Столыпин. Он призывал «дать крестьянину свободу трудиться, богатеть, избавить его от кабалы отжившего общинного строя». В этом и заключалась главная идея земельной реформы, которую называли столыпинской.

      Предполагалось, что зажиточные крестьяне превратятся из общинников в «маленьких помещиков». Тем самым община будет взорвана изнутри, разрушена. Борьба между общиной и частной собственностью завершится победой последней. В стране возникает новый слой крепких собственников - «прочная опора порядка».

      Концепция   Столыпина предлагала   путь   развития смешанной, многоукладной  экономики,  где  государственные  формы хозяйства должны были конкурировать с коллективными и  частными. Составные  элементы   его   программ   -   переход   к   хуторам, использование   кооперации, развитие мелиорации, введение трехступенчатого  сельскохозяйственного   образования, организации дешевого  кредита  для  крестьян, образования земледельческой партии, которые реально  представляла   интересы мелкого землевладения.

      Столыпин выдвигает либеральную доктрину управления сельской общиной, устранения чересполосицы, развития частной собственности на селе и достижения на этой основе экономического роста. По мере прогресса крестьянского хозяйства  фермерского типа, ориентированного на рынок, в ходе развития отношений  купли-продажи земли должно произойти естественное сокращение помещичьего  фонда земли. Будущий аграрный строй  России  представлялся  премьеру  в виде системы мелких и средних  фермерских  хозяйств,  объединенных местными  самоуправляемыми  и   немногочисленными по размерам дворянскими усадьбами. На данной  основе  должна  была  произойти интеграция двух культур - дворянской и крестьянской.

      Столыпин делает ставку  на  «крепких  и  сильных»  крестьян. Однако он не требует повсеместного единообразия, унификации  форм землевладения и землепользования. Там,  где в силу местных  условий община экономически жизнеспособна, «необходимо самому крестьянину избрать тот способ  пользования  землей,  который  наиболее  его устраивает».3

 

     5. Указ 9 ноября и II Государственная дума.

      О начале земельной реформы возвестил правительственный указ от 9 ноября 1906 года, принятый в чрезвычайном порядке, минуя Государственную думу. Согласно этому указу крестьяне получали право выйти из общины со своей землей. Они могли также продать ее. П. Столыпин считал, что эта мера в скором времени разрушит общину. Он говорил, что указом «заложено основание нового крестьянского строя».

      В феврале 1907 года была созвана II Государственная дума. В ней, как и в I Думе, земельный вопрос оставался в центре внимания. Большинство депутатов во II Думе еще более твердо, чем в I Думе, выступали за передачу крестьянам части дворянских земель. П. Столыпин решительно отверг подобные проекты: «Не напоминает ли это историю тришкина кафтана: «обрезать полы, чтобы сшить из них рукава?» Разумеется, II Дума не проявила желания одобрить столыпинский указ от 9 ноября. Среди крестьян в связи с этим ходили упорные слухи, что выходить из общины нельзя - вышедшим не достанется помещичьей земли.

      В марте 1907 года император Николай II в письме к матери замечал: «Все было бы хорошо, если бы то, что творится в Думе, оставалось в ее стенах. Дело в том, что всякое слово, сказанное там, появляется на другой день во всех газетах, которые народ с жадностью читает. Во многих местах уже опять заговорили о земле и ждут, что скажет Дума по этому вопросу... Нужно дать ей договориться до глупости или до гадости и тогда - хлопнуть».4

      Позиция II Думы в земельном вопросе стала основной причиной ее роспуска 3 июня 1907 года.

 

    6. III, «Столыпинская», Дума

      Создание третьеиюньской системы,  которую олицетворяла третья Дума, наряду с аграрной реформой было вторым шагом превращения России  в буржуазную монархию (первым шагом была реформа 1861 года).

      Социально-политический смысл сводится к тому,  что  цезаризм  был окончательно перечеркнут:  Дума  «крестьянская»  превратилась  в  Думу «господскую».

      16 ноября 1907 года, спустя две недели после начала работы третьей Думы,  Столыпин выступил перед ней с правительственной декларацией. Первой и основной задачей правительства являются не «реформы», а борьба с революцией.

      Второй центральной  задачей правительства Столыпин объявил проведение аграрного закона  9  ноября  1906  года,  являющегося  «коренной мыслью теперешнего правительства...».

     Из «реформ» были обещаны реформы местного самоуправления, просвещения, страхования рабочих и др.

      В III Думе, созванной в 1907 году по новому избирательному закону (ограничившему представительство малоимущих), царили совершенно иные настроения, чем в первых двух. Эту Думу называли  «столыпинской». Она не только одобрила указ от 9 ноября, но пошла еще дальше самого П. Столыпина. (Например, чтобы ускорить разрушение общины, Дума объявила распущенными все общины, где более 24 лет не происходило земельных переделов).

      Обсуждение указа  9  ноября  1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года,  т.е.  спустя два года после того,  как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.

     После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными  поправками поступил на  обсуждение  Государственного  Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться  законом  14 июня 1910 года. По своему содержанию это был,  безусловно, либеральный буржуазный закон,  способствующий развитию капитализма  в  деревне  и, следовательно, прогрессивный.

      Указ вводил чрезвычайно важные изменения в землевладении  крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение.  При  этом  указ предусматривал привилегии  для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины.  В частности, вышедшие из общины получали «в собственность отдельных домохозяев» все земли, «состоящие в его постоянном пользовании». Это означало,  что выходцы из общины получали и  излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы,  то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

      Общины, в которых с момента перехода крестьян на  выкуп  не  было переделов, признавались механически перешедшими к частной собственности отдельных домохозяев.  Для юридического оформления права  собственности на  свой  участок  крестьянам таких общин достаточно было подать заявление в землеустроительную комиссию,  которая оформляла  документы на фактически находившийся в их владении участок в собственность домохозяина. Кроме этого положения,  закон отличался от указа некоторым  упрощением процедуры выхода из общины.

      В 1906 году были приняты и «Временные правила» о  землеустройстве крестьян, ставшие  законом  после  утверждения Думой 29 мая 1911 года. Землеустроительным комиссиям,  созданным на основе этого закона,  предоставлялось право  в  ходе  общего землеустройства общин выделять отдельных домохозяев без согласия схода,  по своему усмотрению, если комиссия считала,  что  такое выделение не затрагивает интересов общины. Комиссиям принадлежало также решающее слово в  определении   земельных споров. Такое право открывало путь к произволу комиссий.

 

     7. Основные направления столыпинской аграрной политики.

     7. 1. Разрушение общины и развитие частной собственности.

      Столыпин, будучи помещиком, предводителем губернского дворянства, знал и понимал интересы помещиков; на посту губернатора в период революции видел  восставших крестьян,  поэтому для него аграрный вопрос не был отвлеченным понятием.

      Суть реформ:  проведение  под  самодержавие прочного фундамента и продвижение по пути промышленного, а, следовательно, капиталистического развития. Ядро реформ - аграрная политика.

      Аграрная реформа была главным и любимым детищем Столыпина.  Целей у реформы  было несколько: 

социально-политическая - создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

социально-экономическая - разрушить общину,  насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов,  а избыток рабочей силы направить в  город, где ее поглотит растущая промышленность;

экономическая - обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

      Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году.  Тогда  аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю.  Аграрное законодательство 1906-1910 годов  являлось вторым шагом,  при  этом  правительство,  чтобы упрочить свою власть и власть помещиков,  снова  пыталось  решить  аграрный  вопрос  за  счет крестьянства.

      Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Этот указ был главным делом жизни Столыпина.  Это был символ веры, великая и последняя надежда,  одержимость, его настоящее и будущее - великое,  если реформа удастся;  катастрофическое, если ее ждет провал. И Столыпин это осознавал.

      В целом серия законов 1906-1912 гг.  носила буржуазный  характер. Отменялось средневековое надельное землевладение крестьян,  разрешался выход из общины,  продажа земель,  свободное переселение в города и на окраины, отменялись  выкупные платежи,  телесные наказания,  некоторые правовые ограничения.

      Аграрная реформа состояла из комплекса последовательно  проводимых и связанных  между  собой мероприятий. Рассмотрим основные направления реформ.

      С конца 1906 года государство начало мощное наступление на общину. Для  перехода к новым хозяйственным  отношениям была разработана целая система хозяйственно-правовых мер по регулированию аграрной экономики. Указом от 9  ноября  1906  года провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом  пользования.  Крестьяне теперь могли выходить из нее и получать землю в полную собственность. Они могли теперь выделить, находившуюся в фактическом  пользовании,  из общины, не считаясь с ее волей. Земельный   надел стал собственностью не семьи, а отдельного домохозяина.

      Крестьянам отрезали от общинной земли участки - отруба. Богатые крестьяне на те же участки переносили свои усадьбы - это называлось хуторами. Власти считали хутора идеальной формой землевладения. Со стороны хуторян, живших обособленно друг от друга, можно было не опасаться бунтов и волнений.

      Осуществлялись меры по обеспечению прочности и  стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так,  чтобы  избежать  спекуляции землей и концентрации собственности,  в  законодательном  порядке ограничивался предельный  размер  индивидуального  землевладения, была разрешена продажа земли некрестьянам.  

      После начала реформы из общины устремились многие бедняки, которые тут же продавали свою землю и уходили в города. Зажиточные крестьяне с выходом не спешили. Чем это объяснялось? Прежде всего, уход из общины ломал привычный уклад жизни и все мировоззрение крестьянина. Крестьянин сопротивлялся переходу на хутора и отруба не по темноте своей и невежеству,  как считали власти, а исходя из  здравых  житейских соображений. Община защищала его от полного разорения и многих иных превратностей судьбы. Крестьянское земледелие очень зависело от капризов погоды. Имея несколько разрозненных полос земли в разных частях  общественного надела: одну в низине, другую на возвышенности и т.д. (такой порядок называли чересполосицей),  крестьянин обеспечивал себе ежегодный средний урожай:  в засушливый год выручали  полосы  в низинах,  в  дождливый - на взгорках.  Получив надел в одном отрубе, крестьянин оказывался во власти стихии. Он разорялся в  первый  же  засушливый год,  если его отруб был на высоком месте.  Следующий год был дождливым,  и  очередь  разоряться приходила соседу, оказавшемуся в низине. Только большой отруб, расположенный в разных рельефах, мог гарантировать ежегодный средний урожай.

Информация о работе Аграрная политика П. А. Столыпина