Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 17:23, контрольная работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать основные особенности государственного устройства Афинского полиса.
Введение 3-4
Глава I. Характер государства и общества Афин VI - V вв. до н.э..
Значение реформ Солона и Клисфена
5-9
Глава II. Институт гражданства и государственная структура Афин 10-14
Глава III. Экклесия (народное собрание): характер, периодичность,
организация, функции
15-17
Глава IV. Устройство судебной системы, компетенция судебных
Органов
18-19
Заключение 20-21
Список источников и литературы
Устройство судебной системы, компетенция судебных
органов
Афинская демократия воплощалась не только в собственно политическом народовластии. На основе прямого волеизъявления народадемоса строилась и судебная система государства.
Важнейшим институтом судебной организации было особое судебное собрание - гелиэйя (нередко ее неправильно называют судом присяжных).
Гелиэйя не была в прямом смысле судебным органом, это была форма привлечения афинских граждан к участию в суде и в судебном контроле за
органами власти и управления (в этом и был смысл реформы Солона, при котором якобы сформировался институт гелиэйи). Гелиэйю составляли 6 тыс.граждан (т.е. квалифицированное политическое большинство), выдвигаемых ежегодно от демов и назначаемых жребием. Единственным условием был повышенный возрастной ценз в 30 лет. Далее корпус гелиэйи разделялся на 10 коллегий (по 500 судей и по 100 запасных) с учетом строгого представительства фил. Заседали коллегии регулярно, причем позднее сложилась некоторая специализация коллегий по отдельным отраслям судебного контроля.
Гелиэйя была и собственно судебной инстанцией, где решались уголовные и, в меньшей степени, гражданские дела по частным искам, и органом конституционного надзора за деятельностью народного собрания и должностных лиц. В ней проходила процедура докимасии должностных лиц в предварительном порядке, могли заслушиваться отчеты должностных лиц, если вставал в общей форме вопрос о преследовании их за злоупотребления.
Гелиэйя была второй инстанцией, где рассматривались жалобы на решения других судов (кроме религиозных вопросов), особенно политические обвинения. И самое важное, здесь проходила процедура проверки законопроектов на их соответствие традиции и прежнему законодательству по иску граждан либо в порядке деятельности коллегии номофетов. Гелиэйя была вправе осуждать, в случае преступлений, и на изгнание и на смертную казнь. Особенностью полномочий этого учреждения было то, что они носили по сути верховный характер: решение гелиэйи не могло быть ни обжаловано, ни приостановлено (даже священным вмешательством); она подконтрольна никаким другим институтам народовластия11.
Традиционным судебным органом оставался ареопаг. Ему были не были подсудны в основном религиозные дела, а также преступления, связанные с нарушениями священных устоев государства (в частности, дела о предумышленных убийствах, посягательствах на семейные и родовые отношения, неповиновении должностным лицам). Помимо суда, ареопаг сохранил и некоторые управленческие функции в отношении общенародных священных имуществ, организации культов, в сношениях религиозного характера с другими греческими государствами.
Количественно основная масса судебных дел, а также все судебные
дела,
возникавшие с участием неполноправных
граждан или неграждан Афин, находилась
в компетенции специальных
коллегии 51 эфета, образованной Драконтом в 521 г. до н. э. для рассмотрения главным образом дел уголовных и связанных с причинением
ущерба личности; б) коллегии одиннадцати, созданной для нарушителей общественного порядка, захваченных полицией (ночных воров, грабителей, профессиональных преступников); ив) коллегии диэтетов, где слушались дела по имущественным спорам, выходившим за пределы компетенции самоуправления демов и фил.
Все судебные органы (кроме ареопага) были
регулярно обновляемыми и находились
под постоянным контролем низового амоуправления
как по своему составу, так и по процедуре
разбора дел – преимущественно публичной.
Заключение
На основе рассмотренного можно сделать вывод, что Афинское государство является классической демократией, приближенной к своему идеалу (если не брать во внимание тот нюанс, что она была рабовладельческой демократией).
Само слово демократия (demokrateia - правление демоса) было неизвестно в период расцвета тех принципов и учреждений, которые связываются с ним. Демократией стал обозначать определенный тип государственного устройства только Аристотель в IV в. до н. Э. И делал он это далеко не с благожелательным отношением к такому устройству (политию, смешение разных типов организации власти, считал он более устойчивой). Главной ценностью политических установлении периода афинской демократии был полис, полисная организация, особая совокупность институтов. Полис - это, с точки зрения государственной организации, не территория, а сообщество людей, причисленных к нему; поэтому вовсе не нарушало идей народовластия, что далеко не все жители Аттики участвовали в государственной деятельности. Полис – верховная ценность и власть, единственный суверен; если интерес города меняется, он может разорвать договор, снять с себя обязательства - право подчинено авторитаризму города.
Внутри города - хозяин его демос; все органы управления, все должностные лица только получают полномочия от демоса и контролируются законом. Периодическая смена должностных лиц считалась едва ли не главным оплотом народовластия и свободы его граждан.
Основными принципами свободного государственного устройства считались исономия (равенство перед законом) и исегориа (равенство вправе голоса). Собственно этими двумя началами и ограничивалось понимание демократии в античной Греции. Равенство в политических правах должно опираться на особый статус гражданина, который может как-то противостоять всему сообществу. В Афинах до известной степени гарантиями такого статуса были признанная священной неприкосновенность жилища (каждый суверенен в своем доме, и никто из должностных лиц не вправе входить туда, устанавливать домашние порядки) и право эфесии – сопротивления противостоящим его интересам решениям магистратов. Граждане имели безусловное право участия в основных институтах власти и контроля за должностными лицами, причем построены они были так, что на жизни одного поколения практически каждый полноправный гражданин (если не было уж исключительных обстоятельств) непременно хоть раз участвовал в совете, в гелиэйе, в деятельности магистратов.
Афинская
демократия могла существовать также
только при политике примитивного социализма.
Публичный сектор экономики играл важную
роль в доходах полиса, регулярные хлебные,
денежные, земельные раздачи считались
обязательной частью деятельности государства;
более того, демос начинал только в этом
видеть смысл и оправдание полиса.
Список
источников и литературы
1. | Античная Греция: Проблемы развития полиса. – М., 1983. |
2. | Громаков, Б.С. История рабовладельческого государства и права (Афины и Спарта) / Б.С. Громаков. – М., 1986. |
3. | Кечекьян, С.Т. Государство и право Древней Греции. / С.Т. Кечекьян. – М., 1963. |
4. | Древние цивилизации // Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М., 1989. |
5. | Ковалев, С.И. История Древнего мира. / С.И. Ковалев. – М., 1985. |
6. | Плутарх, Сравнительные жизнеописания. Извлечения // Хрестоматия по истории Древней Греции. - М., 1984. |