Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 17:23, контрольная работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать основные особенности государственного устройства Афинского полиса.
Введение 3-4
Глава I. Характер государства и общества Афин VI - V вв. до н.э..
Значение реформ Солона и Клисфена
5-9
Глава II. Институт гражданства и государственная структура Афин 10-14
Глава III. Экклесия (народное собрание): характер, периодичность,
организация, функции
15-17
Глава IV. Устройство судебной системы, компетенция судебных
Органов
18-19
Заключение 20-21
Список источников и литературы
Глава II.
Институт гражданства и государственная структура Афин
В данный период сформировался новый политический статус гражданина. Права афинского гражданина стали неразрывны с особыми правами на получение земли: в 506 г. до н. э. упрочена была система клерухий (первая клерухия устроена в 570-560 гг.), когда по решению народного собрания семьям выделяли землю в ново-завоеванных областях, главным образом в Малой Азии. Граждане получили право изгнать любого из своего числа, чья деятельность будет оценена опасной для блага полиса: в 506 г. до н. э. введена практика остракизма, особого голосования об изгнании того, чья деятельность вызывала осуждение большинства. С 501 г. до н. э. утвердился порядок обязательной военной службы граждан безотносительно к их имущественному цензу4.
Докимасия - это предвыборная проверка, отбор подходящих кандидатов на выборные должности. Кандидат в магистраты должен был быть «годным» с точки зрения отсутствия телесных недостатков, полноправного гражданства, быть преписанным к определенному дему, участвовать в культе Апполона, чтить могилы предков.
Очень важным принципом афинской демократии была жесткая подчиненность должностных лиц полиса органам народовластия. Все должностные лица (магистраты) не обладали собственной, хотя бы на основе законов, властью: их полномочия всецело определялись решениями народного собрания и могли быть либо расширены, либо еще более ограничены против традиции. Магистраты обязывались исполнять решения совета или собрания, имея только собственную сферу деятельности. В образовании магистратур обеспечивалось чуть ли не математически выдержанное равенство демов и фил; органы территориального самоуправления сохраняли свой контроль за их деятельностью. Наконец, все магистратуры были срочными - не более чем на один год, и переизбрания запрещались. Еще одной чертой афинской исполнительной власти была жесткая коллегиальность магистратов: почти каждый из должностных лиц любого уровня имел до О равноправных ему
коллег.
Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в
должность все избранные подвергались особой про верке - докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая
благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно.
Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным5.
Магистратуры в основном разделялись на 3 категории. Первую составляли архонты (которые уже не имели персональных званий и прав); они исполняли поручения булэ по поддержанию государственного порядка, имели право помилования, наказания, задержания граждан и неграждан Афин. Вторую составляли многочисленные и различные эпимелеты с самыми разными обязанностями, главным образом в качестве помощников других должностных лиц, а также финансовые чиновники. Третью, низшую группу составляли подчиненные - ипереты (писцы, регистраторы, судебные исполнители); особенностью афинской демократии было то, что этот разряд.
Должностей поручался не столько гражданам, сколько рабам или освобожденным.
Особую
категорию должностных лиц
нередко в чрезвычайном порядке все государственные дела вручались одному, который получал звание стратега-автократора6.
Стратеги к V в. до н.Э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только сметеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.
Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах7.
Теперь
несколько слов о других чиновниках
в институтах афинской демократии.
Важнейшим и отличительным
Совет полиса - булэ играл основную роль в Афинском государстве. Его составляли 500 граждан, выделяемых на год по 50 от каждой филы. Поскольку деятельность булэ была постоянной, а плата за работу в нем небольшой (по 5 оболов вдень), кандидатов не хватало. Для них были введены гражданские привилегии: освобождение от военной службы и судебный иммунитет. По окончании срока деятельности булэвты давали отчет народному собранию о своей персональной работе (но сам совет не был ответствен перед народным собранием).
В полномочия булэ прежде всего входила вся собственно правительственная деятельность: сношения с должностными лицами, послами, выдача приказов военачальникам, постановления об арестах, выдвижение обвинений против стратегов и магистратов; совет был как бы
«стражем республики». Реально булэ был осью и законодательной, и исполнительной власти Афин. Он готовил декреты и другие законодательные акты, предлагаемые или поступившие для народного собрания (и без совета собрание не могло даже обсуждать новый закон), контролировал полномочия и деятельность магистратов, представлял Афинское государство в международных союзах. В исключительных случаях булэ мог брать всю полноту власти в государстве в свои руки.
Булэ осуществлял контроль за финансами государства, в том числе контролировал исчисление гражданского ценза. В булэ устанавливался список кандидатов для назначения в магистраты. Тем самым ему принадлежало решающее слово и в вопросе организации исполнительной власти. Наконец, булэ мог выносить и отдельные судебные постановления в случае нарушений установленного строя (до 501 г. до н. э. С наказанием в виде смертной казни, а после - только штрафов)8.
Для лучшей организации своей работы булэ
подразделялся на части коллегии пританов
по 50 членов совета (обязательно с пропорциональным
представительством от фил). Пританы осуществляли
полномочия совета в назначенную им десятую
часть года, сменяя друг друга по жребию.
Помимо этого, булэ образовывал постоянные
комиссии для контроля за деятельностью
должностных лиц и реализации важнейших
государственных дел: комиссию по контролю
за доходами в собрании, комиссию арсеналов,
по религиозным церемониям, по контролю
за актами должностных лиц, комиссию по
контролю государственных счетов.
Глава III.
Экклесия (народное собрание): характер, периодичность,
организация,
функции
Одной из важнейших составных частей афинской демократии являлось народное собрание - экклесия. Оно было институтом важных госу
дарственно-политических решений. По традиции и по закону, в собрании
могли
принимать участие все
В основном в экклесии участвовал афинский демос - ремесленники и торговцы, в меньшей степени - земледельцы Аттики.
Собрание было если не постоянным, то регулярно действующим институтом власти: созывали его 10 раз в год (в начале V в. до н. э.), а с конца V в. - не менее 40 раз. Не все собрания считались равнозначными, в том числе не любые решения можно было принимать на любом из собраний. Первые десять собраний года были главными, где решались вопросы организации власти и законодательства на будущий срок; например, только в шестом собрании можно было ставить на решение вопрос об остракизме в отношении гражданина.
Специальные собрания посвящались религиозным, административным, международным делам. Извещение о «повестке дня» должно было быть обнародовано не менее чем за 4 дня до созыва. По усмотрению булэ или магистратов могли быть и чрезвычайные собрания для решения военных дел. После реформ Перикла за участие в собраниях гражданам также полагалось вознаграждение ( выгодное, естественно, только для малоимущей и бездельной части граждан). Созывались собрания на рыночной площади агоре, позднее - на Фниксе (особом холме).
Собрание обладало обширными политическими, но не неограниченными полномочиями. Только в экклесии принимались решения о войне и мире, союзах, назначении представителей и послов, объявлении мобилизации и о числе призываемых ежегодно на воинскую службу. Здесь принимались финансовые законы, таможенные правила, осуществлялся общий финансовый контроль. Экклесия утверждала должностных лиц полиса, а 10 раз в году заслушивала их отчеты о своей деятельности, выражая доверие или недоверие им.
Номинально экклесия обладала высшей законодательной властью, но реально эти полномочия были существенно ограничены. Во-первых, по процедуре: проекты законов представлялись в собрание только из булэ, и даже если гражданин вносил произвольное предположение о законе (формально такое право было), проект следовало вначале обсудить в совете.
Во-вторых, по содержанию: законы считались постоянными, и, для того Чтобы отменить или изменить прежний закон, требовалась целая совокупность религиозных и политических обрядов (adeia). Собрание не обладало судебными полномочиями, оно могло только подвергнуть моральному осуждению. Правда, с 403 г. до н. э. вошла в практику особая процедура - ейсангелия, когда обвиненный в покушении на безопасность
Государства мог быть тут же и осужден при любом количестве присутствующих граждан.
Присутствие квалифицированного большинства в 6 тыс. граждан требовалось для решения трех вопросов: об остракизме, санкции на перемену законов и о передаче прав полиса новому магистрату. Собрание не связывало себя единым решением: могли быть и повторные голосования по тому же вопросу, отмена предыдущего голосования. Подача голосов осуществлялась поднятием рук, и только в особо важных случаях - баллотированием камешками (при остракизме - черепками-остраками)10.
Председательствовали на собрании пританы,
они же и созывали его. В IV в. до н. э. председательствовать
стали члены совета, не находящиеся в данный
момент при исполнении обязанностей пританов.
Несколько смягчились требования к принятию
новых законов: обвинение в незаконности
должно быть обосновано в судебном
порядке, для предварительного решения
вопроса о почине закона организовалась
коллегия номофетов (из членов гэлиэи).
Глава IV.