Административно-судебная реформа Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение губернской реформы 1775 года, для этого мной были поставлены следующие задачи:
- изучение предпосылок проводимой реформы;
- изучение губернской реформы;
- изучение судебной реформы.

Содержание

Введение
3
1. Разработка административно-судебной реформы местного управления

5
2. Судебная реформа Екатерины II
15
3. Губернская реформа 1775 года
20
4. Городская реформа 1785 года
24
5. Дворянское самоуправление
28
Заключение
30
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Административно-судебная реформа Екатерины II-.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

Одним из условий формирования всесословного общества является завершение процесса формирования городских сословий. Реформы 1775-1785 гг. и решали эту задачу. Напомним, что только в 1775 г. из торгово-промышленного населения в самостоятельную группу были выделены мещане, а купеческие гильдии получили правовое значение и окончательно утратили сходство с тяглыми по характеру статьями. «Жалованный грамотой городам» законодатели пытались решить одновременно две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, объединить городское население в градское общество, с другой – разделить его на отдельные сословия. Попытка создания всесословного общества была преждевременной. Выборная городская служба по-прежнему оставалась уделом торгово-промышленного населения, а думы по своему составу ничем не отличались от магистратов и посадских сходов времен Петра I.

Характер  посадской общины градское общество сохраняло в Петербурге до 1846 г., в Москве до 1863 г., в Одессе и Тифлисе до 1866 г., а в остальных русских городах до введения Городового положения 1870 года.

Тем не менее, Жалованная грамота 1785 г. стала точкой отсчета в развитии городского самоуправления, так как заложенные с ней начала в той или иной форме служили основой при разработке всех последующих городских реформ.

Значение  «Жалованной грамоты городам» не ограничивается введением городского самоуправления. По своим задачам и составу статей этот сложный законодательный акт с равным успехом можно назвать как городской, так и сословной реформой городского населения. Действительно, наряду с организацией городского общественного управления, Грамота определяла сословно-корпоративный строй купечества и особенно большое внимание уделяла ремесленному устройству. Не вдаваясь в детали сословного вопроса, отметим лишь общую направленность этого документа, которая прослеживается и в ремесленном положении, и в статьях о правах и привилегиях купцов каждой из трех гильдий: стремление законодателей превратить тяглые сословные группы в «регулярные» сословия. Грамота обеспечивала ряд важных привилегий городского населения, особенно для купцов 1-й и 2-й гильдий (в том числе освобождение от телесных наказаний). Сословное самоуправление купцов и ремесленников получило более четкую организацию и фактически подменяло собой городское самоуправление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Дворянское самоуправление

 

Реформа дворянского  самоуправления была самой удачной  сословной реформой Екатерины П. Она «даровала дворянству права, принадлежащие статусу свободного гражданина», заложив таким образом «первый краеугольный камень для создания гражданского строя в России. Действительно, «Жалованная грамота дворянству» стала логическим завершением процесса формирования дворянского сословия, начало которому положил Манифест 1762 г. Дворяне получили право собирать губернские собрания (уездные существовали с 1766 г.), иметь выборные должности, свое помещение, бюджет, архив и печать, а также обращаться к верховной власти со своими нуждами. Таким образом, дворянские собрания получили юридическое оформление и превратились в сословные институты.

«Разница между обеими Грамотами, заметил А.А. Кизеветтер,  заключалась в том, что Жалованная грамота дворянству подводила итог уже назревшему факту дворянской эмансипации, а Грамота городам предвосхищала еще только ожидаемый рост городского развития». Общим для этих законов было то, что они создавали сословные корпорации, заменявшие в системе местного управления территориальные организации. Очевидно, что задача, поставленная Екатериной II, «создать сословный строй в России и связать его с институтом самодержавия», была ею решена. Выборная сословная служба, прежде всего дворянская, получившая характер государственной, стала основой местного управления. В первой половине XIX в. эти черты местного управления получили свое дальнейшее развитие.

Проект третьей  «Жалованной грамоты» 1785 г. Основанием сословного здания, созданного двумя Жалованными грамотами, должен был стать проект «Сельского положения», оформлявший статус государственных крестьян. По этому проекту крестьяне, подобно городскому и дворянскому сословиям, делились на шесть разрядов, отличавшихся между собой правами (например, высшие разряды освобождались от телесных наказаний). Проект наделял их правом личной свободы, правом владения собственностью, предусматривал введение выборных органов самоуправления и суда. Некоторые его пункты были введены в государственных селениях Екатеринославской губ. Не исключено, что в будущем проект мог быть распространен на все крестьянское население, включая крепостных.

В вопросе об изменении  положения государственных крестьян законодательство Екатерины II не пошло дальше принятого в 1775 г. «Учреждения для управления губерний», по которому крестьяне получили отдельные суды (нижние расправы) и право избирать своих представителей в судебные учреждения (нижние расправы, совестные и нижние земские суды). Жалованные грамоты дворянству и городам, принятые 21 апреля 1785 г., завершили реформирование местного управления и сословного строя России.

 

Заключение

 

Сословные группы того времени носили тяглый характер, а их значение и состав определялись прикреплением той или иной государственной службе. Государство не знало сословий как замкнутых объединений, наделенных общими, равными для всей группы наследственными правами и обязанностями, характерных для социальной структуры европейских стран. Петр I еще более осложнил эту «разверстку сословных повинностей», но не создал сословий. По определению Е.В. Анисимова, социальные группы, возникшие в ходе петровских реформ, «не имели законодательно оформленных сословных прав и привилегий, сословной организации и системы самоуправления, а также сословного суда, т.е., в сущности, не являлись корпорациями публичного права».

Реформы последней четверти XVIII в. стали важным этапом в процессе превращения сословных групп в «регулярные» сословия, этапом, подготовившим их сближение, а впоследствии и общую деятельность в местном управлении. С этого времени можно говорить о сословных корпорациях и сословном самоуправлении, определявших характер местного управления на протяжении первой половины XIX в. Оценивая реформы Екатерины II, признает, что они «создавали своего рода конституцию», так как были направлены на формирование «правового государства с сословной структурой общества и с оговоренными в законе правами и обязанностями верховной власти и подданных», зависевших от правового статуса каждого сословия.

«Первым шагом по осуществлению реформы местного управления» стал Манифест 14 декабря 1766 г., определявший порядок выборов депутатов Уложенной комиссии. Именно тогда были заложены начала дворянского самоуправления: введены уездные предводители дворянства и уездные дворянские собрания. Этот закон наметил контуры и будущей городской реформы. Он вводил выборных городских голов и новое понятие «город», который включал всех домовладельцев и был уже не тяглой, а юридической единицей. Предводители и головы избирались в качестве председателей на выборах депутатов, но они сохранились и после закрытия Комиссии, а в 1785 г. возглавили созданные Жалованными грамотами дворянское и градское общества.

Уложенная комиссия оставила в наследство законодателям  не только идеи и новые выборные должности, но и новый порядок выборов, доживший во многих местах, включая Москву, до лета 1917 г. Манифест 14 декабря 1766 г. вводил баллотировку шарами. Это новшество имело огромное значение, так как с этого времени выборы стали формой волеизъявления избирателей, а не формой поручительства и материальной ответственности за действия избранного лица. Участие в выборах из повинности превращалось в право.

Десятилетие 1775-1785 гг. составило эпоху екатерининских реформ. Именно в этот период были приняты четыре важнейших законодательных акта: «Учреждение для управления губерний» (1775), «Устав благочиния» (1782), «Жалованная грамота дворянству» и «Жалованная грамота городам» (1785), вызвавшие серьезные изменения в системе местного управления и сословного самоуправления.

 

 

Список литературы

 

  1. Богословский М. М. Земское самоуправление на русском севере в XVIII веке.Т. 1-2. - М., 1909-1912.
  2. Жукова Л. А. и др. История государственного управления в России (IX-XVIII вв.). М., 2006.
  3. Исаев И. А. Лекции по истории московского права и государства. Лекция 1. - М., 2008. - С. 7-40.
  4. Исаев И. А. История государства и права России. Гл. 26, 27, 31. - М., 2009.
  5. Кизеветтер А. А. Местное самоуправление в России (IX-XIX вв.). - М., 1910.
  6. Кизеветтер А. А. Городовое положение Екатерины II 1785 года. - М., 1909.
  7. Костомаров Н. И. Земские соборы. М., 2010.
  8. Оболонский А. На государственной службе: бюрократия в старой и новой России. М., 2007.
  9. Солоневич И. Л. Народная монархия. Часть 4. - М., 2010. - С. 329-418.
  10. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. Часть 3. Отделы 2, 3. - СПб., 2009. - С. 242-302.
  11. Цыганков Д. Б. Государственное дело земской Руси // Земский вестник. - М., 2006. - № 4. - С. 10-15



Информация о работе Административно-судебная реформа Екатерины II