Административно-судебная реформа Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение губернской реформы 1775 года, для этого мной были поставлены следующие задачи:
- изучение предпосылок проводимой реформы;
- изучение губернской реформы;
- изучение судебной реформы.

Содержание

Введение
3
1. Разработка административно-судебной реформы местного управления

5
2. Судебная реформа Екатерины II
15
3. Губернская реформа 1775 года
20
4. Городская реформа 1785 года
24
5. Дворянское самоуправление
28
Заключение
30
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Административно-судебная реформа Екатерины II-.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

В другом Дополнении 1768 г., посвященном анализу системы  финансового управления, перечислялись основные цели государства: сохранение государственной целостности посредством организации вооруженных сил; охрана внутреннего порядка через организацию суда и полиции; обеспечение «общей пользы» (благосостояния общества) и «великолепия престола». Для решения этих задач необходима правильная организация государственного бюджета.

Касаясь вопросов уголовного права и уголовной политики, Наказ отмечает, что «гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать преступников».

В отличие от предшествующего законодательства Наказ не считал необходимым наказывать голый умысел.

Голый умысел – «злая  воля», т.е. намерение совершить преступление в 3-х случаях:

  • когда кто «умышлять будет царское величество полонить или убить или учинить ему какое насильство»;
  • когда кто «какую измену или тому подобное учинить намерится»;
  • когда «многие умышлят к неприятелю бежать».
  • По Морскому уставу даже умысел на убийство наказывался смертной казнью. Наличие голого умысла в сознании устанавливалось пыткой.

Дана обстоятельная  классификация преступлений по их объектам. Цель наказания – исправление преступника либо воспрепятствование ему в дальнейшем причинять вред обществу. Наказание должно быть неизбежным, неотвратимым, соразмерным преступлению.

Наказ предлагал некоторые судебные реформы: установление принципа гласности в суде, права отвода судей, суда равных. Предполагалось отделение предварительного следствия от судебного разбирательства. Что касается разделения уголовного и гражданского судопроизводства, оно было осуществлено на практике: в 1775 г. учреждены две судебные палаты — по гражданским и уголовным делам.

При характеристике судебного процесса Наказ не отходил  от традиционного деления доказательств на «совершенные» и «несовершенные». Вместе с тем авторы Наказа подвергали сомнению целесообразность и законность такой процессуальной процедуры, как пытка.

В Наказе была разработана юридическая техника, ранее не известная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:

а) законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными;

б) временные  учреждения определяли порядок деятельности органов и лиц, регламентируя  его посредством наказов и  уставов;

в) указы являлись подзаконными актами, могли быть краткосрочными и отменяемыми.

Законы описывали  отношения, не вдаваясь в толкование и не делая исключений. Они просты и четки в своих формулировках и предписаниях. Классификация норм и вся их система должны соответствовать «естественной» иерархии этих норм в общественной жизни.

Главной задачей Наказа было указать на необходимость стабильности и фундаментальности правовой системы, выделить в ней конституирующие, определяющие принципы и систему основных норм.

В 1767 г. после  подготовки Наказа в Москве создана Комиссия по подготовке проекта нового Уложения. В состав Комиссии направлялись депутаты: от центральных органов управления, уездного дворянства, жителей каждого города, однодворцев, пехотных солдат или государственных крестьян каждой провинции, «не кочующих инородцев» (Казанской, Сибирской и Оренбургской губерний), казаков. Не участвовали в выборах депутатов духовенство, частновладельческие, экономические и дворцовые крестьяне, армия и флот (всего более 70% населения).

Депутатский ценз устанавливался отдельно для каждого  сословия. Избираться могли лица не моложе 25 лет. Для крестьян и низшей курии устанавливались дополнительные требования – наличие собственного дома, семьи, знание грамоты, отсутствие судимости.

Выборы (кроме, дворянской курии) были многоступенчатыми  и проходили под контролем местной администрации.

Кроме депутатов, дворянство избирало уездных предводителей, горожане – городского голову, сословную администрацию.

Одновременно  с Наказом для направления  кодификационной работы комиссии был  принят «Генерал – прокурорский наказ», определявший основные характеристики разных видов законодательства и форм права: право божественное, естественное, народное, государственное общее, государственное особенное и др.

В Комиссии остро  дискутировались вопросы о соотношении  прав родового и выслуженного дворянства, о предоставлении дворянству права заниматься торгово-промышленной деятельностью, о праве купечества и промышленников иметь в своих предприятиях крепостных работников и приказчиков, о приобретении дворянами «экономических» (церковных) деревень и крестьян.

При обсуждении законопроектов члены комиссии выражали неудовлетворение отсутствием в  стране больниц, богаделен, аптек, государственных хлебных магазинов, банков, школ, почтовых станций и т.п. Все жаловались на состояние правосудия – волокиту, взятки и т.п. Предлагалось заменить формальные суды судами словесными с выборными судьями и подчинить им полицию. Дворяне предлагали учредить институт мировых судей по английскому образцу. Горожане предлагали ввести в городское самоуправление должность городского головы, селяне требовали своего выборного сословного суда. Проявление корпоративных, сословных интересов затрудняло совместную кодификационную работу Комиссии.

Дворянство  стремилось занять господствующее положение  в местных уездных обществах: его представители настаивали на проведении регулярных уездных съездов, контролирующих ход дел на местах, избирающих полицейские власти и местные суды. В некоторых дворянских наказах предлагались выборы воевод, земских судей и предводителей дворянства. Представители сословий в Комиссии настаивали на создании новых сословных учреждений, четком определении правового статуса каждого сословия. При этом дворянство требовало себе особых сословных привилегий.

Выборы депутатов  в Уложенную комиссию проходили весной 1767 г. Дворянские депутаты избирались на уездных собраниях; городские – на городских; сельские – по трехзвенной системе: погост – уезд – провинция, казачьи – от полка. Было избрано около 550 депутатов: свыше 33% составили дворяне, 36% – депутаты от городов, около 20% – сельские жители. Более 45% депутатов были потомственными или личными дворянами.

В 1768 г. в Уложенную  комиссию было направлено «Начертание  о приведении к окончанию комиссии проекта нового Уложения», в котором были сформулированы теоретические принципы будущего Уложения. Все нормы подразделялись на «право общее» и «право особенное».

К праву общему относились нормы о полномочиях  верховной власти, правомочиях органов государственного управления, принципы административно – территориального деления, права и положение Православной Церкви, порядок судопроизводства и судебной системы, основы уголовного права, полицейского управления и благочиния, регулирование государственного хозяйства, здравоохранения и образования.

К праву особенному относились нормы, регламентировавшие такие объекты, как лица, вещи, обязательства (т. е. сословные права), область брачно-семейных отношений, опека, отношения по распоряжению имуществом, и иные обязательства.

В ходе работы над Уложением были созданы специальные  комиссии: по вопросам «общего права», о сословиях, правосудии, благочинии, духовно-гражданская, об имениях, о правах частных лиц, об обязательствах. Эти частные комиссии работали в течение нескольких лет (с 1768 г. по 1771 г.) и подготовили материалы, которые были положены в основу важнейших правовых документов конца XVIII в. – Жалованной грамоты дворянству (1785), Жалованной грамоты городам (1785), Учреждения для управления губерний (1775), Устава благочиния (1782) и др.

В конце 1771 г. работа частных комиссий прекратилась. Тем не менее, Комиссия по составлению нового Уложения продолжала существовать. Екатерина II предполагала даже превратить ее в постоянно действующий при Сенате орган.

К 1775 году Екатерина II закончила тяжелые войны – с Польшей, Турцией и подавила Пугачевское восстание – получив возможность начать новые государственные преобразования и новую кодификацию законодательства.

 

 

 

 

    1. Судебная реформа Екатерины II

 

 

Судами высшей инстанции в пределах губернии являлись палаты уголовного и гражданского суда.

Ниже их стояли сословные суды –  верхний земский суд (для дворян), губернский магистрат (для горожан), верхняя расправа (для государственных, экономических, дворцовых крестьян, ямщиков и однодворцев). Члены  этих судов (заседатели) избирались соответствующими сословиями.

Заседатели верхних расправ  комплектовались из дворян. Структура судебной реформы 1775 г. представлена на рис.1.

 

 

Рис.1 Структура судебных органов 1775 г.

 

Надворный Верховный суд (1775, 1780—99), местное судебное учреждение для рассмотрения в апелляционном порядке гражданских и уголовных дел лиц, состоявших на государственной службе.

Целью создания верхнего надворного суда являлось стремление правительства  выделить чиновников из подсудности  общих судов. Надворному Верховному суду подчинялись находившиеся в столицах нижние надворные суды.

 Надворный Верховный суд делился на 2 департамента, гражданских и уголовных дел, в каждом из которых имелись председатель, советник и 2 асессора. Председатель суда назначался верховной властью по представлению Сената, остальные заседатели – Сенатом. При суде состояли прокурор и 2 стряпчих (гражданских и уголовных дел), назначаемые Сенатом по представлению генерал-прокурора.

 В Надворный Верховный суд вносились по апелляции на нижние надворные суды все гражданские и уголовные дела между лицами, состоявшими на военной, придворной и гражданской службе, а также дела разночинцев, не имевших в столице или столичной губернии недвижимой собственности, по которой они подлежали бы ведению верхнего земского суда, губернского магистрата или верхней расправы. Из компетенции верхнего надворного суда изымались служебные преступления, совершенные военными, как подлежащие юрисдикции военных судов, за исключением тех, что вытекали из гражданских обязательств лиц военного звания, а также дела, касавшиеся недвижимого имущества, находившегося в других губерниях. В целом компетенция верхнего надворного суда не была определена четко. Апелляции на решения нижних надворных судов подавались в верхний надворный суд на общих основаниях, установленных для судов 1-й инстанции: недельный срок для подачи жалобы, цена иска не менее 25 руб., залог в размере 25 руб.

 Все решения верхнего надворного  суда по уголовным делам подлежали  утверждению палатой уголовного  суда. Решения верхнего надворного суда могли быть обжалованы в палатах гражданского или уголовного суда при стоимости иска св. 100 руб. Порядок судопроизводства в верхнем надворном суде был аналогичен судопроизводству верхних земских судов, губернских магистратов и верхних расправ. Высший надзор за деятельностью верхних надворных судов осуществлял генерал-прокурор.

 После утверждения уставов  Петербурга 12 сент. 1798 и Москвы 17 янв. 1799, учреждавших городовые суды, верхние надворные суды подлежали  упразднению, а для окончания  поступивших в них дел преобразовывались во временные департаменты по решению старых дел.

В результате реформы в губерниях  создавались также совестные  суды. В их задачи входило рассмотрение гражданских тяжб с целью примирения сторон. Совестные суды, были созданы Екатериной II для рассмотрения спорных вопросов и дел, требовавших особого внимания и снисхождения со стороны судей. Совестный суд был учреждением коллегиальным, возглавляемым совестным судьей; общественный элемент присутствовал в нем в виде представителей трех сословий (дворянства, купечества и ремесленников), по два от каждого.

Всего в состав совестного суда входило 7 чел. При каждой губернии был свой совестный суд. Он ведал делами гражданскими спорного порядка и некоторыми уголовными делами, как то: преступлениями, совершенными безумными или малолетними, делами о колдовстве и др. Дела поступали в совестные суды по прошениям частных лиц или по передаче из других судов. Совестные суды существовали до времени освобождения крестьянства, но постепенно упразднялись с начала царствования императора Николая I. С введением мировой юстиции и само их название вышло из употребления.

Сельская территория уезда была подведомственна нижнему  земскому суду. Его председателем являлся земский пристав (капитан-исправник), а членами-2 3 заседателя. Все эти лица избирались на свои должности местным дворянством, однако подчинялись губернатору. «Тишину и спокойствие» в уездном городе обеспечивал городничий.

В уездах создавались  также выборные сословные суды –  уездный суд (для дворян), городовой  магистрат (для горожан), нижняя расправа (для непомещичьих крестьян).

До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции – на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий – численность населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс. душ, на территории уезда – около 30 тыс. душ.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и  смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами  и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями – Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.

Информация о работе Административно-судебная реформа Екатерины II