Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:11, контрольная работа
Абсолютизм в Германии. Императорская власть.Княжеский абсолютизм
В XV-XVI вв. складываются так называемые «абсолютные монархии». Предпосылки абсолютизма коренятся в социально-экономических переменах, вызванных зарождением и развитием буржуазных отношений. В эпоху феодализма политическая власть (как и земельная собственность) носила неполный расщепленный характер (феодальный иммунитет, вассальные отношения и т.п.). По мере социально-экономического развития и попыток верховных феодальных владык укрепить свою власть последние получили и использовали возможность опереться в борьбе с феодалами на города, в итоге возникает так называемая сословно-представительная монархия, где при короле наравне с палатами, представлявшими земельную аристократию, наличествовали институции, где заседали представители всех сословий (феодалов, церкви, горожан, иногда крестьян) - в Англии - парламент, во Франции - Генеральные штаты, в Испании - кортесы, в Германии - ландтаги, в России - Земские соборы.
Введение …………………………………………………………………………….3
1. Особенности государственного устройства в Германии …………………….4
2. Право Средневековой Германии ……………………………………………....7
3. Формирование абсолютизма в Германии ……………………………………..9
4. Абсолютизм как государственно-правовая наука в Германии …………….11
Заключение ………………………………………………………………………...14
Список литературы ……………………………………………………………….16
В 1532 году
было издано уголовное и уголовно-
За каждой землей было сохранено ее особое уголовное право. «Каролина» предназначалась для восполнения пробелов в местных законах. Правила уголовного судопроизводства составляют основное содержание сборника. Более 100 статей посвящено уголовному праву. «Каролина» предусматривает государственные преступления, преступления против религии, против собственности, против личности. В ней даны понятия уголовного права: покушение, соучастие., необходимая оборона и т.д. В основу наказания положен принцип устрашения, ее отличает жестокость наказаний. «Каролина» сохранила черты обвинительного процесса. Формой рассмотрения уголовных дел был инквизиционный процесс.6
Судья предъявлял обвинение. Следствие не было ограничено сроками и широко применялись пытки. В процессе можно выделить три стадии: дознание, общее расследование и специальное расследование. Первая стадия заключалась в установлении факта совершения преступления. Вторая стадия - общее расследование - допрос арестованного, и третья - специальное расследование - подробный допрос обвиняемого и сбор доказательств. Приговоры выносились обвинительные и оправдательные.
Земское право.
С ХШ века в Германии активно развивается «земское право», по которому судилось в судах «графской юрисдикции» все свободное население. Правовой статус человека определялся его сословной принадлежностью. В этот период времени возникает доктрина «двух мечей»: духовный «меч» (власть) принадлежит Папе Римскому, а светский - императору. В германском праве традиционно имело место приниженное положение женщины. Без разрешения мужа жена не могла управлять никаким имуществом. Средневековое германское земское право знало наследование лишь по закону. С развитием товарно-денежных отношений происходило использование норм рецептированного римского права. Земское право предусматривает состязательный процесс по уголовным и гражданским делам.
Ленное право.
Монарх не мог свободно распоряжаться имперскими землями - ленами. Право на владение защищалось особыми исками. В ленном праве обычай регулировал отношения вассалитета.
Городское право.
Город был наделен статусом «корпорации» - совокупности граждан как единого целого, с правами юридического лица. Это право отличалось особой суровостью в отношении должников. В городах кроме назначенных судебных чиновников выбирались две категории судей: городские шеффены - (пожизненно) и ратманы - советники (на один год). В процессе делался акцент на гарантиях прав обвиняемого (краткосрочность разбирательства, объективности доказательств, недопущения самосуда).
Средневековое право Германии знало два вида преступных деяний: преступления и проступки.7
Судебная практика различала три основных вида преступлений:
1) против религии;
2) против государства;
3) против
частных лиц.
Сосуществование различных нормативных (правовых и этических) систем, необходимость выбора социального поведения порождали напряженность, которая порой разряжалась в актах социального отчаяния вроде дворянских и крестьянских восстаний.
3. Формирование абсолютизма в Германии
В рассматриваемое время феодальная государственно-политическая система претерпевает значительные изменения. Государственная власть приобретает всё более и более централизованный и абсолютный (свободный) характер. В Западной Европе происходит объединение этнографических территорий Франции, Англии, Испании в рамках единых государств, что приводит в действие процессы складывания наций.
Реформационное движение устраняет внешнюю по отношению к государству идеологическую мотивацию его существования через принадлежность к единому католическому миру (и зависимость светской власти от Папы). Всё это вело к оформлению идеи «самодостаточности» государства. Государства превращаются в понимании людей в субъекты истории. Начинаются поиски новых идеологических (внутренних) обоснований государства. Однако до появления новых теорий государства было ещё далеко. В государственном управлении продолжает господствовать эмпиризм, большое влияние оказывает опыт других государств.
В Германских землях формируется так называемый региональный абсолютизм.8
Невозможность создания единого централизованного германского государства была определена рядом факторов: деформирующей процесс создания немецкого национального государства ролью Священной римской империи германской нации под имперством Габсбургов, расколом на протестантские и католические земли в результате Реформации и Контрреформации, образованием вне системы «Священной империи» Бранденбургско-прусского курфюршества, а с 1701 г. - королевства Пруссии, особенностями Крестьянской войны 1524-1525 гг., которые укрепили власть земельных суверенов.
Абсолютистское государство развивалось, преодолевая несколько основных узлов противоречий. Во-первых: так как центр тяжести продолжал покоиться на сельском хозяйстве, основным выразителем классового отрицания феодализма на почве присущего ему способа производства оставалось крестьянство (наиболее показательной, с этой точки зрения, является Крестьянская война 1524 - 25 гг. Иногда по участию в ней всех сословий и их требованиям её часто называют первой, пусть и потерпевшей поражение, раннебуржуазной революцией). Во-вторых: налоговая политика абсолютизма приводила к недовольству горожан, буржуазии, которые хотели оказывать влияние на политический режим, соответственно своему вкладу в его финансирование - «Нет налогов, без представительства!».9
(Так,
насаждавшаяся Габсбургами
Начинается время «просвещённого абсолютизма» («просвещённого деспотизма»). Не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводились реформы в экономической, политической, культурных областях, направленные на модернизацию, устранение наиболее одиозных, устаревших, явственно всего мешавших устойчивому функционированию государства проявлений феодального порядка. Однако в силу непоследовательности реформ, их случайного (эмпирического) характера, обратимостью, связанностью с личностью чиновника-реформатора или «просвещённого государя», «Просвещённый абсолютизм» в целом характеризуется безрезультатностью и ещё больше обостряет социально-политическую ситуацию.
Существенные отличия социально-политических условий в Германии от обстановки в Нидерландах, Англии и Франции предопределили не менее существенные отличия в толковании и оценке учения о естественном праве, выводах из него у немецких мыслителей. Отсутствие реальной исторической почвы для прогрессивной и тем более революционной трактовки теории естественного права (последняя даже во Франции появится позже) обусловило коллизии между гуманистическими, общечеловеческими началами, заложенными в теории, и объективно-классовым их истолкованием.
4. Абсолютизм как государственно-правовая наука в Германии
Усиление феодальной эксплуатации, политической и идеологической реакции, установление княжеского абсолютизма, окончательно утвердившегося в результате Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и приведшего к возникновению в некоторых землях Священной Римской империи германской нации полицейского государства, существенно задержали не только социально-экономическое, но и идейное развитие страны. Идеология, получившая теоретическое обоснование в естественно-правовых учениях Голландии и Англии, приобретает в Германии весьма умеренное и во многом не самостоятельное истолкование. Немецким просветителям были присущи лишь идеи разрыва с религиозным мировоззрением, противопоставления последнему разумного начала. В государственно-правовой науке эта тенденция нашла выражение в учениях С. Пуфендорфа, X. Томазия и X. Вольфа.10
Учение Самуила Пуфендорфа (1632-1694 гг.) складывалось под влиянием теорий Г. Греция и Т. Гоббса. Существенные различия между этими теориями Пуфендорф пытался примирить, используя общий для них рационализм. Попытка создать светскую правовую теорию, светское в своей основе учение о государстве, отстоять свободу мысли в условиях Германии того времени была прогрессом, умеренным, но все же прогрессом. Однако одновременно с этим Пуфендорф обосновывал необходимость сохранения крепостничества и княжеского абсолютизма.
В своем учении о праве и государстве Пуфендорф исходит из представления о естественном состоянии, которое вслед за Гоббсом трактует не как исторический факт, а как методологическое предположение, позволяющее объяснить сущность и происхождение права и государства. Естественное состояние характеризуется свободой и независимостью индивидов. Человеческая природа противоречива. Она не порождает «войну всех против всех» (как считал Гоббс), но достаточно эгоистична. Именно последнее (а не естественное стремление к общежитию, как считал Гроций) в условиях, когда не обеспечены естественные права, порождает стремление людей объединиться ради собственной пользы и безопасности. В результате возникают политическое общество и государство.
Пуфендорф в принципе отвергает теологическую теорию происхождения государства. Государство - продукт сознательной деятельности людей, их решения объединиться. В основе возникновения государства лежат два договора: первый - между людьми об объединении и выборе формы правления, второй - между людьми и избранным ими правителем об обязанности подданных подчиняться власти и обязанности правителя заботиться о подданных. Второй договор предполагает сохранение у людей некоторых естественных прав (свободы вероисповедания, свободы убеждений), но не допускает сопротивления власти. Пуфендорф утверждал, что лучшей формой правления является абсолютная монархия. Правда, у нее есть некоторые недостатки, считал он, и желательно было бы, чтобы при монархе создавался какой-то представительный орган. Дальше этого весьма скромного пожелания Пуфендорф не идет, будучи убежден, что практически неограниченная власть монарха обеспечивает главное - общественный порядок и безопасность подданных. Естественная свобода утрачена людьми с образованием государства, получившего право наказывать их во имя общего блага.
Обосновывая с помощью идей естественно-правовой теории сложившийся в немецких землях княжеский абсолютизм, Пуфендорф оправдывает и упрочившееся в то время крепостничество. Он утверждал, что крепостничество - результат добровольного договора между господами и теми, кто не имел работы и средств существования, и, значит, выгодного им.
Далее
в немецкой политико-правовой мысли
нарастало критическое
Такая попытка была предпринята Христианом Вольфом (1679-1754 гг.). Как и его предшественники, он не был чужд передовым идейным веяниям, представлениям о свободе личности как о норме естественного права. Однако практические выводы Вольфа из этих теоретических представлений вполне соответствовали оправданию полицейского государства, которое пытались выдать за государство просвещенного абсолютизма.
Природа
человека, по Вольфу, характеризуется
стремлением к
Среди форм государства - демократии, аристократии, монархии и смешанной формы - Вольф считает лучшей монархию, ибо, по его мнению, монарх всегда представляет весь народ.
С образованием государства народ ограничил свою свободу для совершенствования составляющих его людей. Во имя этого же ограничено и природное равенство людей. Точно так же каждый человек может ограничить свою свободу и отдать себя в рабство. Отсюда возникает власть одних лиц (господ) над другими (крепостными).
Информация о работе Абсолютизм в Германии. Императорская власть.Княжески