Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:48, реферат
В преддверии нового тысячелетия Россия вновь встала перед выбором: какой путь избрать, на кого ориентироваться, на Запад, на Восток или же пытаться идти своим самобытным путем? Страна переживает переломный момент: упадок экономики, производства, деградация общественного
сознания. Только сильная рука может вытащить наше государство из этого “постсоветского пике” и поставить его вновь на ноги.
1. Введение. Портрет Петра
2. Реформы Петра I
3. Предпосылки петровских реформ
4.Экономическая реформа
5.Административная реформа
6.Реформа в области культуры и быта
7.Церковная реформа
8.Военная реформа
Итоги реформ
9.Реформы Петра I и особый путь России
10. Современные аспекты реформ
11.Заключение
Список литературы
Влияние реформ Петра I на историю Отечества
1. Введение. Портрет Петра
2. Реформы Петра I
3. Предпосылки петровских реформ
4.Экономическая реформа
5.Административная реформа
6.Реформа в области культуры и быта
7.Церковная реформа
8.Военная реформа
Итоги реформ
9.Реформы Петра I и особый путь России
10. Современные аспекты реформ
11.Заключение
Список литературы
Введение
В преддверии нового тысячелетия Россия вновь встала перед выбором: какой путь избрать, на кого ориентироваться, на Запад, на Восток или же пытаться идти своим самобытным путем? Страна переживает переломный момент: упадок экономики, производства, деградация общественного
сознания. Только сильная рука может вытащить наше государство из этого “постсоветского пике” и поставить его вновь на ноги. Я убежден в том, что для успешного выхода из кризисной ситуации такого масштаба необходимо хорошо знать историю, изучить подобные ситуации имевшие место,
прежде всего, в родной стране. Как говорится, все новое – это просто хорошо забытое старое, тем более что Россия переживала уже не одну подобную ситуацию. Но, бесспорно, самым ярким и эффективным политиком, поставившим страну на твердый курс, был в XVIII столетии великий
человек, первый русский император – Петр I.
Тем не
менее, до сих пор обсуждается
вопрос: прав ли был Петр, выбирая
путь полной ориентации на
запад? С другой стороны,
интересный момент: как бы сложилась судьба страны, не будь Петра I?
Цель, преследуемая
данной работой:
последствия реформ, сравнить ситуацию Петровскую с ситуацией современной, рассмотреть возможность ориентации современной России на западные страны, на восточные страны или же выбрать самобытный путь развития.
Поставленная цель выполняется посредством анализа фактов, исторических документов (из вкладок и приложений к литературе) , сравнения мнений историков по спорным вопросам, анализ точек зрения разных историков на личность Петра, его реформы и их последствия; с помощью социального прогноза.
Сергей Михайлович Соловьёв. В
своих чтениях Соловьёв
в жизни русского народа произошёл переход из одного возраста в другой - из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором господствует мысль. Соловьёв бережно относится к наследию Петра, высоко оценивает его личность как преобразователя.
Василий Осипович Ключевский. Образ Петра I складывается у Ключевского долго и сложно. Так в "Исторических портретах" знаменитый историк развивает мысль Соловьёва об исторической обусловленности деятельности Петра I как "вождя", почувствовавшего потребности народа и проводившего свои преобразования совместно с народом. Ключевский отмечал неослабное чувство долга и мысли Петра об общественном благе и то, как они влияли на окружающих. Однако, он неоднозначно рассматривал итоги преобразований Петра Великого, замечал несоответствие между их замыслом и результатами.
Ключевский
писал, что бюрократизация
Сергей
Фёдорович Платонов. Основа всего
жизненного труда Платонова -
стремление избежать
было ни привилегированных
лиц, ни привилегированных групп, и
все они были уравнены в одинаковом
равенстве бесправия перед
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона даётся сжатое и сухое изложение петровского периода. Краткость изложения основных фактов жизни и деятельности Петра Великого переплетается здесь с обширным статистическим материалом.
Именно здесь можно найти многие интересные цифры, выражающие некоторые экономические показатели того времени. Много внимания уделено международному положению России и его изменению в связи с событиями петровской эпохи. Словарь представляет собой интереснейшее дополнение к другим источникам информации о деятельности Петра Великого.
.
Портрет
Петра I Пётр Алексеевич Романов
(Пётр I, Пётр Великий) - первый император
всероссийский, родился 30 мая
1672 года, от второго брака царя
Алексея Михайловича с
Марья Ильинична, умерла, оставив ему двух сыновей Фёдора и Ивана, и много дочерей. Таким образом, при царе Алексее в царском семействе два враждебных друг другу круга родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Кирилловна с сыном и роднёй. Дело в том, что царевичи Фёдор и Иван не отличались физической крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший царевич Пётр цвёл здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим из братьев, именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины, но этого очень боялись Милославские, и только страх перед царём Алексеем сдерживал проявлениясемейной вражды.
Со смертью
царя Алексея Михайловича
Обучение
Петра шло довольно медленно.
По старорусскому обычаю его
начали учить с пяти лет.
Учителем Петра стал дьяк
Зотов
прошёл с Петром азбуку, часослов,
псалтырь, евангелие и апостол.
Так же начинали своё учение
и царь Алексей, и его старшие
сыновья. Зотов касался и
До смерти своего отца, царя Алексея, Пётр жил баловнем в царской семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Фёдор был крёстным отцом своегомаленького брата и очень любил его. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его
обучении.
Учился
ли Пётр у Зотова ещё чему-
следовать схоластическая наука, с которой знакомились старшие братья и даже сёстры Пётра под руководством киевских монахов. Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед
началом этого обучения царь Фёдор умер, и началась смута 1682 года. Из-за этого Пётр остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал грамматику и орфографию.
Царь Фёдор Алексеевич умирает, не оставив наследников престола. По общему мнению, наследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний Иван был очень болезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти. Зная это, любимцы царя Фёдора (Языков, Лихачёв и
др.) устроили дело так, что сразу после смерти Фёдора патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём младшего царевича Петра. Однако, права царевича Ивана были нарушены и его родные не могли примириться с происшедшим. Самыми умными и решительными среди них были царевна
Софья Алексеевна и боярин Иван Михайлович Милославский. Против своих врагов (Языкова и Нарышкиных) они подняли стрелецкое войско.
Стрельцам дали знать, что царевич Иван задушен и в руки стрельцов дали список “изменников-бояр” . Стрельцы поверили и начали открытый мятеж. 15 мая 1682 года они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела на Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и показала их стрельцам. Однако стрельцы не успокоились, вломились
в царский дворец и на глазах членов царской семьи зверски убили боярина Матвеева и многих родственников царицы Натальи. Пётр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твёрдостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце он не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались в память Петра, вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его ненависть к стрельцам. Через год 11-летний Пётр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей.
Через неделю после начала бунта (23 мая) победители потребовали от правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю спустя (29-го) , по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было вручено царевне Софье. Партия Петра была отстранена от всякого участия в государственных делах.
За всё
время регентства Софьи
временным правительством Софьи. Предоставленный самому себе, Пётр разучился переносить какие-то стеснения, отказывать себе в исполнении какого бы то ни было желания. Царица Наталья,женщина “ума малого” , по выражению её родственника князя Куракина, заботилась, по-видимому,
исключительно о физической стороне воспитания своего сына. Мы видим Петра окружённым “молодыми ребятами народу простого” и “молодыми людьми первых домов” ; первые, в конце концов, взяли верх, а “знатные персоны” были отдалены. Весьма вероятно, что и простые и знатные
приятели детских
игр Петра одинаково
Огненный,
гениальный ребёнок не может
сидеть в комнате без дела;
он рвётся из печального
Информация о работе Влияние реформ Петра I на историю Отечества