Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:25, доклад
Великий полководец Александр Васильевич Суворов сказал: «.Истинную свою славу
я видел в служении моему Отечеству»
Нас всех объединяет одно – боль, тревога и ответственность за будущее России,
долг каждого гражданина перед Отечеством – единственной, уникальной для
человека Родиной, данной судьбой, завещанной предками.
Чувство патриотизма для каждого россиянина подвергается в данное время
серьезным испытаниям. Изменилось Отечество.. Изменились идеалы общества..
Пересматривается прошлое нашей Родины, тревожит и пугает неопределенностью
будущее.
Великий полководец Александр Васильевич Суворов сказал: «.Истинную свою славу
я видел в служении моему Отечеству»
Нас всех объединяет одно – боль, тревога и ответственность за будущее России,
долг каждого гражданина перед Отечеством – единственной, уникальной для
человека Родиной, данной судьбой, завещанной предками.
Чувство патриотизма для каждого россиянина подвергается в данное время
серьезным испытаниям. Изменилось Отечество.. Изменились идеалы общества..
Пересматривается прошлое нашей Родины, тревожит и пугает неопределенностью
будущее.
В это сложное время возникла острая необходимость в патриотическом воспитании
молодежи. В связи с этим с середины 90-х годов начали создаваться кадетские
корпуса, кадетские школы-интернаты, а в августе 2001 года по постановлению
главы Муниципального Образования Приозерский район, комитет образования издал
приказ: « В средней школе № 1 впервые в истории Ленинградской области создать
кадетский класс»
Тем не менее, создание кадетского класса, это не изобретение чего-либо
нового, а просто возвращение к истокам. Являясь ученицей кадетского класса, я
поставила перед собой задачу рассмотреть, как развивалось кадетское движение
в прошлом, найти его сходства и различия с современным кадетским движением.
Тема моего реферата очень актуальна. Сегодня, как никогда, страна нуждается в
образованных, честных и мужественных людях, последовательных в своих
поступках, самостоятельно мыслящих, принципиальных борцах, одержимых своими
идеями, а не в приспособленцах, податливых чужому мнению, эгоистичному
расчету. Но где же почерпнуть столь высокие идеи и принципы, как не в
прошлом?
2 Ч А С Т Ь
ГЛАВА 1. Как все
начиналось
Прежде, чем начать рассказ о современном кадетском движении, давайте перенесемся
в прошлое. Ведь именно тогда кадетами (от французского «младший воин») стали
называть во Франции малолетних дворян, определяющихся на военную службу.
Понятие это перекочевало в воинственную Пруссию, где король-воин Фридрих
Великий сформировал первую в истории роту кадетов. Почти одновременно в России
возникли подобные военные учебные заведения. Петр 1, «прорубив окно в Европу»,
и многое, позаимствовав оттуда, открыл в Москве Школу математических и
навигационных наук для сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских
и других чинов» 1.
После смерти царя-реформатора начатое им дело по подготовке молодых людей к
службе заглохло. Учеба за границей также себя не оправдала, денег требовалось
много, ученики долго жили вдали от дома, теряя связь со своей страной, да и
ленивых и нерадивых среди них было предостаточно. Тогда задумались: а нельзя
ли перенести зарубежный опыт на русскую почву?
Русский посол в Пруссии граф П. И. Ягужинский изучил организацию Берлинского
кадетского корпуса и предложил Анне Иоанновне создать кадетские корпуса. В 1731
году императрица Анна Иоанновна поручила генерал-фельдмаршалу Миниху учредить
«Корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей от 13 до 18 лет»
[1]. Так в России в 18 веке появились первые кадетские корпуса – Сухопутный
Шляхетный, Морской Шляхетный, Артиллерийский и Инженерный Шляхетный, Пажеский
корпус для подготовки
пажей к придворно-военной
Рыцарской Академией называли в 18 веке Сухопутный кадетский корпус –
единственный в то время (для моряков был Морской кадетский корпус). Из стен
этих двух кадетских корпусов вышло немало выдающихся полководцев и
флотоводцев. И неудивительно, ведь корпуса в то время были единственными
военными учебными заведениями. Руководителями их назначались особо доверенные
люди – боевые генералы и адмиралы, показавшие себя с хорошей стороны в деле
обучения войск. Российские монархи осуществляли лично постоянный контроль над
деятельностью кадетских корпусов, и это понятно – кадетские корпуса готовили
своих питомцев к офицерскому поприщу, а известно, каков офицерский корпус,
таковы в стране и вооруженные силы. Поэтому руководителями кадетских корпусов
выбирались лучшие генералы и адмиралы.
В 1778 году Императрица Екатерина Великая основала в Москве первый Московский
кадетский корпус. А 15-го (26-го) сентября 1794 года Екатерина 2-ая издала
именной указ: « Нашему генерал-поручику Михайле Голенищеву-Кутузову
всемилостивейше повелеваем быть Главным Директором Кадетского корпуса под
собственным нашим началом»[2]
До 1805 года управление корпусами осуществлялось непосредственно через
императорскую канцелярию. Лишь во времена екатерининского чиновника И. И.
Бецкого появился Совет, который разрабатывал стратегию развития первого
корпуса, осуществлял контроль над должностными чинами. В последующие времена
директора кадетских корпусов опирались на очень приблизительные установки,
заложенные в Уставе, что приводило к различному уровню управления кадетскими
учреждениями. Весь жизненный уклад в корпусе определял генерал-директор, его
знания, опыт, культура ложились в основу всей организации корпуса,
отсутствовала единая
организационная структура
к образовательному
процессу, не были разработаны нормативно-
документы и т. д. (к сожалению, на этом этапе мы находимся и сегодня).
На рубеже 18-19 в.в. были сформулированы основные обязанности кадета. Вот
некоторые из них:
- кадет есть
будущий слуга Отечества и
защитник его от врагов
внутренних
- каждому кадету надлежит быть благочестивым, правдивым во всем,
беспрекословно подчиняться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить
все тяготы, которые бывают подчас неизбежны
- кадет обязан
строго и точно соблюдать
кадет должен иметь и вне корпуса бравый и молодецкий вид.
[3]
А). Кадетское движение в 19 веке
Настал девятнадцатый век. Непрерывные захватнические войны, которые вел
Наполеон, привели к тому, что и другие страны стали увеличивать численность
своих войск. В этих условиях и Россия не могла поступить иначе. Потому с
высочайшего повеления Императора Александра 1 в 1813 году был создан 1-й
Сибирский кадетский корпус. А в царствование Николая 1 с 1825 по 1855 год
было открыто еще восемь корпусов: Оренбургский–Неплюевский, Нижегородский,
Полоцкий,
Петровский-Полтавский, Орловский, Воронежский, 2-й Московский и Владимирский
Киевский кадетские корпуса.
Все кадетские корпуса представляли собой интернаты, рассчитанные на 100 –
1000 воспитанников
и разделенные на роты
возраста. Кадеты обучались всем основным предметам. Первые семь лет
воспитанники изучали русский язык, несколько иностранных языков, математику,
физику, а также Закон Божий. Специальные преподаватели учили их танцам и
правилам поведения в светском обществе. Весь курс обучения длился девять лет.
Два последних старших класса были посвящены исключительно военной подготовке
и только после окончания этих старших классов кадеты производились в офицеры.
Сеть кадетских
корпусов расширялась и
их сменили военные гимназии, но затем военным заведениям вновь вернули
название кадетских корпусов. Однако, все эти изменения не коснулись главного:
кадетов всегда воспитывали на любви к Богу, сыновней преданности России,
бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании семейного долга.
При Александре 2 было создано еще девять кадетских корпусов по всему
протяжению Российской Империи в различных местностях и различных условиях
жизни: 3-й Московский, Вольский, Ярославский, 2-й Оренбургский, Псковский,
Тифлисский, Николаевский и Александровский, Симбирский кадетские корпуса.
Особое внимание
во все времена уделялось
заведения. Основой его служил конкурсный отбор, тщательное медицинское
освидетельствование, система комплектования по вакансиям. Объем знаний по
разным учебным предметам, требуемый от поступающих в кадетские корпуса,
определялся Главным Управлением военно-учебных заведений. Всего в корпусах к
концу 19-го века содержалось
около одиннадцати тысяч
казеннокоштных – 74,2%, стипендиатов – 12,5%, своекоштных – 10,4% и экстернов –
2,9%. В Пажеский
корпус принимались дети
корпусе числились потомственные дворяне – 34%, сыновья личных дворян – 34%,
духовного звания – 4% и других сословий – 28%, а в остальных кадетских корпусах
– потомственных дворян – 66%, сыновей личных дворян – 24%, купцов – 3%, казаков
– 5% и прочих сословий – 2%. К 1917 году изменяется принцип комплектования по
сословному признаку, открывая возможность для поступления детям практически их
всех социальных групп.[4]
Позднее, при Александре 3, в штат кадетских корпусов был введен штат
офицеров-воспитателей. Личный состав кадетского корпуса подразделялся на роты
и отделения. Число учащихся в классе составляло 35 человек. Постепенно
корпуса стали превращаться в казармы, где главное место занимала строевая
подготовка. С 1889 года и до конца 19-го века в учебный план входили такие
предметы, как Закон Божий, русский и славянский языки, немецкий язык,
математика, естественная история, физика, космография, география, история,
законоведение, чистописание, рисование, строевое обучение, гимнастика,
фехтование, танцы, ежедневное гимнастическое занятие в течение 15-ти минут,
говоря современным языком – физзарядка.
Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым особым миром, из
которого выходили крепкие духом, сплоченные между собой образованные и
Информация о работе Великий полководец Александр Васильевич Суворов