Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:58, реферат
Россия вступила в XIX в. абсолютной самодержавной монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами.
Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти.
ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ АЛЕКСАНДРА II, И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕГО ПРАВЛЕНИЯ………………………..………..…….…………................5
1. 1. Личность Александра II……………………..……..…………..…...5
1. 2. Социально-политическая обстановка в
первые годы царствования Александра II…………….………......6
ГЛАВА II. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА……………….........9
2. 1. Предпосылки реформы…………………………………..……...…..9
2. 2. Отмена крепостного права…………………………………….…...11
2. 3. Значение отмены крепостного права………………………….…..14
ГЛАВА III. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II….….14
3. 1.. Земская реформа………………………………………………..….14
3. 2. Судебная реформа…………………………………….……….…....15
3. 3. Военная реформа…………………………………………….…...…15
3. 4. Реформы в диапазоне образования и печати…………………...…16
3. 5. Значение реформ………………………………………………....….17
ГЛАВА IV. УБИЙСТВО ИМПЕРАТОРА………………….……...…18
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Факультет «Экономика и управление»
Кафедра «Экономика, управление и инвестиции»
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«Великие
реформы Александра II
в 1860-1870 гг.»
Челябинск
2011 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
I. ЛИЧНОСТЬ АЛЕКСАНДРА
II, И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕГО
ПРАВЛЕНИЯ………………………..………..…….……
первые годы царствования Александра II…………….………......6
ГЛАВА II. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА……………….........9
2. 1.
Предпосылки реформы…………………………………..……...…..
2. 2. Отмена крепостного права…………………………………….…...11
2. 3. Значение отмены крепостного права………………………….…..14
ГЛАВА III. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II….….14
3. 1..
Земская реформа………………………………………………..….
3. 3.
Военная реформа…………………………………………….…...…
3. 4. Реформы в диапазоне образования и печати…………………...…16
3. 5. Значение
реформ………………………………………………....….
ГЛАВА
IV. УБИЙСТВО ИМПЕРАТОРА………………….……...…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….……
Список
литературы…………………………………………….……
ВВЕДЕНИЕ
Россия вступила в XIX в. абсолютной самодержавной монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами.
Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти.
После вступления на престол Александра I (1801) началась подготовка реформ государственного управления. С этой целью при императоре был создан "негласный комитет" (1801—1803), в состав которого вошли друзья юности Александра, представители молодого поколения родовитой знати — Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Чарторыйский и Николай Новосильцев.
В 1802 г. начались некоторые изменения в системе организации власти. Взамен петровских коллегий были введены новые органы управления — министерства: иностранных дел (до 1832 г. сохранялась Иностранная коллегия), военных сухопутных сил, военных морских дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел, народного просвещения и др. Министры назначались императором и фактически были ответственны только перед ним. Созданная при Александре I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г.
В подготовке реформ политической системы страны особое место занял проект М. М. Сперанского, который по поручению Александра I разработал фактически план буржуазных преобразований в стране. В своем проекте в 1802 г. М.М.Сперанский предлагал ввести принцип разделения властей. Проекты М. М. Сперанского предвосхищали Манифест 17 октября 1905 г. и оказали громадное влияние на развитие общественной мысли в России. М. М. Сперанский предлагал некоторое ограничение самодержавия представительным органом — Государственной думой. На местах должны были создаваться окружные и губернские думы. Верхней палатой будущего российского парламента должен был стать Государственный совет.
Предложения Сперанского вступали в резкое противоречие с интересами дворянской аристократии. Поэтому единственное предложение Сперанского, которое было принято Александром I, — это создание Государственного совета.
Государственный совет был учрежден в 1810 г. и просуществовал до февральской революции 1917 г. Он назначался императором из представителей высшей дворянской аристократии, имел законосовещательные функции, т.е. за-
коны, издаваемые императором, должны были обсуждаться в Государственном совете. Однако это положение часто нарушалось: царь утверждал законопроекты, минуя Государственный совет. При Александре I права Сената были значительно урезаны: он превратился в высшую судебную инстанцию и никаких вопросов государственного управления не решал. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, должность эту с учреждением в 1802 г. Министерства юстиции стал занимать министр юстиции.
Вся полнота власти на местах в первой четверти XIX в. принадлежала губернаторам, которые назначались императором. Реформы государственного аппарата, которые были осуществлены в начале царствования Александра I, не изменили по существу самодержавного строя. Но с победой России в войне с Наполеоном, влиянием на общественную мысль идей Французской революции, переходом некоторых стран Европы к конституционному устройству Россия встала перед необходимостью преобразований.
В 1815 г. была дарована Конституция Царству Польскому. Выступая в Варшаве на открытии первого польского сейма, Александр I заявил о возможности в будущем распространить конституционные порядки на всю Россию. Под руководством Н. Н. Новосильцева, крупного государственного деятеля той эпохи, будущего председателя Государственного совета и Кабинета министров, в строжайшей тайне началась работа над проектом русской конституции. В 1820 г. проект был готов и получил название "Уставная грамота Российской империи".
Это был проект конституции самодержавного государства. Так, статья 12 подтверждала: "Государь есть единственный источник всех властей гражданских, политических, законодательных и военных". В то же время провозглашалось создание буржуазного по своей сути двухпалатного парламента, на рассмотрение которого монарх должен был представлять каждый издаваемый им закон.
Проект конституции был подготовлен и призван возвестить о даровании гражданам России конституционных прав, однако он так никогда и не был обнародован. Это связано с сопротивлением большей части дворянства, которое выступало против реформ. Вместо реформ продолжалось укрепление крепостничества и самодержавия. После подавления восстания декабристов в декабре 1828 г. Николай I взял курс на еще большее укрепление абсолютизма. Были проведены реформы в области цензуры, создано III Отделение Собственной его Величества канцелярии политического сыска.
В период правления Николая I усилилась бюрократизация всех сторон государственной жизни страны, государственный аппарат приобрел огромные размеры и влияние, усилилась милитаризация всей жизни страны, ослабло значение Государственного совета и Сената.
О реформах по подготовке конституционных проектов было забыто на долгие годы.
Поражение в Крымской войне и смерть в 1855 г. императора Николая I обнаружили кризис системы самодержавно-крепостнической власти, вызвали общественный подъем, породили надежды передовой части российского общества на ослабление реакции в стране.
К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.
Данная потребность в реформах, с каждым днем становилась все более и более ощутимой и неотложной. Но на пути всякого улучшения непреодолимой преградой стояло - крепостное право. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства.
Царствование императора Александра II (1855-1881)ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян, в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.
Деятельность
Александра II прекратилась из-за его
гибели, 1 марта 1881 года от рук убийц,
но в истории за ним закрепилось
имя «Освободитель».
ГЛАВА
I. ЛИЧНОСТЬ АЛЕКСАНДРА
II, И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕГО
ПРАВЛЕНИЯ.
1.1 ЛИЧНОСТЬ АЛЕКСАНДРА II
Александр II - Император Bcepoccийский, приходился старшим сыном Императору Николаю Павловичу и Государыне Императрице Александре Федоровне, родился он в Москве 17 апреля 1818г.
Его воспитателем был генерал Мердер. Мердер привлек к себе внимание, как командир роты в основанной 18 августа 1823г. школе гвардейских подпрапорщиков. Николай Павлович, тогда еще являясь Великим Князем, узнав про его педагогические способности, мягкий характер и исключительный ум, решился доверить ему воспитание своего сына Александра. На этот пост Мердер вступил 12 июня 1824г., когда Великому Князю Александру едва исполнилось 6 лет, и ревностно исполнял свои обязанности в течение 10 лет.
Другим наставником Александра II был поэт В.А.Жуковский, который приступил к обязанностям, когда Великому Князю исполнилось 9 лет. Жуковский предварительно составил «План учения» цесаревича, который был сосредоточен на «образование для добродетели». По плану целью всего обучения было – сделать будущего государя человеком просвещенным и всесторонне образованным, оградив его от преждевременного увлечения военным искусством. Нравственные убеждения, заложенные В.А.Жуковским, существенно сказались на организации личности будущего монарха. Но уберечь будущего государя от военной «муштры» наставнику не удалось. Как и все российские самодержцы Александр II с малолетства приобщался к военному искусству, и к 26-и годам стал «полным генералом».
Между тем домашние кабинетные занятия цесаревича также дополнялись и образовательными поездками по России и Европе. В одной из этих поездок наследник престола российского познакомился со своей будущей женой, Марией Александровной, принцессой Гессен-Дармштадтской, и в возрасте 23 лет вступил с ней в брак.
Когда царский престол перешел к Александру II (бывшему уже в возрасте 37 лет) он уже был подготовлен к управлению государством. Император Николая I за время своего правления все делал для ознакомления цесаревича с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. Так с разрешения отца, императора Николая I, цесаревич был введен в Государственный совет и Комитет министров, руководил деятельностью Секретных комитетов по крестьянскому делу.
В
течение десяти лет преемник престола
был ближайшим помощником своего отца
и свидетелем всей его правительственной
работ
Информация о работе Великие реформы Александра II в 1860-1870 гг