Учение князя Трубецкого

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:41, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы контрольной работы обусловлена, прежде всего, тем, что эффективность осуществляемых в современной России государственно-правовых реформ, а также происходящих процессов формирования нового типа правового и политического мышления в значительной степени зависит от восстановления исторического диалога, актуализации идей дореволюционной русской политико-правовой мысли, выявления основных закономерностей ее развития. Это, несомненно, будет способствовать реализации ее мощнейшего теоретического и методологического потенциала, позволит избежать некритического восприятия ценностей западноевропейской цивилизации и раскроет основные интенции российской политико-правовой культуры. В этой связи представляется необходимым уделить особое внимание творчеству Евгения Николаевича Трубецкого (1863-1920), разносторонний талант которого нашел самое широкое применение не только в правовой науке, но и в общественно-политической жизни страны. Это был выдающийся русский религиозный мыслитель, философ, правовед, политик и публицист, общественный деятель, сумевший объединить в своих проектах интеллектуальную элиту страны и оставить богатейшее творческое наследие в области истории, культурологии, философской и религиозной мысли, вызывающее неизменный интерес современных исследователей.

Работа содержит 1 файл

Моя контрольная.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  выбранной темы контрольной работы обусловлена, прежде всего, тем, что эффективность осуществляемых в современной России государственно-правовых реформ, а также происходящих процессов формирования нового типа правового и политического мышления в значительной степени зависит от восстановления исторического диалога, актуализации идей дореволюционной русской политико-правовой мысли, выявления основных закономерностей ее развития. Это, несомненно, будет способствовать реализации ее мощнейшего теоретического и методологического потенциала, позволит избежать некритического восприятия ценностей западноевропейской цивилизации и раскроет основные интенции российской политико-правовой культуры. В этой связи представляется необходимым уделить особое внимание творчеству Евгения Николаевича Трубецкого1 (1863-1920), разносторонний талант которого нашел самое широкое применение не только в правовой науке, но и в общественно-политической жизни страны. Это был выдающийся русский религиозный мыслитель, философ, правовед, политик и публицист, общественный деятель, сумевший объединить в своих проектах интеллектуальную элиту страны и оставить богатейшее творческое наследие в области истории, культурологии, философской и религиозной мысли, вызывающее неизменный интерес современных исследователей.

      Следует отметить весомый вклад этого  мыслителя в развитие отечественной политико-правовой мысли. Существенной особенностью политико-правовых воззрений Е.Н. Трубецкого является ярко выраженное стремление интегрировать в своем творчестве лучшие достижения российской и мировой философско-правовой мысли, ориентированное на специфику отечественного социокультурного бытия, что позволило ученому осуществить одно из наиболее успешных и значимых исследований правовых и политических явлений.

      Комплексное освещение политико-правовых взглядов Е.Н. Трубецкого будет способствовать познанию собственной природы права, преодолению политизированного типа правопонимания, ограниченного исследованием формальных количественных характеристик права − формы его установления (закона) и способа обеспечения (принуждения), а также окажет существенное содействие в поиске отечественной теорией права собственного лица. 

1. Исследования, посвященные творческому наследию Е.Н. Трубецкого 

      Творческое  наследие Е.Н. Трубецкого так и не было в полной мере исследовано в отечественной юриспруденции. В советский период этому способствовал главный идеолог режима, В.И. Ленин, заклеймивший ученого как «злейшего врага советской власти, предлагающего отвратительное лицемерное реформирование общества на демократических началах».2 В результате такой оценки правовые и политические произведения Е.Н. Трубецкого канули в небытие спецхранилища и были «реабилитированы» лишь относительно недавно.

      Историко-философское  исследование творческого наследия Е.Н. Трубецкого представлено в монографических работах Л.В. Абрамовой, Т.Л. Бабиной, С.В. Кузнецовой, Ю.Н. Митрофанова, Я.В. Морозовой, И.Б. Пелевина.3 Историческому анализу общественной деятельности и политических воззрений Е.Н. Трубецкого посвящено диссертационное исследование Н.В. Нехамкиной.4

      На  сегодняшний день Е.Н. Трубецкой  является одним из наименее изученных представителей отечественного правоведения, а его вклад в развитие политико-правовой мысли по-прежнему остается практически не исследованным. Имеется несколько публикаций, ограничивающихся, главным образом, упоминанием Е.Н. Трубецкого в качестве одного из представителей либеральной политико-правовой мысли конца XIX – начала XX веков, или же кратким изложением отдельных фрагментов правовых взглядов ученого (в работах В.М. Ведяхина, А.М. Величко, А.В. Полякова, В.И. Шамшурина), за исключением статей Ю.В. Костина и Г.Г. Бернацкого, посвященных исследованию непосредственно философско-правовых взглядов Е.Н. Трубецкого.

      В монографических работах А.П. Альбова, С.Б. Глушаченко, Ю.В. Костина, А.В. Полякова, М.Б. Ревновой, Ю.В. Ячменева уделяется внимание отдельным аспектам политико-правовых взглядов Е.Н. Трубецкого в общем контексте исследуемых ими проблем.5

      Исключение  составляет монография Г.Г. Бернацкого, в которой осуществляется комплексное теоретическое исследование философско-правовых воззрений Трубецкого.6 Следует признать вполне обоснованным вывод исследователя о том, что смыслообразующим началом в формировании проблемного поля для Трубецкого является взаимодействие права и нравственности. Тем не менее, предлагаемая интерпретация воззрений Е.Н. Трубецкого относительно теоретической разработки указанной проблемы вызывает ряд вопросов, требующих дополнений и разъяснений.

      Это касается, прежде всего, трактовки Е.Н. Трубецким категории естественного права, которую, по мнению Бернацкого, ученый отождествляет с идеалом нравственности, с убеждениями в том, что есть добро и справедливость на конкретно-историческом этапе развития общества. В то время как сам Е.Н. Трубецкой убедительно и основательно доказывает недопустимость отождествления правового и нравственного начал, определяя принципиально иной вектор исследования данных феноменов и специфики их взаимодействия в социуме.7 В учебной литературе преимущественно освещаются философско-правовые взгляды Е.Н. Трубецкого (В.А. Бачинин, Д.В. Жуков, Э.В. Кузнецов), а политико-правовым взглядам ученого внимание уделяется в довольно незначительном количестве учебных пособий (А.П. Альбова, Г.Г. Бернацкого, В.П. Малахова, Д.В. Масленникова, В.П. Сальникова)

      Существенное  значение для понимания специфики  политико-правового учения Е.Н. Трубецкого имели также произведения крупнейших представителей политико-правовой мысли от античности до второй половины XIX в., среди которых следует указать Аристотеля, Платона, Августина Блаженного, Д. Локка, Т. Гоббса, Ш.Л. Монтескье, В.Ф.Й. Шеллинга, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Р. Иеринга, Р. Штаммлера и др.

      Необходимо  отметить также работы современных зарубежных авторов: М. Антиензы, Г.Дж. Бермана, П. Бергера, М. Ван Хоека, Р. Дворкина, Ж. Карбонье, Г. Кельзена, А.И. Ковлера, К. Леви-Стросса, Т. Лукмана, Б. Малиновского, Н. Неновски, К. Поппера, Г. Радбруха, П. Рикера, Ю. Хабермаса, С. Хантингтона, Дж. Холла и др. 

2. Теоретическая ценность, значимость для современной науки

и основные положения  исследований Е.Н. Трубецкого 

      Основные  идеи и выводы Е.Н. Трубецкого отвечают наиболее актуальным потребностям современной теории права. В первую очередь, это касается проблем онтологии и аксиологии права, которые разрабатывались Е.Н. Трубецким с позиций плюралистического правопонимания в контексте традиционных для российского социокультурного пространства доминант национального бытия, что позволяет дать качественно новую интерпретацию творческого наследия мыслителя.

      Установленные Е.Н. Трубецким существенные признаки права, раскрывают его многомерную сущность, позволяя рассматривать правовой феномен в его многоаспектном единстве.

      Представленная  Е.Н. Трубецким трактовка сущности права не позволяет причислить ученого к представителям возрожденного естественного права, как это было принято в науке ранее. Определяя типологическую принадлежность правового учения Е.Н. Трубецкого, следует отнести его к представителям правового плюрализма.

      Впервые теоретико-правовое наследие мыслителя рассматривается с позиций связи истории и современности. Обосновывается необходимость использования теоретических разработок Е.Н. Трубецкого для дальнейших поисков в области формирования интегрального типа правопонимания, исследования аксиологической природы права, разработке механизма ценностной легитимации права.

      Устанавливается теоретическая значимость политико-правового  учения Е.Н. Трубецкого для решения таких кардинальных проблем современного теоретического правоведения, как правогенез, специфика взаимодействия права и государства, соотношение права и нравственности, права и свободы, права и принуждения, модернизация отечественной правовой и политической культуры.

      Среди основных положений учения Е.Н. Трубецкого необходимо отметить:

      1. Наиболее существенное идейно-теоретическое  и методологическое влияние на формирование политико-правовых взглядов Е.Н. Трубецкого оказала религиозная философия права В.С. Соловьева и правовая концепция Б.Н. Чичерина, что подтверждается рецепцией понятийно-категориального аппарата и спецификой формирования проблемного поля. Теоретико-правовые изыскания мыслителя интегрируют разработанные В.С. Соловьевым аспекты ценностного (нравственного) бытия права с идеей Б.Н. Чичерина о свободе как субстанциональной основе права.

      Развивая  идеи Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева, Е.Н. Трубецкой определяет вектор исследования правового феномена через нравственное обоснование меры свободы в праве.

      2. Право в концепции Е.Н. Трубецкого  представляет собой сложный, многоаспектный социокультурный феномен, возникающий как универсальный порядок социального взаимодействия, включающий: формируемые в общественном сознании правила поведения (нормы); фактические правоотношения, основанные на разграничении сфер внешней свободы, объективируемой участниками правоотношений путем реализации меры возможного и должного поведения (субъективных прав и обязанностей); феномен психики: общественное и индивидуальное сознание, выступающее важнейшим фактором правогенеза; ценностное явление, превышающее фактическую действительность. Е.Н. Трубецкой определяет в качестве важнейшей задачи правовой науки объединение имеющихся результатов исследований о праве, полученных представителями различных типов правопонимания, вне которого, по мнению ученого, невозможно понять природу права.

      3. В концепции Е.Н. Трубецкого  фактическое правоотношение представляет собой атрибут социального взаимодействия любого уровня, т.е. существует при самой минимальной организации общества. Основным фактором правогенеза является не возникновение государства, а особенности человеческой природы, выражающиеся в способности к автономному самоопределению, ценностной ориентации сознания как основной его характеристики и стремлении к социальному взаимодействию, основанному на понимании каждым человеком невозможности внеобщественного существования. Право в концепции Е.Н. Трубецкого представляет собой системообразующее начало общества, поскольку его возникновение вызвано необходимостью установления определенного порядка регулирования общественных отношений, основанного на разграничении сфер внешней свободы их участников.

      Поэтому образование и развитие права  осуществляется независимо от наличия внешнего принудительного авторитета в лице государства. Таким образом, в учении Е.Н. Трубецкого смысловым центром и ядром правового общения выступает не властно-приказное волеизъявление со стороны государства, а добровольное взаимное признание субъектами социального взаимодействия меры возможного и меры должного поведения (субъективных прав и обязанностей), основанное на понимании участниками взаимодействия необходимости поддержания и воспроизводства социальных связей.

      4. Важным теоретическим выводом  Е.Н. Трубецкого следует признать убедительное обоснование того, что государство не может существовать без права. Более того, своим образованием в качестве постоянного политического учреждения оно обязано правовому обычаю; а само право государственной власти господствовать над подданными и повелевать ими держится авторитетом того общества, от имени которого она выступает. Ученый фактически формулирует проблему легитимности власти, утверждая, что ее стабильность и эффективность зависят от признания и оправдания обществом принимаемых властью решений и их соответствия базовым социокультурным ценностям данного общества.

      5. В учении Е.Н. Трубецкого право  представляет собой способ реализации свободы личности, являющейся альфой и омегой бытия правового феномена в социуме, универсальным критерием расстановки правовых приоритетов, абсолютной ценностью и целью правового регулирования. Важным теоретическим выводом Е.Н. Трубецкого является обоснование относительной ценности внешней правовой свободы. В его концепции общезначимость правовой свободы обусловлена абсолютной ценностью внутренней сферы свободы личности и связанной с этим необходимостью предоставления духовному началу возможностей беспрепятственного развития. Именно в целях всестороннего и полного удовлетворения личностью своих духовных потребностей право устанавливает внешние пределы субъективной свободы, определяя меру возможного и должного поведения, совместимую с благом общества как целого. Универсальность и общезначимость внешней правовой свободы определяется абсолютной ценностью внутренней сферы свободы личности, ее духовной природой и осознанием членами общества необходимости создания максимально благоприятных условий для ее реализации. Данный подход создает наиболее прочные и незыблемые основания для признания абсолютного достоинства личности и приоритетности ее прав и свобод в жизни общества и государства.

Информация о работе Учение князя Трубецкого