Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:41, контрольная работа
Актуальность выбранной темы контрольной работы обусловлена, прежде всего, тем, что эффективность осуществляемых в современной России государственно-правовых реформ, а также происходящих процессов формирования нового типа правового и политического мышления в значительной степени зависит от восстановления исторического диалога, актуализации идей дореволюционной русской политико-правовой мысли, выявления основных закономерностей ее развития. Это, несомненно, будет способствовать реализации ее мощнейшего теоретического и методологического потенциала, позволит избежать некритического восприятия ценностей западноевропейской цивилизации и раскроет основные интенции российской политико-правовой культуры. В этой связи представляется необходимым уделить особое внимание творчеству Евгения Николаевича Трубецкого (1863-1920), разносторонний талант которого нашел самое широкое применение не только в правовой науке, но и в общественно-политической жизни страны. Это был выдающийся русский религиозный мыслитель, философ, правовед, политик и публицист, общественный деятель, сумевший объединить в своих проектах интеллектуальную элиту страны и оставить богатейшее творческое наследие в области истории, культурологии, философской и религиозной мысли, вызывающее неизменный интерес современных исследователей.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы контрольной работы обусловлена, прежде всего, тем, что эффективность осуществляемых в современной России государственно-правовых реформ, а также происходящих процессов формирования нового типа правового и политического мышления в значительной степени зависит от восстановления исторического диалога, актуализации идей дореволюционной русской политико-правовой мысли, выявления основных закономерностей ее развития. Это, несомненно, будет способствовать реализации ее мощнейшего теоретического и методологического потенциала, позволит избежать некритического восприятия ценностей западноевропейской цивилизации и раскроет основные интенции российской политико-правовой культуры. В этой связи представляется необходимым уделить особое внимание творчеству Евгения Николаевича Трубецкого1 (1863-1920), разносторонний талант которого нашел самое широкое применение не только в правовой науке, но и в общественно-политической жизни страны. Это был выдающийся русский религиозный мыслитель, философ, правовед, политик и публицист, общественный деятель, сумевший объединить в своих проектах интеллектуальную элиту страны и оставить богатейшее творческое наследие в области истории, культурологии, философской и религиозной мысли, вызывающее неизменный интерес современных исследователей.
Следует отметить весомый вклад этого мыслителя в развитие отечественной политико-правовой мысли. Существенной особенностью политико-правовых воззрений Е.Н. Трубецкого является ярко выраженное стремление интегрировать в своем творчестве лучшие достижения российской и мировой философско-правовой мысли, ориентированное на специфику отечественного социокультурного бытия, что позволило ученому осуществить одно из наиболее успешных и значимых исследований правовых и политических явлений.
Комплексное
освещение политико-правовых взглядов
Е.Н. Трубецкого будет способствовать
познанию собственной природы права, преодолению
политизированного типа правопонимания,
ограниченного исследованием формальных
количественных характеристик права −
формы его установления (закона) и способа
обеспечения (принуждения), а также окажет
существенное содействие в поиске отечественной
теорией права собственного лица.
1.
Исследования, посвященные
творческому наследию
Е.Н. Трубецкого
Творческое наследие Е.Н. Трубецкого так и не было в полной мере исследовано в отечественной юриспруденции. В советский период этому способствовал главный идеолог режима, В.И. Ленин, заклеймивший ученого как «злейшего врага советской власти, предлагающего отвратительное лицемерное реформирование общества на демократических началах».2 В результате такой оценки правовые и политические произведения Е.Н. Трубецкого канули в небытие спецхранилища и были «реабилитированы» лишь относительно недавно.
Историко-философское исследование творческого наследия Е.Н. Трубецкого представлено в монографических работах Л.В. Абрамовой, Т.Л. Бабиной, С.В. Кузнецовой, Ю.Н. Митрофанова, Я.В. Морозовой, И.Б. Пелевина.3 Историческому анализу общественной деятельности и политических воззрений Е.Н. Трубецкого посвящено диссертационное исследование Н.В. Нехамкиной.4
На сегодняшний день Е.Н. Трубецкой является одним из наименее изученных представителей отечественного правоведения, а его вклад в развитие политико-правовой мысли по-прежнему остается практически не исследованным. Имеется несколько публикаций, ограничивающихся, главным образом, упоминанием Е.Н. Трубецкого в качестве одного из представителей либеральной политико-правовой мысли конца XIX – начала XX веков, или же кратким изложением отдельных фрагментов правовых взглядов ученого (в работах В.М. Ведяхина, А.М. Величко, А.В. Полякова, В.И. Шамшурина), за исключением статей Ю.В. Костина и Г.Г. Бернацкого, посвященных исследованию непосредственно философско-правовых взглядов Е.Н. Трубецкого.
В монографических работах А.П. Альбова, С.Б. Глушаченко, Ю.В. Костина, А.В. Полякова, М.Б. Ревновой, Ю.В. Ячменева уделяется внимание отдельным аспектам политико-правовых взглядов Е.Н. Трубецкого в общем контексте исследуемых ими проблем.5
Исключение составляет монография Г.Г. Бернацкого, в которой осуществляется комплексное теоретическое исследование философско-правовых воззрений Трубецкого.6 Следует признать вполне обоснованным вывод исследователя о том, что смыслообразующим началом в формировании проблемного поля для Трубецкого является взаимодействие права и нравственности. Тем не менее, предлагаемая интерпретация воззрений Е.Н. Трубецкого относительно теоретической разработки указанной проблемы вызывает ряд вопросов, требующих дополнений и разъяснений.
Это касается, прежде всего, трактовки Е.Н. Трубецким категории естественного права, которую, по мнению Бернацкого, ученый отождествляет с идеалом нравственности, с убеждениями в том, что есть добро и справедливость на конкретно-историческом этапе развития общества. В то время как сам Е.Н. Трубецкой убедительно и основательно доказывает недопустимость отождествления правового и нравственного начал, определяя принципиально иной вектор исследования данных феноменов и специфики их взаимодействия в социуме.7 В учебной литературе преимущественно освещаются философско-правовые взгляды Е.Н. Трубецкого (В.А. Бачинин, Д.В. Жуков, Э.В. Кузнецов), а политико-правовым взглядам ученого внимание уделяется в довольно незначительном количестве учебных пособий (А.П. Альбова, Г.Г. Бернацкого, В.П. Малахова, Д.В. Масленникова, В.П. Сальникова)
Существенное значение для понимания специфики политико-правового учения Е.Н. Трубецкого имели также произведения крупнейших представителей политико-правовой мысли от античности до второй половины XIX в., среди которых следует указать Аристотеля, Платона, Августина Блаженного, Д. Локка, Т. Гоббса, Ш.Л. Монтескье, В.Ф.Й. Шеллинга, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Р. Иеринга, Р. Штаммлера и др.
Необходимо
отметить также работы современных зарубежных
авторов: М. Антиензы, Г.Дж. Бермана, П. Бергера,
М. Ван Хоека, Р. Дворкина, Ж. Карбонье, Г.
Кельзена, А.И. Ковлера, К. Леви-Стросса,
Т. Лукмана, Б. Малиновского, Н. Неновски,
К. Поппера, Г. Радбруха, П. Рикера, Ю. Хабермаса,
С. Хантингтона, Дж. Холла и др.
2. Теоретическая ценность, значимость для современной науки
и
основные положения
исследований Е.Н. Трубецкого
Основные идеи и выводы Е.Н. Трубецкого отвечают наиболее актуальным потребностям современной теории права. В первую очередь, это касается проблем онтологии и аксиологии права, которые разрабатывались Е.Н. Трубецким с позиций плюралистического правопонимания в контексте традиционных для российского социокультурного пространства доминант национального бытия, что позволяет дать качественно новую интерпретацию творческого наследия мыслителя.
Установленные Е.Н. Трубецким существенные признаки права, раскрывают его многомерную сущность, позволяя рассматривать правовой феномен в его многоаспектном единстве.
Представленная Е.Н. Трубецким трактовка сущности права не позволяет причислить ученого к представителям возрожденного естественного права, как это было принято в науке ранее. Определяя типологическую принадлежность правового учения Е.Н. Трубецкого, следует отнести его к представителям правового плюрализма.
Впервые теоретико-правовое наследие мыслителя рассматривается с позиций связи истории и современности. Обосновывается необходимость использования теоретических разработок Е.Н. Трубецкого для дальнейших поисков в области формирования интегрального типа правопонимания, исследования аксиологической природы права, разработке механизма ценностной легитимации права.
Устанавливается теоретическая значимость политико-правового учения Е.Н. Трубецкого для решения таких кардинальных проблем современного теоретического правоведения, как правогенез, специфика взаимодействия права и государства, соотношение права и нравственности, права и свободы, права и принуждения, модернизация отечественной правовой и политической культуры.
Среди основных положений учения Е.Н. Трубецкого необходимо отметить:
1.
Наиболее существенное идейно-
Развивая идеи Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева, Е.Н. Трубецкой определяет вектор исследования правового феномена через нравственное обоснование меры свободы в праве.
2.
Право в концепции Е.Н.
3.
В концепции Е.Н. Трубецкого
фактическое правоотношение
Поэтому образование и развитие права осуществляется независимо от наличия внешнего принудительного авторитета в лице государства. Таким образом, в учении Е.Н. Трубецкого смысловым центром и ядром правового общения выступает не властно-приказное волеизъявление со стороны государства, а добровольное взаимное признание субъектами социального взаимодействия меры возможного и меры должного поведения (субъективных прав и обязанностей), основанное на понимании участниками взаимодействия необходимости поддержания и воспроизводства социальных связей.
4.
Важным теоретическим выводом
Е.Н. Трубецкого следует
5.
В учении Е.Н. Трубецкого