Томас Гоббс и его «Левиафан»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:11, реферат

Описание работы

Обратимся теперь к доктринам "Левиафана", на которых в основном и покоится слава Гоббса.
Уже в самом начале книги он провозглашает свой радикальный материализм. Жизнь, говорит он, есть не что иное, как движение членов тела, и поэтому автоматы имеют искусственную жизнь. Государство, которое он называет Левиафаном, - это создание искусства и фактически является искусственным человеком. Это больше, чем простая аналогия, и она разрабатывается в деталях. Верховная власть - это искусственная душа. Договоры и соглашения, при помощи которых первоначально был создан Левиафан, заняли место божьего повеления, когда тот сказал: "Да будет человек".

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему.docx

— 48.40 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Томас Гоббс и его «Левиафан»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОМАС ГОББС (1588-1679)

 

 

Биография, творчество до «Левиафана» 

 

Гоббс родился в семье приходского  священника, окончил Оксфордский  университет и долгое время был  с семьей Кавендиша, герцога Девонширского  в качестве воспитателя. Предпринимал длительные путешествия с этой семьей по Европе, что способствовало установлению близких связей с видными европейскими учеными. Его мировоззрение сложилось  под влиянием идей английской буржуазной революции и отражало развитие взглядов и интересов обуржуазившегося дворянства и крупной английской буржуазии. Особое влияние на Гоббса оказали встречи и беседы с Бэконом. Первая работа Гоббса “Элементы законов” выходит в 1640 году. В последующем издается философская трилогия “Основ философии”: “О теле”, “О человеке”, “О гражданине”. Социально - политические взгляды Гоббса изложены в трактате “Левиафан, или материя, форма и власть, государства церковного и гражданского”. Этот трактат был принят враждебно со стороны духовенства и в 1682 году публично сожжен в Оксфордском университете.

Продолжая линию Бэкона, Гоббс развивал дальше принципы эмпиризма и считал главной  целью философии и науки практическую выгоду. Выступая против подчинения философии  теологии, Гоббс отстаивал необходимость  подчинения церкви государству и, по словам Маркса, “уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма”. Вместе с тем, он ценил религию как орудие упрочения государственной власти и обуздания недовольства народа. Материализм Бэкона у Гоббса превращается в односторонний, механический, принимает абстрактную форму. Предмет философии включает в свое содержание все достигнутые человеком знания. “Предметом философии, или материей, о которой она трактует ,является всякое тело, возникновение которого мы можем постичь посредством научных понятий... всякое тело, происхождения и свойства которого могут быть познаны нами... Там, где нет ни возникновения, ни свойств философии нечего делать”(Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 1. С 79.). Гоббс исключает из философии теологию, учение об ангелах, астрологию и подобные пророческие искусства, различные религиозные культы.

Философия распадается на две основные части: философию естественную и философию  гражданскую. Первая охватывает предметы и явления как продукты природы, а вторая предметы и явления, возникшие  благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей. Гражданская  философия включает в себя этику, исследующую способности и нравы  людей, и политику, трактующую обязанности  граждан.

В трактате “О теле” Гоббс показывает, что “философия есть познание, достигаемое  посредством правильного рассуждения и объясняющее действия, или явления, из познанных нами причин, или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания - из известных нам действий” (Там же. С. 74).

Причинная связь явлений, их возникновение  раскрывается с помощью соединения и разделения. Суждения, умозаключения, выводы совершаются благодаря использованию  математических методов. Эти методы Гоббс использует в качестве прообразов научного мышления, универсализирует их и распространяет на все научное  познание. Вся философия природы  Гоббса опирается на достижения математики и механики ХУII века. Природное тело рассматривается Гоббсом как  математическое тело и оно познается  по признакам, изучаемым математикой. Поэтому в поле зрения попадают количественные характеристики тел в ущерб качественной специфике и истории их развития. Природа предстает как совокупность протяженных тел, различающихся  движением, величиной, фигурой, положением. Движение толкуется механически, как  перемещение под влиянием толчка. “Причина движения какого - либо тела может заключаться только в соприкасающемся  с ним и движущемся теле”(Там  же. С.159).

Математизированный механизм онтологии Гоббса выражен и в его понимании свойств или акциденций тел. Неотъемлемыми свойствами тел он считает протяженность и фигуру в смысле геометрической формы. Движение и покой свойственны не всем телам, ибо одни из них движутся, а другие покоятся. Меньше всего с телами связаны осязательные, световые, слуховые, обонятельные и подобные им свойства. Они больше зависят от субъекта их восприятия, от чувственности человека. Цветовые, звуковые и подобные им образы трактуются Гоббсом в качестве “фантомов” или “призраков” и называются “великим обманом чувств”. Здесь у Гоббса мы встречаемся с идеей первичных и вторичных качеств, подробно обоснованной его младшим современником Д. Локком.

В своей онтологии Гоббс развивает  реляционную концепцию пространства и времени, выводящую пространственно-временные  характеристики из особенностей и взаимодействий материальных тел. Эта концепция  более близка к современному их пониманию, чем субстанциональная, исходящая  из их полной объективности и независимости  от реальных процессов. Пространство, по Гоббсу, это способность тела иметь длину, ширину, глубину, оно  не является безграничным вместилищем  тел и всегда есть протяженность  конечного тела. Пространство -это  воображаемый образ существующей вне  нас вещи, так же как время - образ  ее движения. Таким образом, нет и  абсолютного времени. И вообще надо отметит то , что Гоббс неохотно говорит о субстанции. Он не использует данное понятие в универсальном  его смысле, но растворяет его в  понятии тела. В его онтологии нет места ни для материальной, ни для духовной субстанций, так характерных для философии Нового времени.

В вопросах методологии научного познания Гоббс склонялся к эмпирическому  направлению. Он неоднократно высказывал свои сенсуалистические взгляды , согласно которым нет ни одного понятия  в человеческом разуме, которое не было бы порождено первоначально, целиком  или частично, в органах ощущениях. Все представления берут свое начало в органах чувств. Начинаясь  с ощущений, познание завершается  в разуме. Благодаря деятельности разума целостные чувственные образы вещей разлагаются на составные  части и достигается знание общих  свойств. Переход от эмпирического  к рациональному, от единичных чувственных  восприятий к общим понятиям осуществляется на основе номиналистического подхода. Согласно номинализму подлинным  существованием обладают только единичные  вещи, общие понятия являются лишь именами вещей. Всякое знание имеет  своим источником опыт. Таким образом, Гоббс отрицает декартовские врожденные идеи и их значение в познании. Но и опыт он не сводит к непосредственному  чувственному опыту, т. к. последний  не в состоянии обосновать всеобщее и необходимое знание.

Чувственный опыт дает только первичное знание. Более важной и сложной разновидностью опыта является человеческая речь, выраженная в словах языка. Именно речевая  деятельность формирует мыслительный уровень опыта, до которого не поднимается животный мир. Фактически Гоббс сводит мышление к языку. Ум как способность именовать вещи и связывать имена, т. е. правильно употреблять слова выступает у Гоббса источником второго опыта. В этом контексте Гоббс разрабатывал концепцию языка как знаковой системы, которая не потеряла своего значения и по сегодняшний день.

Сенсуалистически-номиналистическая позиция Гоббса исключает всякие внеопытные понятия. Интуитивным истинам Декарта он противопоставляет дефиниции - точные определения слов, фиксирующие то их содержание, которое очищено от всякой двусмысленности и соответствует научному контексту. Подобные дефиниции проясняют темноту схоластически универсалий. Строгие дефиниции нужны были Гоббсу для уточнения и максимального ограничения понятий аристотелевской метафизики, от которых зависели частные понятия наук.

Исследование  природы универсалий приводит автора “Левиафана” к выводу, что “в мире нет ничего общего, кроме имен”. Имена же являются знаками наших  мыслей о вещах самих по себе . То что относится к именам не следует  переносить на вещи, т.к. между ними нет никакого сходства. “Истина  и ложь суть атрибуты речи, а не вещей. Там, где нет речи, нет и истинны , нет лжи. Ошибка может быть тогда, когда мы ждем того, чего не будет, или  предполагаем то, чего не было, но в  этом случае человек никак не может  быть виновен во лжи”.(Там же. Т. 2. С. 25). Так Гоббс полностью отрицает онтологическое содержание истинности. Трактовка общих понятий как отвлеченных имен связанна с конвенционализмом Гоббса по отношению к науке. Положения наук оказываются произвольными, ибо они основываются на произвольном знаковом содержании языка. Научное знание остается относительным.

В области методологии можно констатировать четко выраженный дуализм, который  состоит в утверждении фактического равноправия опытно - индуктивного и гипотетико - дедуктивного методов. Опытно - индуктивный, преимущественно аналитический метод используется в эмпирической физике, а дедуктивно - синтетический в рационалистической математике, этике и политике. Методологическая двойственность философии Гоббса не что иное как принципиальная неспособность механицизма понять диалектику общего и единичного, рационального и чувственного.

На  развитие общественной мысли в Новое  время большое влияние оказало  учение Гоббса о человеке, государстве  и праве. Человек рассматривается  Гоббсом в качестве разумного  существа, наделенного речью и  сознанием. Человек - существо действующее, творящее мир культуры, он подлинный  субъект морали и политики. В специальном  исследовании “Человеческая природа” он пишет: “Природа человека есть сумма  его природных способностей и  сил, таких, как способность питаться, двигаться, размножатся, таких, как  чувство, разум и т.д. Эти способности  мы единодушно называем природными, и  они содержаться в определении  человека как одаренного разумом  животного”(Там же. Т. 1. С. 510 - 511). Гоббс  постоянно говорит об эгоистической  природе человека, хотя периодически оговаривается, что люди “не являются дурными от природы”(Там же. Т. 1. С. 280). Основу человеческой жизни образует сложная игра человеческих интересов. Гоббс пишет в ХI главе “Левиафана”, что люди “отступают от обычая, когда  этого требуют их интересы, и действуют  вопреки разуму, когда он против них. Вот чем объясняется, что  учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как  учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних  не задевает интересов людей, не сталкиваясь  ни с их честолюбием, ни с их выгодой  или вожделениями. Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему - либо праву  на власть или интересам тех, кто  уже обладает властью, то, поскольку  это было бы во власти тех , чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии  было бы если не оспариваемо, то вытеснено  сожжением всех книг по геометрии”(Там  же. Т. 2.С. 79). Поэтому в центр исследования должны быть выдвинуты интересы и  сущность человека.

Деятельность  человека невозможна без осознания  им своей свободы. Теоцентрическое  мировоззрение “отцов церкви” использовало понятие свободы воли для объяснения чисто спонтанных свойств человеческого  духа. Свобода воли в подавляющем большинстве вела людей к греховным поступкам, она выступала оправданием индетерминистских поступков человека. Потому Гоббс противопоставляет понятию свободы воли понятие свободы, формулирует важную для философии идею определенного единства свободы и необходимости. Впоследствии за ним последовал в этом вопросе и Спиноза. “Свобода и необходимость совместимы”, - заявляет Гоббс. Подобно тому как тело полагает протяженность, так и свобода не существует без необходимости. Понятие свободы является дополнением понятия необходимости. Вода течет спокойно, но по руслу реки, необходимо связано с руслом. И в человеческих действиях имеется совмещение свободы с необходимостью. Но характер человеческой свободы находится в прямой зависимости от сочетания свободы с определенной необходимостью. В этом можно убедиться рассмотрев социально-политическое учение Гоббса, являющееся итогом его философской доктрины.

Социально-политическая концепция Гоббса основывается на рассмотрении социальной жизни с индивидуалистских  позиций . Гоббс вслед за Макиавелли рассматривает общество как неизбежное зло, как нечто производное от интересов человека. Здесь человеческая природа, в силу своей эгоистичности, оказывается антисоциальной, враждебной обществу. Номиналистическая позиция  Гоббса предполагала рассмотрение индивидуального  как основного, первичного, а общественно-государственного как производного, вторичного. Обращение  людей к общественным делам зависит  от удовлетворения частных интересов  индивида. Но “природа создала людей  равными в отношении физических и умственных способностей..., разница  между ними не настолько велика, чтобы один человек, основываясь  на ней, мог претендовать на какое-нибудь благо для себя, а другой не мог  бы претендовать на него с таким  же правом”(Там же. Т. 2. С. 93). Равенство  способностей порождает равенство  надежд на достижение своих целей. Это  равенство порождает взаимное недоверие. Стремясь к достижению своих целей  люди “стараются погубить или покорить друг друга”. Следствием взаимного  недоверия является война. “ Мы находим  в природе человека три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажду  славы.

Первая  причина заставляет людей нападать друг на друга в целях наживы, вторая - в целях собственной безопасности , а третья - из соображений чести”(Там  же. С. 94). Такое состояние Гоббс  определяет как “состояние войны  всех против всех”, как “естественное  состояние”, которое характеризуется  отсутствием всякой государственной  организации. “Естественное состояние” Гоббса - это не первобытное общество. Это понятие представляет собой  рационалистическую абстракцию, выявляющую особенности человеческой природы  в “чистом виде”. В этом состоянии  нет морали и человек предается  своим страстям и желаниям. “В естественном состоянии каждый человек имеет право на все..., даже на жизнь всякого другого человека”(Там же. С. 99). Это не что иное как ничем не ограниченная свобода в удовлетворении своих потребностей. Но такая свобода иллюзорна, ибо она не связана с необходимостью, не ограничена им. Эта свобода порождает ситуацию, выраженную в афоризме “Человек человеку волк”. И это грозит человеку самоистребление. Отсюда Гоббсом выводится жизненная необходимость смени естественного состояния государственным, общественным, необходимость достижения мира путем ограничения естественных прав всех и каждого. Такое самоограничение достигается путем заключением общественного договора об учреждении суверенной и обязательной для всех государственной власти. Этот договор мыслится Гоббсом не как единовременный акт, а как процесс осознания людьми невыносимости своего догосударственного состояние.

Информация о работе Томас Гоббс и его «Левиафан»