Судьбы женщин. Мария Волконская, Александра Муравьева – жены декабристов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 10:57, доклад

Описание работы

Декабризм оказал глубокое нравственное влияние на женщин, раскрыл их лучшие душевные качества, пробудил готовность к самопожертвованию, мужество, энергию, показал, что они обладают неисчерпаемым запасом любви и участия. Женщины еще не были борцами в нашем понимании этого слова, и, наверное, их главная сила заключалась в терпении. Когда идешь на самое рискованное дело сознательно, представляешь заранее (или, по крайней мере, должен представлять) ответственность за совершенное и соразмеряешь свои силы с тем вполне реальным наказанием, которое может обрушиться на тебя. Страдать за другого значительно труднее...

Содержание

1. Введение 3
2. Значимость женской жертвы 5
3. Муравьева Александра Григорьевна 7
3.1. Семья Чернышевых 7
3.2. И грянул гром… 8
3.3. «Я самая счастливая из женщин…» 9
3.4. Серьезное решение 11
3.5. Жизнь в ссылке 12
3.6. Смерть, ставшая всеобщим потрясением 13
4. Мария Николаевна Волконская 16
4.1. Ей пришлось труднее, чем другим 16
4.2. «Жизнь твоя не есть ли гимн…» 17
4.3. Сильная, несмотря ни на что 20
4.4. Последние страницы жизни 23
4.5. Она сохранила это для потомков 24
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Приложения 28

Работа содержит 1 файл

Декабристки.doc

— 732.68 Кб (Скачать)

    Она в продолжение целого вечера все  слушала, как пели, и когда один отрывок был отпет, то она просила  другого. До двенадцати часов ночи она  не входила в гостиную, потому что  у княгини Зинаиды много было, но сидела в другой комнате за дверью, куда к ней беспрестанно ходила хозяйка, думая о ней только и стараясь всячески ей угодить... Остаток вечера был печален. Легкомысленным, без  сомнения, показался он скучным, как  ни старались прерывать глубокое, мрачное молчание некоторыми шутливыми  дуэтами. Но человек с чувством, который  хоть изредка уже привык обращаться на самого себя и относить к себе все, что его ни окружает, необходимо должен был думать, много думать. Я желал в то время, чтобы все  добрые стали счастливцами, а собственное  впечатление сего вечера старался я  увековечить в себе самом... Я возвратился  домой с душою полною и никогда, мне кажется, не забуду этого вечера»36

    Материалы о проводах Волконской в Сибирь впервые  были опубликованы в 1875 г. в журнале  «Русская старина», когда цензурные  гонения на декабристскую тему —  через пятьдесят лет после  восстания! — стали не столь жестоки. Вслед за воспоминаниями Веневитинова издатели поместили лирические заметки  Зинаиды Волконской, воспевавшие  сестру по духу и ее подвиг: «О, ты, пришедшая  отдохнуть в моем жилище, ты, которую  я знала в течение только трех дней и назвала своим другом! Образ  твой лег мне на душу. Я вижу тебя заочно: твой высокий стан встает передо мною, как величавая мысль, а грациозные движения твои так же мелодичны, как  небесные звезды, по верованию древних. У тебя глаза, волосы, цвет лица, как  у девы, рожденной на берегах Ганга, и, подобно ей, жизнь твоя запечатлена  долгом и жертвою... Было время, говаривала ты, голос твой был звучный, но страдания  заглушили его... Однако я слышала  твое пение: оно не умолкло, оно никогда  не умолкнет: твои речи, твоя молодость, твой взгляд, все существо твое издает звуки, которые отзовутся в будущем... Жизнь твоя не есть ли гимн...»37

    Публикация  о проводах Марии Волконской заключалась  отрывком из широко известной сейчас поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины»:

    Простите, родные! Мне сердце давно 

    Мое подсказало решенье.

    И верю я твердо: от бога оно!

    А в вас говорит — сожаленье.

    Да, ежели выбор решить я должна

    Меж мужем и сыном — не боле,

    Иду я туда, где я больше нужна

    Иду я к тому, кто в неволе!

    А вот что пишет она В. Ф. Вяземской, жене поэта, прожив полгода в Благодатском руднике: «С тех пор как я уверена, что не смогу вернуться в Россию, вся борьба прекратилась в моей душе. Я обрела мое первоначальное спокойствие, я могу свободно посвятить себя более страдающему. Я только и думаю о той минуте, когда надо мной сжалятся и заключат меня вместе с моим бедным Сергеем; видеть его лишь два раза в неделю очень мучительно; и верьте мне, что счастие найдешь всюду, при любых условиях; оно зависит прежде всего от нашей совести; когда выполняешь свой долг, и выполняешь его с радостью, то обретаешь душевный покой»38

      Когда читаешь первые сибирские письма Марии Николаевны, создается впечатление, что молодая женщина, натура романтически-страстная  и горячая, пытается убедить не только близких, но и прежде всего себя в  правильности своего поступка, в прочности чувства к Сергею Волконскому. «...Чем несчастнее мой муж, тем более он может рассчитывать на мою привязанность и стойкость»39, — пишет она 12 февраля 1827 г. свекрови. Даже в этих письмах, в которых Волконская беспрерывно пишет о муже («я совершенно счастлива, находясь подле Сергея»40, «Я довольна своей судьбой, у меня нет других печалей, кроме тех, которые касаются Сергея»41), чувствуется больше жертвенности в гордыни, чем самоотречения во имя любви (как у Александрины Муравьевой).

    Боялась ли Мария трудностей в Сибири? Конечно, невозможно себе представить человека, сколь романтичным бы он ни был, не страшащегося неизвестности и обречённости. Волконская же отправлялась на каторгу  мужа надолго, скорее, навсегда, совершенно не представляя, что её там ждёт. На что она надеялась? Только на себя, на свои неоперившиеся ценности, на веру в доброту. Можно сказать, что  она представляла жизнь гораздо  лучше, чем она есть на самом деле. И чудо!.. Жизнь стала таковой.

    Родственники  декабристов передали ей столько  писем и посылок для сосланных, что пришлось взять вторую кибитку. Тайком сестры прикрепили к ней клавикорды. Она ехала день и ночь, нигде  не останавливаясь. Волконская гордилась  тем, что добралась до Иркутска за 20 суток. Здесь к ней приехал  гражданский губернатор Цейдлер  и уговаривал ее вернуться, описывая ужасы каторжной жизни и тяжесть  условий, предъявляемых добровольным изгнанницам. «Условия я подпишу не читая»42, - решительно ответила Мария Николаевна.

    Подписка:

    1

    «Жена, следуя за своим мужем и продолжая  с ним супружескую связь, делается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет признаваема не иначе, как  женою ссыльнокаторжного, и с  тем вместе примет на себя переносить все, что состояние может иметь  тягосттного, ибо даже и начальство не в состоянии будет защищать ее от ежечасных могущих быть оскорблений  от людей самого развратного, презрительного класса, которые найдут в том как  будто некоторое право считать  жену государственного претсупника, несущего равную с ним участь, себе подобною; оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям  не страшны наказания.

    2

    Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне.

    3

    Ни  денежных сумм, ни вещей многоценных  с собой взять не дозволено; это  запрещается существующими правилами  и нужно для собственной безопасности по причине, что сии места населены людьми, готовыми на всякого рода преступления.

    4

    Отъездом  в Нерчинский край уничтожается право  на крепостных людей, с ними прибывших»43.

    В Сибирь Волконская приехала второй из декабристок. Сергей Григорьевич, гремя  кандалами, побежал к жене.

    «Вид  его кандалов, – вспоминала через  много лет Мария Николаевна, –  так взволновал и растрогал меня, что я бросилась перед ним  на колени и поцеловала сначала его  кандалы, а потом и его самого»44.

    Вместе  с Екатериной Ивановной Трубецкой  Волконская постигала азы поварского искусства по привезенным с собой  книгам, училась всевозможным бытовым  премудростям, в том числе и  экономить каждую копейку.

    Все женщины по прибытии в Сибирь давали подписку об отказе от семейной жизни. Свидания с мужьями разрешались  по часу два раза в неделю в присутствии  офицера. Поэтому женщины часами сидят на большом камне против тюрьмы, чтобы иногда перекинуться словом с узниками

    Но  зато сколько радости доставляло это заключенным! Александр Одоевский  по поводу женских визитов сочинил  восторженные стихи:

    Вдруг ангелы с лазури низлетели,

    Явилися, как дочери земли,

    И узникам с улыбкой утешенья

    Любовь  и мир душевный принесли.

    1. Сильная, несмотря ни на что

    Жизнь Марии Николаевны скрашивали музыка и поездки по окрестностям. Сибирские  просторы она находит впечатляющими  и живописными. Ее удивляет и радует доброе отношение со стороны каторжников  простого звания. «Я находилась среди людей, которые принадлежали к подонкам человечества и тем не менее относились к нам с большим уважением, более того, они боготворили меня и Каташу, ... а наших заключенных называли не иначе, как наши князья. Когда же им приходилось работать вместе, то они предлагали делать вместо них урочную работу; приносили им горячую картошку, испеченную в золе. Эти несчастные, отбыв срок присужденных им каторжных работ, большею частью потом делались порядочными людьми, начинали работать для себя, становились добрыми отцами семейства... Сколько благодарности и преданности в этих людях, которых мне представляли как каких-то чудовищ»45.

    Однажды Марию Николаевну отчитали за то, что  она приобрела холст и заказала белье для каторжан. «Я не привыкла видеть полуголых людей на улице»46, – отвечала она. Смутившийся комендант резко изменил тон, и ее просьба была выполнена.

    Но  в ней горит еще и общественный темперамент. И. Г. Прыжов, проведший  несколько лет на каторге и  поселении в Петровском заводе, записал  в 1870-х годах рассказ старожила  М. С. Добрынина о М. Н. Волконской: «Эта женщина должна быть бессмертна в русской истории. В избу, где  мокро, тесно, скверно, лезет, бывало, эта  аристократка — и зачем? Да посетить больного. Сама исполняет роль фельдшера, приносит больным здоровую пищу и, разузнав о состоянии болезни, идет в каземат  к Вольфу, чтоб он составил лекарство»47.

    Более полугода провели Мария Николаевна и Екатерина Ивановна в Благодатском руднике. В сентябре 1827 года они переселяются в Читу, куда переводят их мужей. Здесь уже живут Александра Григорьевна  Муравьева и Елизавета Петровна Нарышкина. Вскоре приезжают и другие спутницы изгнанников. Волконская и  Трубецкая поселяются в доме вместе с Александрой Васильевной Ентальцевой. В Чите женщины образуют небольшую  колонию. Волконская пишет матери 26 сентября 1827 г.: «Со всеми дамами мы как бы составляем одну семью. Они приняли меня с распростертыми объятиями, так как несчастье сближает»48. Жены продолжают вести переписку с родными изгнанников, заботиться о быте заключенных.

    Судьба  не баловала Марию Николаевну. Самыми тяжелыми были семь месяцев в Благодатском руднике, затем – три года в  Читинском остроге. И за эти годы – три тяжких утраты: в январе 1828 года умер двухлетний Николенька Волконский, оставленный на попечение родственников. Пушкин пишет эпитафию, которую начертали  на надгробном камне:

    В сиянии и радостном покое,

    У трона вечного творца,

    С улыбкой он глядит в изгнание земное

    Благословляет мать и молит за отца.

    В сентябре 1829-го умирает отец, генерал  Раевский, простивший Марию Николаевну перед смертью («это самая удивительная женщина, которую я когда-либо знал» - его последние слова); в августе 1830-го – дочь Софья, рожденная в Сибири и не прожившая и дня. А Мария Николаевна все старается держаться. Еще в 1829 г. из Читы она пишет брату Николаю: «Я достигла цели моей жизни»49  (Николай Раевский, кстати, первое письмо сестре прислал только в 1832 г., но и в этом письме чувствуются прежние враждебность и непримиримость к Сергею Волконскому). Эту же мысль о «душевном удовлетворении, спокойствии» Мария Волконская повторяет и в письме родителям Василия Ивашева 27 сентября 1830 г. из Петровского завода: «Наконец достигла я цели последних четырех лет моей жизни, а именно — соединиться в остроге с моим мужем»50.

    Ни  братья, ни мать так и не простили Марии Николаевне ее «проступок», считая именно ее виновницей смерти шестидесятилетнего отца. После этой семейной утраты Александр, Николай и Софья Алексеевна Раевские не отвечали на письма своей сестры и дочери.

    В 1829 году из столицы пришла радостная  весть: заключённым разрешили снять  кандалы. Это была первая ласточка надежды  на послабление участи. Однако годы шли, а суровое наказание оставалось в силе. Вначале Мария думала, что государь смилостивится через  пять лет, потом она ожидала амнистии спустя десять, слабый лучик оставался  и через пятнадцать лет ссылки. Через 25 лет Волконская смирилась. Единственное, о чём она молила Бога — вызволить  из Сибири её детей. Однако, когда маленькому Мишеньке исполнилось семь, Николай решил позаботиться о государственных преступниках и предложил по желанию матерей забрать детей на попечение царствующего дома. Волконская наотрез отказалась, решив, что дети во что бы то ни стало должны сохранить свои корни и память о родителях.

    При всей силе духа Волконской поражает её стремление остаться женщиной. Порой  доходило до парадокса, словно общественный долг велел поступать ей как бесполому  существу, а природа расставляла  все по своим местам. В Петровском Заводе они добились от начальства разрешения на проживание прямо в  камерах мужей. Долго боролись (даже писали письма в столицу) за то, чтобы  в стенах, наконец, пробили маленькие  окошечки. Мария купила крестьянскую избу для своей девушки и человека, приходила туда привести себя в порядок  — причесаться, помыться, одеться. В  камере же она сама обтянула стены  шёлковой материей, поставила пианино, шкаф с книгами, два дивана. «Словом, — писала она, — было почти что  нарядно»51 (Приложение 6).

Информация о работе Судьбы женщин. Мария Волконская, Александра Муравьева – жены декабристов