Становление Талейрана – политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать Талейрана как политика и дипломата. В связи с этим поставлены следующие задачи:
Проследить формирование характера и личности Талейрана как проводника «новой дипломатии» буржуазной Франции;
Проанализировать результаты его деятельности;
Выделить и описать особенности дипломатии Талейрана;
Оценить его роль в истории.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Становление Талейрана – политика……………………………......4
Глава 2. Талейран при революции и директории……………………………7
Глава 3. Талейран при консульстве и империи…………………………......13
Глава 4. Талейран при реставрации Бурбонов и
Июльской монархии…………………………………………………………..19
Заключение …………………………………………………………………....24
Список источников и литературы…………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Введение1.docx

— 73.25 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Становление  Талейрана – политика……………………………......4

Глава 2. Талейран при революции и директории……………………………7

Глава 3. Талейран при консульстве и империи…………………………......13

Глава 4. Талейран при реставрации Бурбонов и  
Июльской монархии…………………………………………………………..19

Заключение …………………………………………………………………....24

Список источников и литературы…………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Шарль Морис де Талейран-Перигор – одна из центральных политических фигур своей эпохи. Представитель только еще зарождавшейся тогда буржуазной дипломатии он стал символом хитрости, ловкости и беспринципности. Монархи приходили и уходили, а он оставался на своем месте. За ним числится пост министра иностранных дел при трех режимах и восемнадцать присяг, данных разным правительствам, что еще раз доказывает его исключительный талант дипломата.

     Актуальность  темы связана с непрекращающимся интересом исследователей к личности этого человека и его государственному опыту. В связи с этим возникает необходимость проанализировать политическую и дипломатическую деятельность Талейрана.

     Цель данной работы – охарактеризовать Талейрана как политика и дипломата. В связи с этим поставлены следующие задачи:

  1. Проследить формирование характера и личности Талейрана как      проводника «новой дипломатии» буржуазной Франции;
  2. Проанализировать результаты его деятельности;
  3. Выделить и описать особенности дипломатии Талейрана;
  4. Оценить его роль в истории.

     Основным источником послужили мемуары самого Талейрана. К сожалению, хотя они и подробно описывают все основные события его жизни, эти мемуары не дают достоверной информации для критического анализа событий. Зная натуру Талейрана, можно со всей уверенностью утверждать, что он сознательно искажал факты в свою пользу. Также при написании курсовой работы использовалась следующая литература: книга Е.В. Тарле «Талейран», которая является классическим трудом советской и мировой историографии как по широте охвата биографии дипломата, так и по содержанию; «Шарль Морис Талейран», за авторством Ю.В. Борисова, которая дает более современный взгляд на деятельность Талейрана и добавляет новые подробности его биографии.

     Глава 1. Становление Талейрана-политика

     Шарль-Моррис Талейран-Перигор появился на свет 2 февраля 1754 года в очень знатной, аристократической, но обедневшей семье. Нельзя сказать, что у него было счастливое детство. Родители, вечно чем-то занятые, не обращали  на него внимания. Ребенка отправили к кормилице, жившей за Парижем, и просто забыли его там на время. Первые четыре года своей жизни маленький Шарль провел у этой чужой ему женщины. Однажды, уходя из дому, она посадила ребенка на высокий комод и забыла его там. Он упал и настолько сильно повредил себе ногу, что остался хромым на всю жизнь. Передвигаться он мог с тех пор до конца жизни только при помощи костыля, с которым не расставался, и ходьба была для него довольно мучительным процессом. Взяв Шарля от кормилицы, родители поместили его у одной старой родственницы, княгини Шалэ. Мальчик тут в первый раз в жизни почувствовал, что его любят, и сейчас же привязался к своей старой тетке. Однако уже через полтора года - в возрасте шести лет, его навсегда увезли от старой женщины, единственного существа, которое его любило, и которое он любил в своем детстве. По-видимому, чем больше он рос, тем острее становилось в нем сознание обиды и чувство горечи по отношению к забросившим его родителям, и воспоминание о детстве, из которого он вышел искалеченным физически, навсегда осталось какой-то душевной травмой у этого человека[2, 18].

     Забрав  маленького Шарля Мориса от тетки, родители распорядились поместить его в колледж. Учился он не очень прилежно, но все же к пятнадцати годам перешел в духовную семинарию. Родители решили сделать его аббатом, потому что к военной службе он не годился из-за искалеченной ноги, а для покупки административной должности недоставало денег. Талейран не желал принимать духовное звание и терпеть не мог длиннополой черной сутаны, которую на него нацепили против его воли.

     Так окончилось отрочество Талейрана. Он вступил  во взрослую жизнь холодным, никому не верящим, никого не любящим скептиком. На себя и только на себя, и притом не на свои физические силы, а исключительно на свою голову возлагал юноша все свои надежды[2, 21].

     Окончив обучение в семинарии и посвященный  в духовное звание, Талейран отправился в Париж искать прибыльного аббатства. Искать ему пришлось недолго - уже в 1775 году, в 21 год, он стал аббатом в Реймсе. Попутно в Париже он предался развлечениям.  Денег для удовлетворения собственных страстей требовалось все больше и больше. Его расходы - на женщин, на карты, на встречи с друзьями - росли очень быстро. Очень скоро Талейран понял, что его аббатская сутана «жмет в плечах» и ее надо, как можно скорее,  заменить на более свободную и доходную - епископскую». Но получить сан епископа оказалось не так просто. В то же время его карьера развивалась быстрыми темпами. При дворе шансы молодого аббата стояли высоко: он умел вкрасться в милость к влиятельным людям. В 1780 году он уже был генеральным викарием в Реймсе, а в 1788 году Людовик XVI подписал его назначение на должность епископа Отенского.

     Еще будучи генеральным викарием, чьей задачей было управление церковными финансами, Талейран пришел к выводу: его собственный класс не мог и не хотел найти выход из острейшего экономического и финансового кризиса, охватившего страну: королевский режим клонился к закату. Нужно было определить свою политическую позицию, но переход в другой лагерь следовало подготовить, заручиться поддержкой «общественного мнения». И епископ выдвинул проект улучшения материального положения сельских священников. Этим Талейран не ограничился. Поклонник азартных игр, он в период революционной ситуации во Франции опубликовал брошюру, в которой называл королевскую лотерею - азартную игру - «отвратительной несправедливостью», «противозаконным средством привлечения денег народа, насмешкой над его легковерием». И констатировал, что королевские лотереи необходимо упразднить [3, 32].

          Такие выступления получали широко  общественную огласку и создавали Талейрану привлекательный политический образ. Но если таким образом еще можно было обмануть тех, кто его не знал, то у лиц не понаслышке знакомых с Талейраном, эти действия вызывали, по крайней мере, усмешку. Никто не отрицал громадных умственных способностей этого человека, но и никто не сомневался в полной готовности его на любой, самый черный поступок, если это может принести ему выгоду. Корыстолюбие всегда было главным движущим мотивом Талейрана, недаром ему приписывают афоризм: «Главное – не быть бедным». Он в сердцах ненавидел свой священнический сан, который мешал ему развернутся в полную силу, и делал все, чтобы заставить себя и других забыть о нелепом костюме, который должен был носить [2, 23]. Близящийся созыв Генеральных Штатов Талейран воспринял как шанс изменить такое положение вещей и приложил большие усилия, чтобы стать депутатом от местного духовенства, в чем и преуспел.

     Таким образом, уже в юности, а затем  в молодости у Талейрана обнаруживаются незаурядные способности политика. Он легко пишет одну политическую программу за другой, легко добивается поставленных целей. У него уже тогда можно заметить те черты характера, которые окажутся главными в его дипломатической деятельности. Это: целеустремленность, дальновидность, хитрость, практичность, тонкий ум. Для него уже тогда единственно верным направлением в жизни становится нажива, он стремится жить красиво и без лишних неудобств. 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Талейран при революции  и директории

     Уже в первые недели после начала заседаний, Талейран понял, что надвигаются такие времена, когда предпочтительнее твердо решить, какую сторону выбрать. То, что третье сословие гораздо сильнее двух других и в Генеральных штатах и везде, он понял с первых дней. Он и занял позицию епископа, который хочет быть другом народа, врагом привилегий, защитником угнетенных. Взятие Бастилии было для него сигналом, извещавшим, что политика, которую вел королевский двор, была губительна в сложившейся ситуации. Единственным выходом было немедленно провести буржуазные реформы. Но сделать это нужно было, по мнению Талейрана, именно «сверху» не выпуская руля из рук. И он попытался повлиять на короля, а заодно окончательно убедиться в его позиции.

     Ночью, через два дня после взятия Бастилии в Версале объявился Талейран и попросил свидания с братом короля, графом д'Артуа. В разговоре с ним Талейран настаивал, что нужно немедленно начать действовать открытой силой, что это — единственный возможный еще шанс спасения. Граф же сказал Талейрану, что король решил уступить революции и ни в коем случае не допустить пролития хотя бы одной капли народной крови. Он тут же добавил, что собирается покинуть Францию. Талейран сначала пытался отговорить его от этого намерения, а в заключение разговора заявил: «В таком случае, ваше высочество, каждому из нас остается лишь думать о своих собственных интересах, раз король и принцы покидают на произвол свои интересы и интересы монархии». На предложение Карла эмигрировать вместе с ним Талейран ответил категорическим отказом [1, 56].

     Он  сообразил, что такие люди как  он могут быть очень востребованы при новой власти. Тут-то Талейран сполна воспользовался своим епископским званием. 26 августа 1789 года Учредительное собрание приняло декларацию прав человека и гражданина, провозгласившую принципы буржуазной демократии: свободу, равенство, братство. Статья шестая, принятая в редакции Талейрана говорила о законе как выражении «всеобщей воли», признавала его обязательность для всех, утверждала равный доступ всех граждан к должностям и занятиям в «соответствии с их способностями»[3, 23].  Таким образом, Талейраном было сформулировано одно из естественных прав человека и гражданина.

     В конце лета и осенью 1789 года, Учредительное собрание было очень озабочено финансовым вопросом. Намечался широкий выпуск бумажных денег. Подкреплением этой денежной массы мог стать только громадный земельный фонд католической церкви. Но как отобрать его у мощной церковной структуры со строгой иерархией? Как нарушить священный принцип частной собственности и пойти против воли большого и прекрасно организованного сословия? 10 декабря 1789 года Парижане были удивлены радостным известием: оказалось, что сама католическая церковь дарует все свои владения своему народу. Кто же совершил этот подвиг? Скромный епископ Отенский, он же князь Талейран-Перигор[2, 36]. Сразу же Талейран выдвинулся в первые ряды руководящих законодателей. Даже те, кто не верил его искренности, считали, что он бесповоротно сжег за собой все корабли и что уж по одной этой причине революция может отныне вполне доверять ему.  Парламентская карьера Талейрана развернулась блестяще, ему поручались  доклады по важнейшим вопросам. 16 февраля 1790г. Талейран был избран председателем Учредительного собрания. Популярность его особенно возросла после того, как 7 июня 1790г. с трибуны Учредительного собрания он предложил отныне отмечать день взятия Бастилии как национальный праздник Республики.

      Талейран никогда не блистал ораторскими способностями, да и опасался он выступать на этой неспокойной трибуне. После истечения срока его полномочий как председателя, он пристроился к разным комитетам - вроде дипломатического и финансового, - где негласно и без особого риска можно было подзаработать. В январе 1792 года Талейран был командирован в Лондон с целью убедить Вильяма Питта остаться нейтральным в предстоящей войне с монархической Европой.

     Приняли его в Лондоне крайне враждебно. Королева на аудиенции, когда Талейран, со всеми должными церемониями и  поклонами в три темпа, подошел  к ней, повернулась спиною и ушла. Но Талейран и тут, на международной  сцене, обнаруживал впервые, каким  он был первоклассным дипломатическим  интриганом. Он с такой царственной  величавостью умел не замечать того, чего не хотел заметить, так спокойно и небрежно, где нужно, держал себя и говорил, так артистически симулировал  сознание глубокой своей моральной  правоты, что не этим уколам и демонстрациям  было его смутить. Он был холоден, сдержан, говорил свысока, скупо и намеренно не очень ясно по существу, очень умел слушать и извлекать пользу из малейшей необдуманности противника[2, 41]. Миссия ему почти удалась, во всяком случае, выступление Англии было отсрочено больше чем на год. В начале июля 1792 года Талейран, закончив свою миссию, вернулся в Париж, а через месяц после его возвращения, 10 августа, пала французская монархия. В новом правительстве – временном исполнительном совете – ведущую роль играл Жорж Дантон. Способности Талейрана оказались нужны и революционному правительству, но ненадолго. По его поручению в 18 августа 1792 года Талейран подготовил документ, цель которого состояла в том, чтобы разъяснить правительствам иностранных государств причины устранения монархии. 

     Несмотря на свои заслуги перед революцией Талейран понимал, что оставаться во Франции – опасное дело. Он обладал сверхъестественным чутьем во всем, что касалось денег и собственной безопасности. К власти постепенно приходили якобинцы во главе с Робеспьером. Начались обыски и аресты. Талейран все же успевает выехать в Англию. Опоздай он хоть на несколько дней, его голова скатилась бы с эшафота еще в том же 1792 году. Вскоре, однако, ему пришлось покинуть Англию. Единственным подходящим местом были США, куда он и направился в январе 1794 года. Но его стала томить в Америке такая скука, что он ждал только случая завести сношения с революционным правительством и просить разрешения вернуться. Конечно, думать об этом ему можно было лишь после переворота 9 термидора. Он начал деятельно хлопотать и уже 4 сентября 1795 года ему было дано разрешение вернуться во Францию. Уладив свои финансовые дела, 20 сентября 1796 года Талейран прибыл в Париж.

Информация о работе Становление Талейрана – политика