Сергий Радонежский

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 15:42, реферат

Описание работы

Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом.

Содержание

1. Вступление.
2. Биография Сергия Радонежского:
-Рождение и детство;
-Монашеская жизнь;
-Служение Сергия Радонежского;
3. Коротко о Троице-Сергиевой лавре.
4. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Сергий Радонежский.(работа)docx.docx

— 976.95 Кб (Скачать)

     В жизни русских монастырей со времени  Сергия начался замечательный перелом: заметно оживилось стремление к  иночеству. Русь начала отдыхать от внешних бедствий и приходить в себя, из куликовского поколения и его ближайших потомков вышли основатели до 150 новых монастырей. Таким образом, древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в  миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы. Это значит, что русское монашество было отречением от мира во имя идеалов, ему непосильных, а не отрицанием мира во имя начал, ему враждебных.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько  монастырей (Благовещенский монастырь  на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский , они составляли почти четвертую часть всего числа новых монастырей во втором веке татарского ига, и почти все эти колонии были пустынные монастыри, подобно своей митрополии. 

     Наиболее  известным источником сведений о  нём, равно как и замечательным  памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное  Пахомием Логофетом.

     Жизнеописатель преподобного Сергия, Епифаний Премудрый, лично и хорошо знал того, о ком писал. При составлении жития он пользовался рассказами самого Сергия, свидетельствами близких к нему людей (в том числе и Стефана, примирившегося с братом и умершего в Троицком монастыре). Епифаний свидетельствует:

"Преподобный  игумен, отец наш Сергий святый, старец чюдный, добродетелями всякими украшен, тихий кроткий нрав имея, и смиренный и добронравный, приветливый и благоуветливый, утешительный, страннолюбный и миролюбный; <...> стяжа паче всех смирение безмерное и любовь нелицемерную и всех равно любляше <...>". 

     Из  жития мы узнаем (со слов очевидцев  и самого Сергия) об огне, ходящем  по алтарю во время служения игумена, об ангеле, сослужащем Сергию, о посещении  его кельи Божией Матерью с  апостолами, о чудесах, совершенных  по молитвам святого.

Сергий покорил  мир исполненными заповедями Христовыми, любовью, аскезой, молитвой. Но тайны  его духовной жизни, не исчерпываемой  подвигами любви и непрестанной молитвы, остались скрытыми для потомков. 

     Согласно  житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили  к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы  просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда  он нёс ребёнка к святому для  исцеления.

     В 1463 году Новгородским архиепископом  Ионою, после также причисленным к лику святых, была поставлена в  Новгороде, на владычнем дворе, первая известная церковь во имя преподобного Сергия. 
 
 

Коротко о Троице-Сергиевой  лавре 

     Архидиакон  антиохийского патриарха Павел  Алеппский, посетивший Троицкую обитель 11 июля 1655г., восхищенно заметил: "Этот монастырь не имеет ничего подобного  не только в стране Московской, но и  во всем мире".  

     Троице-Сергиева лавра основана в 1345 г. (по другим сведениям  в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями  ростовского боярина Кирилла  Варфоломеем и Стефаном.

       

      В 1355 г. в  Троицком монастыре был введен общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему плана монастырь сохранил до наших дней.  

     Особый  этап в истории монастыря - канонизация  его основателя Сергия Радонежского в 1422 г. Это событие было отмечено торжественной закладкой белокаменного  Троицкого собора над гробом Сергия.  

     В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев  монастырь находился в осаде 30-тысячного  отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря  приобрел широкую известность в  стране и способствовал дальнейшему  росту авторитета обители.

     В 1744 г. указом императрицы Елизаветы  Петровны Троице-Сергиев монастырь  был удостоен почетного титула "лавра" В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра  по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди  духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.  

     В 1764 г. в результате секуляризации  монастырских земель (объявления их государственной  собственностью) Лавра лишилась всех своих владений. Для содержания "штата": 100 иноков и 100 служителей, средства выделялись государством.  

     С 1919 по 1946 г. Троицкий монастырь был  закрыт.  

     На  рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России.

Памятники Троице-Сергиевой  лавры 

     Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры  включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.). Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV - XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное  пособие по истории русского зодчества.  

     Троицкий  собор (1422 - 1423 гг.) - один из немногих сохранившихся  образцов раннемосковского белокаменного  строительства. Традиционный крестово-купольный  четырехстолпный храм отличается небольшими размерами и скромным резным декором. Своеобразие постройке придает многоярусное завершение, образованное системой закомар и кокошников.  

     Духовская церковь (1476 - 1477 гг.) - оригинальное кирпичное сооружение, особенностью которого является наличие открытой шестипролетной звонницы у основания барабана купола.  

     Успенский собор (1559 - 1585 гг.) - самый большой  храм Троице-Сергиевой лавры, повторяющий  по внешним формам Успенский собор  Московского Кремля XV в.  

     Больничные  палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635 - 1637 гг.) - один из немногих дошедших до наших дней памятников гражданского средневекового зодчества. Между двухэтажными больничными корпусами располагается единственная сохранившаяся в ансамбле монастыря шатровая церковь, Трапезная палата с церковью Сергия Радонежского (1686 - 1692 гг.) - великолепный образец "русского узорочья", бесстолная трехапсидная церковь с одной декоративной главой, перекрытая сомкнутым сводом на распалубках. Снаружи и внутри палаты и церковь пышно декорированы росписью, лепниной, белокаменной резьбой. Так же нарядно выглядят и другие постройки монастыря конца XVII в.: здание Чертогов и Надкладезная часовня  

     Колокольня (1741 - 1769 гг.) - самое высокое сооружение монастыря. Ее высота вместе с крестом  составляет около 88 м. Построенная по канонам классической архитектуры, колокольня производит впечатление отлично найденными пропорциями ярусов и гармоничным сочетанием плоскостей стен и арочных проемов. Венчает здание необычное завершение в форме раковины.

     Колокольня - последняя по времени значительная монастырская постройка, своеобразный финальный аккорд уникального архитектурного ансамбля Троице- Сергиево. 
 

Колокольня (1741 – 1768) 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода  прозрев свою кончину,  призвал  к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни  и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный  Сергий в последний раз призвал  братию и обратился со словами  завещания:

Внимайте себе,  братие.  Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…  

     Преподобный Сергий скончался в 1392 году и был  погребен вопреки собственной воле, но по воле митрополита Московского  Киприана в церкви Троицкого монастыря (по просьбе братии). Он предал дух свой Богу после 78 лет жизни и после 55 лет монашества. Его тело находилось в земле около 30 лет и было изнесено из нее после того, как одному благочестивому человеку в тонком сне явился Преподобный и, по летописцу, сказал ему: "Возвести игумену монастыря моего о том, что напрасно он столько времени оставляет мое тело покрытым землей, в которой вода утесняет его". 

     Гроб  был поднят из земли. Торжество открытия мощей состоялось 5 июля 1422 года. Еще  через тридцать лет Сергий был  причислен к лику всероссийских  святых. 

 

     В течение почти пятисот лет  люди шли ко гробу Преподобного в Троицком соборе лавры. В монастыре вели летопись чудес, совершенных по молитвам святого. Рака с мощами усердием благочестивых граждан России была украшена золотом и серебром. 

     11 апреля 1919 года, в пятницу, на 6-й  неделе Великого поста советскими  властями в присутствии наместника  лавры архимандрита Кронида и нескольких монахов было совершено вскрытие мощей Преподобного Сергия, вызвавшее большое волнение собравшегося на площади перед лаврой народа, который не пускали за стены монастыря. Вскрытие фиксировалось на кинопленку под руководством в будущем известного советского режиссера Дзиги Вертова. Эту пленку демонстрировали впоследствии, по указанию Ленина, в кинотеатрах страны. Мощи были помещены в музей лавры, в стеклянный саркофаг для всеобщего обозрения. Но глава Преподобного была сохранена от такой участи. Накануне Пасхи 1919 года священник Павел Флоренский, архимандрит Кронид и граф Олсуфьев ночью тайно отделили главу Преподобного от остальной части мощей. На ее место был положен череп одного из князей Трубецких. Главу взял на хранение Олсуфьев. В середине 30-х годов он передал ее на хранение молодому художнику-реставратору Павлу Голубцову. 4 ноября все храмы лавры были опечатаны, 20 апреля 1920 года вышел декрет председателя СНК за подписью Ленина о превращении лавры в музей. 

      Мощи снова оказались в лавре  в 1946 году, когда здесь снова появились  монахи. Павел Голубцов работал в 40-х годах на восстановлении настенной  живописи в лавре и накануне открытия мощей вернул главу Преподобного монастырю. Первая после 1920 года литургия состоялась здесь в ночь на Пасху, 21 апреля. Раку с мощами поставили  пока в Успенском соборе. Позднее  мощи вновь оказались на своем  привычном месте - у правой стены  древней Троицкой церкви. Там рака находится и сегодня. А Павел Голубцов впоследствии стал архиепископом Сергием Новгородским, жизнь свою закончил на покое в Лавре, занимаясь иконописью. Его мечтой было узнать, как выглядел Преподобный Сергий на самом деле. Он молился святому об этом. И однажды увидел сон, что он стоит перед ракой Сергия и видит, как Преподобный приподнимается из нее и говорит: "Смотри и запоминай". Увиденное Владыка воплотил в своих иконах. 
 
 

     Примером  своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший  дух родного народа, пробудил в  нем доверие к себе, к своим  силам, вдохнул веру в свое будущее. Он вышел из нас, был плоть от плоти  нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о  которой мы и не чаяли, чтобы она  кому – нибудь из наших была доступна. Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Русские люди XIV века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше его привычного уровня – такое проявление духовного влияния всегда признавалось Чудесным, творческим актом; таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник – вера. 
 

Список  литературы: 

  1. Житие Сергия Радонежского // Древнерусская литература. М., 1993. С. 173-200.
  2. Ключевский B.О. Исторические портреты. М., 1990. С. 63-77.
  3. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 2-х кн. Кн. 1. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
  4. Е. Голубинский.

     Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра.  

  5. Троице-Сергиева лавра - Сайт Свято-Филаретовской московской высшей православно-  христианской школы 
 
 

Информация о работе Сергий Радонежский