Сергий Радонежский

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 15:42, реферат

Описание работы

Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом.

Содержание

1. Вступление.
2. Биография Сергия Радонежского:
-Рождение и детство;
-Монашеская жизнь;
-Служение Сергия Радонежского;
3. Коротко о Троице-Сергиевой лавре.
4. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Сергий Радонежский.(работа)docx.docx

— 976.95 Кб (Скачать)

Реферат на тему: Сергий Радонежский

 

 
 

Оглавление: 
 

1. Вступление. 

2. Биография Сергия Радонежского: 

       -Рождение и детство;

       -Монашеская жизнь;

       -Служение Сергия Радонежского; 

3. Коротко о  Троице-Сергиевой лавре. 

4. Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление 

     Есть  имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное  дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили  из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя Преподобного Сергия; это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания.

                                                                                                                        
 
 
 

                                                                                                                  (Ключевский В.О.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биография 

     Рождение  и детство 

     В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при  рождении имя Варфоломей, родился преподобный Сергий не в самом Ростове, а в имении, или усадьбе, отца, находившейся где-то не особенно близко от Ростова, в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.

     Родители, которые были Божиими угодниками, праведными пред Богом, знали что их ребенок избранный: «Было же и чудо некое до рождения его: случилось нечто такое, что нельзя предать забвению. Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды в воскресенье мать его пришла в церковь, как обычно, ко святой литургии. Она стояла с другими женщинами в притворе, а когда должны были приступить к чтению святого Евангелия и все люди стояли молча, младенец внезапно вскрикнул в утробе матери, так что многие изумились этому крику – преславному чуду, совершившемуся с младенцем. И вот снова, в самом начале Херувимской песни, на словах "Иже херувимы...", младенец внезапно начал громко верещать в утробе, еще громче, чем в первый раз, и его голос разносился по всей церкви. Мать его стояла в ужасе, и женщины, бывшие там, недоумевали и говорили: "Что же будет с этим младенцем?" Когда же иерей возгласил: "Вонмем. Святая святым!" – младенец снова, в третий раз, громко закричал».

Мария была добродетельна  и весьма богобоязненна и уже  до рождения младенца поняла и уразумела  это чудесное о нем знамение и  явление. Она советовалась с мужем  своим, говоря: "Если у нас родится  мальчик, давай, по обету, принесем его  в церковь и отдадим Благодетелю  всех Богу", что и сбылось». 

       Год его рождения достоверным  образом неизвестен, но по вероятнейшим  предположениям он есть 1314-й7.  При крещении, ему наречено было  имя Варфоломей  (имя апостола  Варфоломея, одного из 12-ти, память  которого празднуется Церковию 11 июня и 25 августа). Разнобой мнений о дате рождения дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.

     В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную  школу вместе с братьями: старшим  Стефаном и младшим Петром. В отличие  от своих успешных в учёбе братьев  Варфоломей существенно отставал в  обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась. И тогда случилось  событие, о котором сообщают все  жизнеописания Сергия.

     Когда мальчику было 13 лет, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом  и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.  

     

Нестеров  М. В. «Святое видение  отроку Варфоломею», 1890

     Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати  Божией и понимания Священного Писания <…> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее  знание грамоты, большее, чем у твоих  братьев и сверстников». После  этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его  родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас  то, что после моего ухода отрок  будет хорошо знать грамоту и  понимать священные книги. И вот  второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом  и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить  и напоследок промолвил: Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей. 

     Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в  город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана, постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровский монастырь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Монашеская  жизнь 

     После смерти родителей Варфоломей сам  отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года. 

     Преподобный Сергий посвятил свою жизнь нравственному  воспитанию народа. То была внутренняя миссия, долженствовавшая служить подготовкой  и обеспечением успехов. Он начал  с самого себя и продолжительным  уединением, исполненным трудов и  лишений среди дремучего леса, приготовился быть руководителем других пустынножителей.

Мы все читали и перечитывали эти страницы древнего Жития, повествующие о том, как Сергий, начав править собиравшейся к  нему братией, был для нее поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным, плотником, каким угодно  трудником  служил ей, как раб купленный, по выражению Жития, ни на один час не складывал рук для отдыха.  Как потом, став настоятелем обители и продолжая ту же черную хозяйственную работу,  он принимал искавших у него пострижения, не спускал глаз с каждого новика,  возводя его со степени на степень иноческого искуса, указывал дело всякому по силам, ночью дозором ходил мимо келий, легким стуком в дверь или окно напоминал празднословившим, что у монаха есть лучшие способы проводить досужее время, а поутру осторожными намеками, не обличая прямо, не заставляя краснеть, «тихой и кроткой речью» вызывал в них раскаяние без досады.

     Читая эти рассказы, видишь пред собою  практическую школу благонравия, в  которой сверх религиозно - иноческого  воспитания главными житейскими науками были уменье отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах. Наставник вел ежедневную дробную терпеливую работу над каждым отдельным братом, над отдельными особенностями каждого брата, приспособляя их к целям всего братства.

Преподобный Сергий Радонежский.

     В монастыре все было бедно и  скудно, или, как выразился разочарованно  один мужичок, пришедший в обитель  Преподобного Сергия повидать прославленного величественного игумена, «все  худостно , все нищетно,  все сиротинско». В самой ограде монастыря первобытный лес шумел над кельями и осенью обсыпал их кровли палыми листьями и иглами; вокруг церкви торчали свежие пни и валялись неубранные стволы срубленных деревьев.

В деревянной церковке за недостатком свеч пахло лучиной; в обиходе братии столько же недостатков, сколько заплат на сермяжной ряске  игумена; чего ни хватись, всего нет, по выражению  жизнеописателя ; случалось, вся братия по целым дням сидела чуть не без куска хлеба. Но все дружны между собой и приветливы к пришельцам, во всем следы порядка и размышления. Каждый делает свое дело, каждый работает с молитвой, и все молятся после работы. Во всех чуялся скрытый огонь, который без искр и вспышек обнаруживался живительной теплотой, обдававшей всякого, кто вступал в эту атмосферу труда, мысли и молитвы. Мир видел все это и уходил ободренный и освеженный, подобно тому, как мутная волна, прибивая к прибрежной скале, отлагает от себя примесь, захваченную в неопрятном месте, и бежит далее светлой и прозрачной струей.  

     Постепенно  слава его росла; в обитель  стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая  во всем необходимом крайнюю нужду  пустынь обратилась в богатый  монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх  Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман , схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.  

Общежитие в Сергиевой обители. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Служение  Сергия Радонежского 

     Чувство нравственной бодрости, духовной крепости, которое Преподобный Сергий вдохнул  в русское общество, привело к тому что народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями. Вместе с даром чудотворения преподобный Сергий наделен был от Бога даром провидения, или прозорливости. Преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения, сказав: «Иди на безбожников смело, без колебания, и победишь», – и этот молодой вождь был человек поколения, возмужавшего на глазах Преподобного Сергия и вместе с князем  Димитрием  Донским бившегося на Куликовом поле. После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Новоскольцев А. Н. «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем»

     В отношениях с властями - и церковными, и светскими - Сергий проявляет себя уже как политик и государственный  деятель. Его прочили на митрополита  Московского, но, в отличие от того случая, когда по просьбе братии и по благословению епископа он все-таки согласился стать игуменом Троицкого  монастыря, не поддался он уговорам ни своего друга митрополита Алексия, ни Димитрия Донского. Духовное возрастание  он ставил выше должностного. 

Информация о работе Сергий Радонежский