Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 17:16, реферат
Сергей Васильевич Иванов родился 29 мая (10 июня) 1895 г. в Петербурге1. В своей автобиографии, написанной 28 июля 1925 г., он с подчёркнутой откровенностью писал: «Я родился в Петербурге, в семье небогатых мещан. Отца не знал, так как был внебрачным сыном». Как представляется по многочисленным рассказам его разным лицам, своё генеалогическое древо он воссоздавал в дальнейшем довольно самостоятельно и произвольно. Его дед по матери воспитывался в детском приюте имени какой-то императрицы, где ему дали самую простую фамилию Ивáнов.
В декабре 1929 г. Президиум АН СССР утвердил С.В. Иванова в должности научного сотрудника II разряда по эволюционному отделу МАЭ, а в июле 1931 г. – научного сотрудника I разряда и заведующего отделом оформления МАЭ. Таким образом, к началу 1930-х годов С.В. Иванов занял прочное положение среди научных работников МАЭ, усиленно занимаясь научно-исследовательской и музейной работой.
После создания в феврале 1933 г. на базе МАЭ и ИПИН'а Института антропологии и этнографии АН СССР, учитывая специализацию С.В Иванова в области изучения этнографии и искусства народов Сибири, дирекция перевела его, по просьбе заведующего отделом Сибири, одного из ведущих и любимых его университетских преподавателей проф. В.Г. Богораза, на работу в этот отдел с исполнением обязанностей помощника заведующего отделом. До этого он состоял заведующим отделом оформления и научным сотрудником I разряда МАЭ. 15 апреля 1934 г. С.В. Иванов, приказом дирекции был назначен редактором однотомника «Этнография народов СССР».
Придя в МАЭ, С.В. Иванов продолжал поддерживать тесные творческие связи со своими университетскими учителями – Л.Я. Штернбергом и В.Г. Богоразом, которые теперь работали рядом с ним. Под их опекой он чувствовал себя увереннее. По-прежнему сохранял он близкие отношения с проф. Б.Л. Богаевским, встречаясь с ним по преимуществу в неофициальной обстановке, обсуждая новости науки. Так, одной из дискуссионных проблем 20-х – начала 30-х гг. была интерпретация значения изображения так называемого «колдуна», найденного в Арьеже, в гористом департаменте Южной Франции. Пещера, в которой было обнаружено изображение, получило наименование «Пещеры трёх братьев» – в честь трёх сыновей её первооткрывателя проф. Бегуэна, участвовавших в открытии этого памятника. Считалось, что эта пещера являлась местопребыванием охотничьих групп эпохи позднего палеолита, а потому имеет значение одного из важнейших источников для понимания самых различных сторон жизни первобытного общества охотников. Наибольшие споры вызывала фигура «колдуна». Л.Я. Штернберг видел в ней изображение «шамана». К такому выводу его толкало внешнее сходство головного убора «колдуна» с известными старинными изображениями тунгусского шамана. Эту проблему комплексно пытался решить и Б.Л. Богаевский, посвятив ей ряд докладов и публикаций. По его мнению, в комплексе «Пещер трёх братьев» периодически совершались магические обряды объединёнными охотничьими коллективами, совместно владевшими на правах общей собственности кормовой областью крупных размеров, а изображение «колдуна» преследовало цель обеспечить воспроизводство промыслового зверя, поскольку оно носило сильно подчёркнутый фаллический характер. Для подтверждения своего вывода автор использовал также примеры из этнографии. Со статьёй Б.Л. Богаевского11 по тематике и методике исследования явную перекличку имеет и публикация С.В. Иванова, помещённая в этом же номере журнала12. Хотя он, судя по названию статьи, собирался представить только сибирские параллели к магическим изображениям из эпохи палеолита, однако он широко использует примеры из археологии и этнографии разных районов мира. Признавая, что изображения, непосредственно связанные с производственной магией, уже давно привлекают к себе внимание исследователей примитивного искусства во всём мире, он предлагает новые пути его изучения: «В подавляющем большинстве случаев описывались готовые памятники искусства как нечто уже данное и законченное. Что же касается процессов художественного мышления и поведения, предшествующих или сопутствующих созданию памятника и обусловленных отношением автора произведения к коллективу, членом которого он состоит и идеологию которого выражает, то в этом отношении знания наши настолько скудны и ничтожны, что заставляют ограничиваться самыми общими фразами или даже предположениями. Особенно плохо дело обстоит с анализом действий и операций, совершаемых над изобразительными памятниками после их изготовления. Отношение к ним всего коллектива или отдельных его членов не изучены как следует ни у одного народа. А между тем именно эти действия, это отношение и даёт возможность раскрыть и понять социальную природу изобразительного искусства в условиях первобытного общества»13. Ответы на эти непростые вопросы С.В. Иванов пытался найти прежде всего в данных этнографии. И успешно находил довольно убедительные параллели и сравнения. Магическое убийство изображений промысловых зверей практиковалось, например, у удэгейцев. Из куска бересты шаман вырезал небольшую фигурку изюбря, вселял в неё «душу» того самого оленя, которого с помощью шамана охотник встретит потом в тайге, в затем стрелял в него из небольшого лука, «убивая» таким образом изюбря. По мнению исследователя, все эти действия проникнуты рядом анимистических представлений, а потому могут быть поняты только с учётом и анализом их. Если первоначально в магических актах убийства животных принимал участие весь коллектив первобытных охотников, то много позднее магические операции сосредоточились в руках особых представителей культа (в Сибири – шаманов) и отдельных охотников. Охотничья магия включала целый ряд последовательных обрядов: магического убийства животных, воскрешения их, привлечение зверей к охотнику, примирения охотника с убитым животным, магические акты, способствующие размножению их и т.д. Эта статья явно имела своей целью дать этнографические параллели к археологическим сюжетам, рассмотренным в статье Б.Л. Богаевского. Таким образом, и почти десять лет спустя после окончания университета продолжалось научное сотрудничество бывшего студента и профессора, а ныне – коллег, ищущих ответы на сложнейшие вопросы изучения первобытного мышления, производственной деятельности и ранних верований. И оба они старались показать, что только рассматривая эти проблемы комплексно, в единстве, можно приблизиться к пониманию их подлинной сущности.
15 июня 1935 г. по представлению квалифицированной комиссии по общественным наукам Президиум АН СССР присудил С.В. Иванову в знак признания крупных научных достижений учёную степень кандидата этнографии без защиты диссертации. Сам по себе этот факт в то время означал, что результатами всей предшествующей научно-исследовательской деятельности учёный достиг этой степени. Следует подчеркнуть, что степени кандидата и доктора тогда только вводились и имели большую ценность. После смерти своего учителя с 1 июня 1936 г. в течение нескольких месяцев Сергей Васильевич исполнял обязанности заведующего кабинетом Сибири Института. С одной стороны, сказывалась нелюбовь С.В. Иванова к административной деятельности в любом её виде, а с другой – дирекция, понимая это, всегда имела в виду и выдвигала более активных, склонных к общественной работе членов научного коллектива.
В архиве МАЭ сохранился отзыв проф. Е.Г. Кагарова о работе С.В. Иванова, подготовленный им по поручению дирекции Института и подписанный им 19 октября 1936 г.: «С.В. Иванов принадлежит к числу лучших знатоков искусства народов СССР и вообще истории народного изобразительного искусства, которое он изучает как теоретически, ставя ряд методологических вопросов, так и в процессе этнографической полевой работы. Из напечатанных им трудов наиболее выделяется обширное ценное исследование об алеутских охотничьих головных уборах и их орнаментах (1928). Оно распадается на две части: в первой описываются различные типы головных уборов, вторая – содержит в себе анализ их орнаментовки. Автору удалось доказать, что роспись алеутских охотничьих шляп некогда изображала собою рот, глаза и нос каких-то животных, а костяные пластинки на боковых частях шляп соответствовали ушам животных. На основании этих данных автор приходит к совершенно правильному предположению, что эти головные уборы выросли из звериных масок, имевших труд-магическое значение. Анализ рисунков на костяных пластинках росписей даёт основание, по автору, думать, что они восходят к фигуре птичьей головы.
Очерк С.В. Иванова «Искусство в родовом обществе» (в собрание «Первобытное общество», 1932) представляет собою первую в нашей литературе попытку воссоздания основных черт изобразительного общества, родового общества, сделанную с позиций материалистической концепции исторического процесса. Для сборника изданного ВОКС'ом14 в 1933 г., С.В. Иванов написал статью об изучении народного искусства в СССР за 15 лет на французском и английском языках, обратившую на себя внимание в зарубежной печати… Ряд интересно задуманных работ С.В. Иванова ждёт своей публикации.
В общем можно сказать, что в лице С.В. Иванова мы имеем выдающегося исследователя, прекрасно владеющего большим конкретным материалом, оригинально и по-новому ставящего и решающего научные проблемы и бесспорно принадлежащего к числу лучших в Союзе знатоков народного искусства и его истории».
Согласно отчётам, в середине 30-х годов С.В. Иванов работал над большой темой «Орнаментика народов Сибири», в которой предполагалось провести историко-социалогический анализ проблемы, критически рассмотреть прежние методологические установки и т. д. Эта тема считалась диссертационным исследованием учёного, но, как известно, она не была выполнена. Вообще следует признать, что в 30-е годы по сравнению с 20-ми значительно уменьшилась его творческая активность. С.В. Иванов как бы сосредоточился на сборе материалов по интересующим его темам: он много, практически ежегодно выезжал в командировки для работы в разных музеях. По его собственному признанию, он изучал коллекции по сибирскому народному искусству и шаманству в 25 музейных хранилищах страны, сделав несколько тысяч зарисовок, копий, фотографий с экспонатов, которые он в дальнейшем использовал в своих исследованиях. Так, в 1934 г. он был командирован в Музеи городов Тобольска, Томска, Минусинска, Красноярска и Енисейска для изучения материалов по этнографии угро-финских и турецких народов Сибири сроком с 15 июня по 15 сентября. О его работе в Красноярске даже сообщала пресса: «Искусствовед и этнограф Института антропологии и этнографии АН т. Иванов обнаружил в Красноярском музее редкий экземпляр шаманского бурятского бубна. По словам т. Иванова, этот бубен представляет исключительный исторический интерес. До сих пор был известен только один экземпляр такого бубна в Русском Музее в Ленинграде. Бубен сделан с большим мастерством и имеет изящную отделку и обладает удивительной чистотой звука, говорящей о тщательной выделке шкуры. Музей имеет большую коллекцию бубнов разных народностей, но все они уступают найденному как по отделке, так и по чистоте звука»15. Хотя С.В. Иванов широко интересовался проблемами сибирской этнографии, печатался он в 30-е годы, особенно во второй их половине, очень мало, выступал с докладами весьма редко.
Иногда в эти годы С.В. Иванов работал вне Института. Так, в 1932 г. он выполнил по заказу Зоологического института АН СССР 18 акварельных рисунков разного размера для выставки «Дарвинизм». После возобновления в 1938 г. этнографического образования на филологическом факультете ЛГУ он был приглашён для чтения курса лекций по примитивному искусству. В аудиторию он приносил большой иллюстративный материал, который использовал в лекции, говорил он увлечённо, раскрывая перед студентами весь процесс своих поисков. Студенток привлекал его внешний вид: высокий, худощавый, с утончённым лицом интеллектуала, всегда в костюме преимущественно серого цвета, в белой рубашке с галстуком…
Войну С.В. Иванов встретил в Ленинграде. Здесь он пережил тяжёлую холодную и голодную блокадную зиму 1941-1942 года. В декабре 1942 г. был эвакуирован в Казань, а затем направлен в столицу Таджикистана г. Сталинобад, где в 1943–1945 гг. работал директором Республиканского Музея Таджикского Филиала АН СССР, а в 1943 г. ещё прочитал курс по музееведению в местном педагогическом институте. Находясь в эвакуации, он занимался также научной работой, изучал традиционное искусство народов Средней Азии.
17 мая 1945 г. С.В. Иванов вернулся в родной Ленинград и приступил к работе в Институте этнографии и МАЭ. 18 июля того же года он был назначен председателем музейной комиссии. С тех пор он неизменно возглавлял какие-то комиссии по вопросам работы МАЭ, длительное время под его руководством работала текстовая комиссия. В 1945-1949 гг. преподавал искусство на кафедре этнографии, которая в те годы находилась на восточном факультете ЛГУ. 17 мая 1947 г. ВАК утвердил его в звании доцента по кафедре этнографии. 5 июня того же года ВАК присвоил ему учёное звание старшего научного сотрудника по специальности этнография. Научная тематика, которой С.В. Иванов продолжал заниматься и в последние годы, не всегда встречала поддержку у директора института. Свидетельством этого является, в частности, письмо известного сибиреведа М.А. Сергеева фольклористу М.К. Азадовскому от 29 сентября 1954 г.: «Получил сюда замечательнейший, выдающийся во всех отношениях труд С.В. Иванова «Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX – начала ХХ в. Рисунок и другие виды изображений на плоскости»16. 800 с лишним страниц, сотни иллюстраций, хорошо издано. Толстов17 делал всё, чтобы не издать совсем <…>, но Потапов18 в конце концов победил. Думается, наша сибирская этнография не видела много десятков лет (не сто ли лет) таких работ. А ведь, это только первый том, будет ещё орнамент и скульптура»19. Действительно, в 1963 г. была опубликована его монография «Орнамент народов Сибири как исторический источник»20. 26 мая 1964 г. эта работа была защищена им в качестве докторской диссертации. Официальные оппоненты доктора исторических наук М.П. Грязнов, П.И. Борисковский и С.А. Токарев единодушно дали высокую оценку исследованию С.В. Иванова, а Учёный совет Института этнографии АН СССР в Москве единогласно высказался за присуждение ему искомой степени. 13 февраля 1965 г. ВАК решил выдать С.В. Иванову диплом доктора исторических наук. Летом 1964 г. в Москве состоялся VII-ой Международный конгресс антропологических и этнографических наук, и С.В. Иванов выступал на нём с докладом «Древний андроноидный комплекс в современном орнаменте народов Сибири», вызвавшем огромный интерес у делегатов. Он активно участвовал в создании таких эпохальных коллективных работ как «Народы Сибири» (М., Л., 1956) из серии «Народы мира» и «Историко-этнографический атлас Сибири» (М., Л., 1961). Наконец, были опубликованы им две монографии по скульптуре народов Сибири21. В них он раскрыл значение скульптуры у народов Сибири. Она сопровождала человека по существу на протяжении всего его жизненного пути от колыбели до погребения. Вплоть до первой четверти ХХ в. скульптура не рассматривалась у них как вид искусства. Самую значительную часть её образуют изображения, созданные с целью обеспечения удачных результатов в охоте и рыболовстве. Изображения людей почти всегда связывались с представлениями о духах или о душах умерших родственников. Автор на громадном уникальном материале наглядно показал, что скульптура создавалась главным образом с религиозной целью, нередко по указаниям шаманов.
В отечественной науке Сергей Васильевич Иванов – общепризнанный, крупнейший специалист по изобразительному народному творчеству, орнаменту народов СССР, сибиреведению. Особенно большое внимание он уделил выделению и рассмотрению типов сибирского орнамента, в основу которого им были положены орнаментальные мотивы. В результате им установлено десять местных комплектов. Исторические выводы его получили значительную убедительность оттого, что они не ограничивались исследованием лишь типов орнамента, но были учтены и такие достаточно устойчивые признаки его, как технические приёмы и символы симметрии, а также орнаментальные комплекты. В монографии «Орнамент народов Сибири как исторический источник» Сергей Васильевич убедительно показал, что наличие различных типов орнамента в искусстве народов этой историко-этнографической области прежде всего свидетельствует об их сложных исторических судьбах и о его порой весьма далёких связях с народами других регионов. В ряде случаев именно типы орнамента являются хронологическими вехами в развитии искусства того или иного этноса. Он утверждал необходимость комплексного подхода при изучении народного традиционного орнамента, широкого привлечения в сопоставительных целях данных этнографии, антропологии, лингвистики, истории, археологии, фольклористики, религиоведения…
Много,
очень много сделано С.В.