Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 20:06, реферат
Данная работа посвящена обзору и анализу столыпинских реформ и личности самого реформатора.
Цель моего исследования – определить историческую роль Столыпина как канцлера России и как личности на основе оценки его реформаторской деятельности.
Введение 2
Исторические условия, в которых проходила деятельность личности 5
Биографическая справка 7
Политическая деятельность 11
Убийство Столыпина 24
Заключение 26
Вывод 27
Список использованной литературы
Вспомним высказывание Пушкина: "У нас только одно правительство - европеец". Эти слова мог произнести и Столыпин. Общество в лице Государственной Думы не было готово принять его программу, стержнем которой была общая либерализация, - от отмены круговой поруки в крестьянской общине до свободы вероисповедания. Поэтому он широко пользовался так называемым "указным правом", которым и была начата 9 ноября 1906 г. столыпинская реформа.
Столыпинской она стала по имени не автора (авторов было много), а человека, который стал ее душой и двигателем. Суть реформы - ненасильственное разрушение крестьянской поземельной общины, скупка помещичьих земель через Крестьянский банк и продажа их в кредит крестьянам. Вводились и ограничения: запрещалось продавать землю некрестьянам, закладывать ее в частных банках, покупать больше шести паев в одном уезде. Конечно, всеми этими мерами проблема не могла разрешиться, крестьяне нетерпеливо требовали "всей помещичьей земли и даром", а премьер-министр твердо вел линию на постепенность преобразований.
Если взглянуть
на положение Столыпина как
Столыпин так оценивал в письме Льву Толстому свое положение: "…Я про себя скромного мнения. Меня вынесла наверх волна событий - вероятно на один миг! Я хочу все же этот миг использовать по мере моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей родины, которую люблю, как любили ее в старину. Как же я буду делать не то, что думаю и сознаю добром? А Вы мне пишете, что я иду по дороге злых дел, дурной славы и, главное, греха. Поверьте, что, ощущая часто возможность близкой смерти, нельзя не задумываться над этими вопросами, и путь мой кажется мне прямым путем".
Закон от 1906 г. дал крестьянам ("полуперсонам", по выражению Победоносцева) право самостоятельно определять свою судьбу независимо от воли соседей и односельчан, несмотря на возражения последних. Это было "вторым освобождением" крестьянства.
Статистика свидетельствует, что из 10,9 млн. крестьянских хозяйств порвали с общиной 3,1 млн., то есть 28%, причем в двух третях случаев разрыв сопровождался конфликтами. Следовательно, по-настоящему мечтавших об освобождении от насилия большинства должно было быть гораздо больше.
Сегодня многие авторы оценивают результаты реформы как провальные, приводя в качестве аргументов ее незавершенность и двойственное отношение к ней крестьян. Но на самом деле результаты были положительные и перспективные. В историческом плане Столыпин оказался прав: он расчищал путь производителю, защищал его и не стремился устранять несогласных насильственными методами.
То, что в СССР потом прошла "общинная контрреволюция", - это уже другая история.
Столыпин ушел из жизни не понятый ни старой элитой, ни новой эпохой. Поэтому его опыт сегодня может послужить своеобразным зеркалом для нынешних времен.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: