Роль Столыпина как канцлера России и как личности на основе оценки его реформаторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 20:06, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена обзору и анализу столыпинских реформ и личности самого реформатора.

Цель моего исследования – определить историческую роль Столыпина как канцлера России и как личности на основе оценки его реформаторской деятельности.

Содержание

Введение 2
Исторические условия, в которых проходила деятельность личности 5
Биографическая справка 7
Политическая деятельность 11
Убийство Столыпина 24
Заключение 26
Вывод 27
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение 2
Исторические  условия, в которых проходила деятельность личности 5
Биографическая  справка 7
Политическая  деятельность 11
Убийство  Столыпина 24
Заключение 26
Вывод 27
Список  использованной литературы 30

 

Введение

Роль личности велика в силу особого места и особой функции, которую она призвана выполнять. Философия истории ставит историческую личность на подобающее ей место в системе социальной действительности, указывая на реальные общественные силы, выдвигающие ее на историческую сцену, и показывает, что она может сделать в истории, а что не в ее силах. 
За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда они направлялись различными по своему моральному облику и разуму личностями: гениальными или тупоумными, талантливыми или посредственными, волевыми или безвольными, прогрессивными или реакционными. Став по воле случая или в силу необходимости во главе государства, армии, народного движения, политической партии, личность может оказывать на ход и исход исторических событий разное влияние: положительное, отрицательное или, как это нередко бывает, и то и другое.

В становлении Российского  государства немало исторических личностей, деятельность которых оставила на века свой отпечаток. От Рюриковичей до Романовых, от капитализма до демократии сопровождают историю России имена великих. В своей контрольной работе я выделяю реформатора Петра Аркадьевича Столыпина.

Актуальность  темы связана с тем, что в кризисные для страны годы или в эпоху модернизаций люди всегда обращаются к прошлому в надежде найти ответы на вопросы, волнующие их сегодня. Причина особого интереса к фигуре П.А. Столыпина (1862–1911) и его реформам связана с размышлениями о путях и судьбах России в критические моменты ее исторического развития. Естественно, что интерес к реформаторам прошлого регулярно обнаруживается в связи с неудачами реформаторов современности, постоянно возникают и анализируются различные исторические параллели.

Имя Столыпина  прочно связано с реформами начала ХХ века, а также с репрессиями, которыми были отмечены окончание первой русской революции и начало последующего периода, из учебников по истории известного как годы «столыпинской реакции».

Имя П.А. Столыпина  всегда вызывало споры, не утихли они и до сегодняшнего времени. Имя этого канцлера России сразу втягивает нас в круговорот страстных взаимоисключающих оценок. Ни один из политических деятелей царизма начала XX в. не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти о нем его почитателей и стойкого негативизма к нему его ненавистников.

Личность  Столыпина и его реформаторская деятельность неоднозначны, как по содержанию, так и по результатам. Противоречивы и ее оценки разными  историками – основываясь, казалось бы, на одних и тех же данных, они  приходят к зачастую диаметрально противоположным выводам. Современники тоже не имели единого мнения о ней – деятельность Столыпина была предметом жарких споров в Думе и при дворе. Именно эта неоднозначность и желание самостоятельно изучить этот вопрос и составить собственное мнение о столь значительном событии в истории России ХХ века, как столыпинская аграрная реформа, многогранность личности самого Столыпина, и привлекли мое внимание к данной теме.

Столыпин  был человеком интересной судьбы. Он не рвался к власти, но неожиданно для всех, а, возможно, и для самого себя, вдруг оказался у самых ее вершин. Его личность в истории России проявилась с исключительной силой в первые годы ХХ века. Он стоял у кормила власти, когда с грозной силой проступил внутренний раскол, который раздроблял Россию на непримиримые части и ослаблял ее. Столыпин выдвинулся на первое, после императора, место в аппарате власти в исключительных обстоятельствах. Неудачная русско-японская война, наглядно показавшая разложение самодержавного строя и внутреннюю слабость царской бюрократии, непосредственно переросла в революцию 1905г., которая чуть было, не привела к крушению самодержавия. Революция была отбита удачным маневром, предложенным премьер-министром графом С.Ю. Витте, т.е. конституционной реформой, возвещенной указом 17-го октября 1905 года, которая разбила единодушие общественности и дала власти время перестроиться. Но ни С.Ю. Витте, ни следующий за ним И.Л.Горемыкин и их кабинеты, не смогли найти пути сближения с общественностью, – в частности с Государственной Думой. Слишком глубока была пропасть и явен раскол в недрах русского культурного верха. Представители общественности не желали садиться за стол переговоров с лидерами традиционной власти.

В силу сложившихся  обстоятельств на авансцене русской  истории должен был появиться новый человек. Им стал П.А. Столыпин. Самый молодой из членов кабинета Л.И. Горемыкина, он ярко выделялся на тусклом фоне своих коллег энергией, неустрашимостью и ораторскими умениями, не уступавшим красноречию лучших ораторов того времени.

Деятельность  Столыпина – этого, как его называют, «российского Бисмарка», – тесно связана с вопросом о том, почему Россия не пошла мирным эволюционным путем предлагавшихся П.А. Столыпиным реформ, а избрала тернистый путь революции, потребовавший неисчислимых жертв. До сих пор этот вопрос не получил удовлетворительного ответа в литературе о Столыпине. Многие исследователи считают, что помешали осуществиться столыпинским реформам не объективные факторы, а ограниченность и слепота царизма, верхов и распутинщина и т.п., сами же реформы были столь значительны, что увенчайся они успехом никакого не только Октября, но и Февраля не было бы. Даже те авторы, которые признают, что Столыпин не справился прежде всего с революционным движением, делают акцент на том, что царь не любил Столыпина, и это было главным препятствием в проведении реформ. Реже встречается более глубокое объяснение: правительство Столыпина пыталось добиться социальных изменений административными методами.

Данная работа посвящена обзору и анализу столыпинских реформ и личности самого реформатора.

Цель моего исследования – определить историческую роль Столыпина как канцлера России и как личности на основе оценки его реформаторской деятельности.

 

Исторические  условия, в которых проходила  деятельность Петра Аркадьевича Столыпина 
 

В начале XX века в России усилилось противостояние между царским правительством и  радикальной оппозицией. Конфликт между  властью и революционным подпольем протекал на фоне лояльности к правительству со стороны либеральной интеллигенции и широких народных масс (казачество, посадские, крестьянство — особенно в регионах, не знавших крепостничества).

Революционерам  удалось поднять массовое движение в отдельных городах и регионах. В 1902—1903 гг. произошли крестьянские волнения в Полтавской и Харьковской губерниях, состоялись стачки и демонстрации рабочих в Златоусте, Одессе, Киеве и др. Положение правительства ухудшила неудача правительства в русско-японской войне.

Брожение  усиливалось, принимая формы организованной антиправительственной борьбы. Общество раскалывалось. Стали возникать политические партии различной направленности. Они и стали двигателем политической борьбы в стране, нередко выступая с защитой не столько общенациональных интересов, сколько узкопартийных платформ.

В 1905 году проходили  массовые антибуржуазные стачки рабочих. Забастовочное движение с разной амплитудой держалось до конца 1905 года. Пиком его стала октябрьская  стачка, грозившая приобрести всероссийский  характер. Активными были крестьянские выступления против помещиков, волнения в национальных районах. Финалом 1905 года были декабрьские столкновения между противниками и сторонниками власти в Москве, переросшие в баррикадные бои.

События 1905 года заставили  царское правительство внести серьезные коррективы в свою политику. Большинство политических партий (кроме большевиков, анархистов, эсеров-максималистов) оценивало революцию как результативную. Правительство предоставило возможности для легальной деятельности партий, созвало Государственную Думу — выборный законодательный орган, провозгласило демократические свободы, издало законы, дававшие рабочим гарантии социальной защиты, начало подготовку аграрной реформы.

К 1907 году в России были созданы новые государственные структуры, способствовавшие развитию парламентаризма, хотя в них по-прежнему сильна была роль исполнительных органов. И исполнительные (Совет министров, императорская канцелярия), и законодательные органы (Государственная Дума и Государственный Совет) подчинялись императору, олицетворявшему верховную власть. При этом Совету Министров дополнительно к исполнительным придавались еще и законосовещательные функции. Императору подчинялись также Правительствующий Сенат (высший орган суда и надзора) и Святейший Синод (высший орган управление православной церковью).

Царская власть, проявившая после поражения в  японской войне неуверенность в себе, сумела в 1906—1907 гг. забрать инициативу в решении внутриполитических проблем, а в последующие годы относительно стабилизировала политическую ситуацию в стране.

В 1890-е годы Россия по темпам промышленного роста занимала первое место в мире. В начале XX в. в ход процессов вмешалась политика — война с Японией и последовавшие за ней революционные события. Темпы промышленного роста снизились.

Стабилизация  внутренней обстановки после революции была связана с именем П.А. Столыпина, ставшего в 1906 году главой правительства. Как писал русский философ В.В. Розанов, уже сами по себе личные качества нового премьера — порядочность, уравновешенность, масштабность государственного мышления — вели к успокоению общественных страстей. Столыпин стал инициатором преобразований, имевших высокую экономическую и социальную результативность.

 

Биографическая  справка

Российский  государственный деятель, министр внутренних дел и председатель Совета министров Российской империи. Петр Аркадьевич Столыпин родился 15 апреля (по старому стилю - 2 апреля) 1862 в Дрездене (Германия). Происходил из старинного дворянского рода, корнями восходящего к началу XVI века. Петр Аркадьевич Столыпин не пошел по традиционной для его фамилии службе, он не стал ни дипломатом, ни военным, как его дед, который занимал пост коменданта Кремля. Окончив шесть классов Виленской гимназии, детство он провел в имении Средниково под Москвой. Дальнейшее образование получил в Орловской мужской гимназии. Неожиданно для всех родственников и друзей, он поступает на физико-математический факультет Петербургского университета.

Политическая  карьера

 После  окончания университета он служит  в Министерстве внутренних дел. Через два года перевелся в департамент земледелия и сельской промышленности Министерства земледелия и государственных имуществ, где занимал должность помощника столоначальника, соответствовавшую скромному чину коллежского секретаря. Через год переводится в Министерство внутренних дел и попадает, предводителем дворян в Ковенскую губернию.

Через 10 лет  Столыпин назначается губернатором города Ковно. В 1902 году, находясь в  Ковно, он получает телеграмму от министра внутренних дел Плеве, в которой говорилось о том, что П.А.Столыпин назначается губернатором Гродно. Плеве в это время берет твердый курс на замещение губернаторских должностей местными землевладельцами. Столыпина поселили в старом замке, который находился недалеко от города. Нужно отметить, что Столыпин стал самым молодым губернатором России. После назначения на эту должность он сразу взялся за изучение дел губернии, но его действия контролировались генерал-губернатором Виленским, и хоть между ними не было никаких трений, это претило характеру Столыпина.

Надо подчеркнуть  ещё одну черту характера губернатора. С первых же дней его стали осаждать просьбами родственники о получении  места, но Столыпин терпеть не мог  этих писем и посещений, только редкие люди получали протекцию от него.

В 1902 году Столыпин участвовал в особом совещании, на котором говорилось о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Там он решительно высказался за уничтожение общинной чересполосицы и расселение по хуторам.  Эта позиция была высказана позже в 1906 году в комбинации с другими новшествами. В обществе она была принята как «столыпинская» реформа, хотя Витте был первый кто стал проводить эту идею. Надо отдать должное смелости Столыпина, ведь когда разгорелась полемика о путях аграрной реформы между Витте и Плеве, он не поддержал позиции своего начальника. Но в 1902 году убеждения Столыпина были ещё весьма далеки от четкой программы Витте, которая была отклонена накануне революции 1905-1907 годов.

Информация о работе Роль Столыпина как канцлера России и как личности на основе оценки его реформаторской деятельности