Реформы Екатерины 2

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование реформ Екатерины II в области местного самоуправления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Общая характеристика реформы Екатерины II в области местного управления……………………………………………………………. 5
Сенатская реформа
Секуляризационная реформа………………………………………... 6
Губернская реформа…………………………………………………..7
Судебная реформа……………………………………………………. 9
Городская реформа
Полицейская реформа……………………………………………… ..10
Становление городского государственного и общественного управления…………………………………………………………..... 11
Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления…………………………………………………17
Значение реформ Екатерины II в области местного самоуправления………………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………27

Список литературы…………………………………………………………..29

Источники…………………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 62.38 Кб (Скачать)

 

1.5 Городская реформа  1785 г.

Реформа городов  России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей  при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно:  настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.7 

1.6 Полицейская реформа  1782 г.

В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом  городского полицейского управления стала  управа благочиния. В ее состав входили  приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем  выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры  и т. п., а также за самовольную  застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное  следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в  работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов  деятельности.8

 

2. Становление городского  государственного  и общественного  управления

До 1775 г. города, имея 4 процента населения империи, находились в составе уездов и  управлялись уездными органами, которые  в XVIII в. неоднократно реформировались, заменялись в первой четверти дистриктными земскими комиссариатами, комендантами, воеводствами, вводились должности исправников с административно-полицейскими функциями. В городах действовали магистраты, городничие, ведущие функциональную родословную от городских приказчиков.

Обозначилось  несоответствие качества управления городами начавшемуся формированию нового социально-экономического уклада, усилившейся тенденции промышленного, торгового, финансового развития, проведенным  властью мерам по стимулированию экономики, созданию благоприятных  условий для предпринимательской  деятельности.

По губернской реформе 1775 г. города получили статус самостоятельной  административной единицы. Управление городами осуществлял городничий, получивший высокий должностной статус. Он назначался Сенатом из отставных офицеров-дворян, олицетворял со своей командой военнослужащих и канцелярией полноправную царскую  администрацию, наделен огромной властью, выполнял в городе функции уездного капитан-исправника, обеспечивал порядок, возглавлял полицию, сосредоточил административные, полицейские и другие функции. В столичных городах администрацию возглавили назначаемые властью полицмейстеры. Под контролем администрации действовали выборные органы городского общественного управления.

Городовые магистраты и ратуши в посадах утратили административные функции и превратились в суды для торгово-промышленного населения, сохранены коменданты в ряде городов, цеховые старосты. Купечество и мещанство  выбирали двух бурмистров и четырех  ратманов в магистрат, наделенный функциями  суда. Возглавил его городской  голова. Функционировали в городах  совестный и сиротский суды. В  лице магистратов, совестных и сиротских  судов, ратуш формировалось городское  общественное самоуправление, которое  функционировало под постоянным и строгим контролем губернаторства, городничества, органов государственного управления.9 

Жизнь же городов  усложнялась, они разрастались и  становились крупнее, возникали  новые отрасли хозяйства. Множилась  социальная структура жителей городов, которые именовались собирательно «городовые обыватели», «мещане».

Управление городами не имело своего самостоятельного статуса, единообразия, что сопровождалось произволом руководителей местной администрации, тормозило развитие городов, их устройство. Возрастание роли городов в жизни  империи требовало адекватного  городского управления.

В значительной степени эта потребность зафиксирована  «Грамотой на права и выгоды городам  Российской империи» от 21 апреля 1785 г., которая стала первым в истории  управления развернутым законом  организации городского управления и сопровождалась позднее целой  серией городовых положений об устройстве городской жизни. Закон сохранил государственное городское управление, определил юридический статус городского населения; предусмотрел общественное городское управление, организацию  ремесленного, цехового устройства, подчиненность  городского самоуправления царской администрации.

Закон подтвердил самостоятельный статус города как  субъекта управления, статус и функции  городского магистрата, посадской ратуши, составлявших их бурмистров, ратманов, а также старост, судей словесных  судов, заседателей, работавших в единстве с городничими, комендантами и подчинявшихся  губернатору и его правлению. В помощь администрации создавалось  общественное управление, действующее  на правовой государственной основе, представленное:

а) градским обществом.

б) общей городской  думой.

в) шестигласной думой.

г) городским  головой.

Высшим органом  являлось градское общество, на собраниях  которого право голоса имели горожане старше 25 лет, обладавшие недвижимым имуществом, довольно богатым состоянием, капиталом, проценты с которого превышали 50 рублей. Имущественный ценз постоянно повышался, особенно в крупных городах. «Мещанин бескапитальный голоса не имеет», — такое установлено цензовое право общественного управления. Лишены права голоса в городском собрании были жившие в городах люди наемного труда, не имевшие цензовых размеров недвижимого имущества и капитала.

По имущественному состоянию и роду занятий «городовые обыватели» подразделялись на шесть  сословных разрядов, регистрировались в специальных «обывательских книгах»  избираемыми обществом старостами и депутатами соответственно в одной  из шести частей книги по алфавиту и определенной форме из семи показателей.

Градское общество имело право юридического лица, собственность, служебные помещения, доходы с имущества, торгового оборота, специальные  сборы на нужды общества, добровольные дополнительные скидки (взносы), общественную казну, смету доходов и расходов, канцелярию, штат служащих, архив и  др.

Собрания общества проводились по каждому из шести  разрядов «городских обывателей» с  дозволения губернатора; по его приказанию раз в три года выбирали гласных  в общую городскую думу по одному от разрядов каждой части, на которые  делился город, а также городского голову, бурмистров и ратманов в  магистрат, старост, судей словесных  судов, заседателей.

Общая городская  дума избирала раз в три года по одному представителю от каждой из шести фракций гласных в шестигласную думу, при которой функционировали особые торговые депутации, штатные смотрители, инспекторы.

Шестигласная дума работала под руководством городского головы на постоянной основе, заседала еженедельно и чаще, когда «нужда и польза городская потребует».

Городской голова председательствовал в общей  и шестигласной думах, а также в сиротском суде, городском депутатском собрании, которое состояло из депутатов от особых полицейских округов (частей) города, действовало постоянно, ведало «обывательскими книгами» и другими учетными делами.

Кроме общегородских, функционировали разрядно-сословные органы управления. В крупных городах имелись особые купеческие общества, избиравшие свои исполнительные управы и старшин. Ремесленные цеховые сходы избирали в каждой городской части цеховые управы в составе старшины и двух его товарищей (заместителей) для решения таких узко-цеховых интересов, как учет мастеров, подмастерьев, учеников, забота о нуждах данного ремесла, разрешение споров, экзамены на мастеров и подмастерьев. Подмастерья были наделены правом объединяться по профессиям, избирать свои подмастерные управы с ограниченными функциями. Цеховые, подмастерные управы города выбирали на собрании ремесленного голову, который входил в шестигласную думу как гласный от цеховых.10

В «Грамоту»  включено «Ремесленное положение», чем  надлежало руководствоваться и  магистратам, и цеховым органам.

По функциям, предметам и параметрам ведения  городская дума являлась хозяйственно-административным дополнением к аппарату администрации, полиции, делала то, с чем они не могли справиться. «Грамота» предписывала администрации, городской думе, городовому магистрату помогать друг другу на пользу «службы императорскому величеству». Функции городской думы ограничены, что являлось характерной чертой самодержавного управления, допускавшего децентрализацию в строго ограниченных рамках. Дума не обладала широкими правами  и самостоятельностью, опекалась  пристально губернатором, который контролировал  ее бюджет, доходы, расходы по отчетам  шестигласной думы, представляемых обязательно и губернатору, и казенной палате. Думе разрешено обращаться к губернатору «со своими общественными нуждами и пользами». Жалобами же на городскую думу занимался губернский магистрат. Вся власть была в руках губернатора, городничего, органов государственного управления.

Деятельность  городского общественного управления ограничена и узостью финансовых средств. Бюджет думы строился в доходной части на основе купцово-гильдейских сборов, обывательских взносов, мелких налогов, штрафов, процентных отчислений от казенной питейной продажи, дополнялся различными специальными сборами с обывателей и всегда был дефицитным.

Становление городского общественного управления проходило  сложно, медленно. Оно формировалось  в аспекте распорядительного  назначения в городском хозяйстве, являлось тогда «слабо действующим». Заботы царской власти о городах  «не дали очень заметных результатов: бедные средствами, мало просвещенные и ничем в жизни не объединяемые, «городские обыватели» не имели возможности  сложиться в одно «общество градское»  и развить свое самоуправление». Городское общественное управление сохранило феодальную корпоративную  структуру в виде гильдий, цехов, посадских общин и многих других социальных разрядов.

Городскому управлению были приданы полицейские черты. «Уставом благочиния или полицейским» 8 апреля 1782 г. определена законодательно полицейская регламентация городской  жизни, полиции дано право вмешиваться  в общественную и частную жизнь  горожан. Написанное Екатериной II «Зерцало управы благочиния» содержало нравственные афоризмы, нормы и для полиции, и для жителей городов.

По-новому строился городской полицейский аппарат. Обер-полицмейстеры в столицах поставлены во главе управ благочиния, куда входили приставы и выборные от купечества ратманы. В губернских городах созданы  управы благочиния во главе с полицмейстером (обер-комендантом). В уездных городах — управы в составе городничих, приставов, двух ратманов.

Во всех городах  учреждены полицейские округа - «части»  по 200-700 дворов во главе с частным  приставом. Части делились на «кварталы» по 50-100 дворов, где полицейский надзор осуществляли квартальный надзиратель  и его помощник — квартальный  порутчик.

Управы благочиния, канцелярии частного пристава, называвшиеся частным или съезжим домом, просто частью являлись городскими учреждениями, действовали отдельно от расположенных  в городах уездных органов, обеспечивали порядок и безопасность в городах, надзирали за гостиницами, трактирами, ресторанами, другими общественными  учреждениями, тушили пожары, исполняли  судебные решения по мелким уголовным  делам, гражданским тяжбам.

В городском  управлении во второй половине XVIII в. усилились  бюрократическая централизация, полицеизация, общественные начала.11

 

3. Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления

Для второй половины XVIII в. характерно развитие сословного управления в России. В отличие  от Запада, где разрушались феодальные устои, сословные перегородки в  обществе и государственном управлении, формировались общедемократические  властные и представительные органы, в Российской империи были усилены  как сословная замкнутость общества, так и сословный характер государственного управления. Обусловлено это политикой  упрочения феодальной абсолютистской монархии, политического оформления сословной структуры феодального  общества, которое стало коррозироваться  под воздействием новых буржуазных хозяйственных форм и отношений.

Каждому сословию власть определила конкретные обязанности, повинности, права, привилегии, место  во власти и управлении. Соответственно этому определена и социальная направленность административных реформ, подчиненность  их выражению главным образом  сословных интересов дворянства.

Информация о работе Реформы Екатерины 2