Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:32, реферат
Вернувшись на родину и проиграв здесь судебный процесс, затеянный его
покровителем-графом, Кузанец решил посвятить себя богословской деятельности.
В течение года будущий кардинал изучал богословие в Кельнском
университете, где значительным влиянием пользовались следовавшие
неоплатонической традиции средневековья сторонники Альберта Великого [2, с.
53]. Получив звание священника, в 1426 году Кузанец поступил секретарем к
папскому легату в Германии кардиналу Орсини.
В то же время космология Николая Кузанского не просто умозрительная
концепция, оторванная от астрономических исследований и наблюдений. Она
имела как философское, так и научное обоснование. Им был выдвинут ряд
плодотворных идей, в частности о движении Земли, о том, что небесные тела
движутся не по правильным окружностям. Космология Кузанского вела к
признанию материального единства земной и "небесной" субстанции: и Земля, и
другие небесные тела признавались одинаково "благородными".
Разрушая старое - и религиозное, и свойственное древним неоплатоникам -
иерархическое представление о мире, Кузанец видит в боге не "нисхождение", не
"опускание" божества до низшей материальной ступени бытия, а проявление
божественного могущества. Поэтому мир рассматривается им в качестве
прекраснейшего божественного творения: "... по красоте и стройности вещей,
которые мы лицезреем, искусство и превосходство бога поражают нас" [3, с.
61]. Мир прекрасен,
и "даже тленность" всего
земного "не есть
доказательство" недостатка благородства. Это последнее положение особенно
важно: временное и тленное, оказавшись результатом "развертывания" вечного
первоначала, получает свое оправдание. Красота мира, проявляющаяся в
"универсальной связи" всего сущего, выявляет внутреннюю стройность
творения. Бог, говорит Кузанский, "пользовался при сотворении мира
арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией, всеми искусствами, которые
мы также применяем, когда исследуем соотношение вещей, элементов и движений"
[4, с. 106].
Гармония мира находит свое выражение и в человеке - величайшем из
божественных творений, в существе, которому суждено познать бога и
созданный им прекрасный мир. Антопология и гносеология Николая Кузанского
теснейшим образом связаны с его пантеистической онтологией и космологией.
2.5 Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие
природы и бога
Человеческая природа рассматривается Кузанским в качестве высшего и наиболее
значительного божественного творения: она "помещена над всеми творениями
бога". Как будто поставленный на определенной ступени иерархии человек
оказывается обожествленным и уже потому вне иерархическим существом:
природа его "заключает в себе умственную и чувственную природу и стягивает в
себе всю Вселенную: она есть микрокосм, малый мир, как называли ее с
полным основанием древние" [4, с. 119].
Характерное для всего сущего совпадение противоположностей находит свое
отражение и в человеческой природе. Соотношение "свернутого" в боге максимума
и "развернутой в космосе ограниченной бесконечности отражается и "малом"
мире" человеческой природы. "Она такова, - утверждает Кузанский, - что,
будучи возведена в соединение с максимальностью, становится полнотой всех
всеобщих и отдельных совершенств таким образом, что в человечестве все
возведено в высшую степень" [5, с. 55].
Но эта "полнота совершенства" есть на что иное, как божественность. Она
может быть свойственна лишь человеческой природе в целом, а не отдельному
человеку. Человек, поднявшийся до "соединения с максимальностью", "был бы
человеком так же, как и богом, и богом так же, как и человеком", он может
мыслиться только в качестве богочеловека [3, с. 63].
Подобное соединение божественной и человеческой природы возможно только в
"сыне божием", богочеловеке - Христе. Так учение Николая Кузанского о
человеке сливается с его христологией. Христология Николая Кузанского
неразрывно связана с его учением "о свертывании и развертывании"
божественного начала, о совпадении противоположностей - бесконечного
максимума и конечной природы - с пантеистическими тенденциями его философии.
Совершенная, абсолютная человеческая природа Христа есть "свертывание"
человеческой природы, подобно тому, как космос в "свернутом" виде содержится
в боге. Поскольку сущность человека воплощена во Христе, то человек
бесконечен; поскольку эта сущность ограничена в каждом отдельном индивиде,
человек конечен. Следовательно, по Кузанскому, человек - конечно-бесконечное
существо [2, с. 98].
Тенденция к отождествлению Иисуса с человечеством позволяет Кузанцу при
анализе микрокосма сместить акцент с идеи сотворенности человека, что
было присуще церковному учению, на идею творческой активности человека.
Человек в представлении философа не столько творение, сколько творец; именно
в этом видит Кузанец уподобление человека богу. С особой силой эта мысль
выражена в рассуждениях о свойствах человеческого ума, способного подняться к
бесконечному постижению мира на путях его познания.
2.6 Познание
Совершенно в духе передовых мыслителей Возрождения Кузанец видит цель в
познании, духовном освоении мира: "Всякий разумный дух стремится к
познанию. Ибо познание есть жизнь ума, та цель, к которой он стремится..."
[2, с. 99]. Возможность познания заложена в самой природе человеческого
разума. "Благородное подобие бога", человеческий ум именно в своей
познавательной деятельности осуществляет свое предназначение. Если бог
"развертывает" из себя мир, то человеческий разум развертывает из себя
"предметы рассудка" [2, c. 103]. Это, однако, не означает, что по Николаю
Кузанскому, в человеческом разуме уже заключены заранее готовые понятия, что
знание предшествует ощущению внешнего мира. "Развертывание" не есть и
субъективное "творение" понятий, речь идет о прирожденной человеку - по самой
человеческой природе - способности суждения. Осуществить эту способность,
"развернуть"
ее человек может только при
соприкосновении с миром
этой божественной книги, в которой бог раскрыл себя человеческому знанию.
Ум человека, единый по своей природе, обладает способностями [5, с. 56],
низшей из которой является ощущение с воображением. Эти способности
принадлежат единому по своей природе уму или духу.
Начало процесса познания невозможно без чувственного пробуждения. На основе
ощущений с помощью рассудка разум составляет себе понятие о вещах.
Воздействие вещей на ум человека через ощущения возможно благодаря наличию в
человеческом организме некоего жизненного "духа" - телесной субстанции,
связывающей по представлениям средневековой медицины и физиологии, ощущения с
разумной способностью человека [3, c. 65].Воображение служит посредствующей
ступенью между ощущением и рассудком. Рассудок есть проявление активной
способности человеческого разума. Будучи тесно связан с телом как орудием
познания, рассудок осмысляет полученные ощущением внешние впечатления и
позволяет, путем их логического различения и сопоставления, прийти к
более глубокому пониманию сути вещей. Однако и рассуждение не способно дать
полноты знания. К постижению истины ведет разумная высшая способность
человека - его разум, способный к интуитивному постижению. Он возвышается
над рассудочной деятельностью. Если рассудок не может идти выше и дальше
знания конечного мира вещей, то функция разума - высшее знание сущности
вещей и явлений, познание бесконечности. Рассудочное знание не может
постичь бесконечной сущности мира, оно не может постичь совпадения
противоположностей в "свернутой" природе максимума.
Онтологическому учению Кузанца о боге и космосе и их диалектической связи
соответствует и его гносеологическое представление о предмете познания.
"Существует лишь один объект для духовного видения и чувственного зрения,
- утверждает Кузанец, - первое видит то, как он существует в себе, второе -
как он познается посредством знаков. Единый объект есть "Сама Возможность"
[3, с. 65].
Итак, единый и единственный объект познания - пантеистически понятый и
истолкованный бог, трактованный в неразрывном единстве с чувственно
воспринимаемым миром природы [2, с. 100].
Чувственная познавательная способность направлена на "некий чувственный
предмет", но это - "тот же объект", но познаваемый "только тем способом,
которым он становится известным чувству посредством видимых знаков".
Эти рассуждения Николая Кузанского содержат постановку проблемы сущности и
явления. Интеллектуальным познанием постигается сущность вещей,
отождествляемая с "Самой Возможностью" (Бытие-Возможность, Неиное). Максимум
в других сочинениях Кузанца, определяющего этими понятиями бога как
бесконечную сущность вещей. Поскольку сущность вещей есть бесконечность, в
которой совпадают противоположности, процесс познания рассматривается как
раскрытие этого совпадения, как восхождение от знания конечных вещей к
постижению их бесконечной сущности.
2.7 Вера и знание
С пантеизмом Николая Кузанского связано и решение им важнейшего для
средневековой и ренессансной философской мысли вопроса о соотношении веры
и знания.
В основе учения Николая Кузанского о соотношении веры и знания лежит
представление о космосе, природе как "божественной книге", в которой бог
"раскрывает" себя человеческому знанию, и о боге как "свернутом" начале
Вселенной [3, с. 66]. Поэтому здесь нельзя ограничиться простым приведением
высказываний философа о приоритете веры.
Вера есть путь постижения бога в нем самом в "свернутом" виде. Но познание
"развернутого" мира, более того, познание бога, в результате чего
человеческий разум достигает объекта, переходя от конечных вещей к
бесконечной сущности, - есть дело разума, и верой оно заменено быть не может.
Николай Кузанский еще сформулировал учения о "двух книгах" (Писания и
Информация о работе Политическая деятельность Николая Кузанского