Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:32, реферат
Вернувшись на родину и проиграв здесь судебный процесс, затеянный его
покровителем-графом, Кузанец решил посвятить себя богословской деятельности.
В течение года будущий кардинал изучал богословие в Кельнском
университете, где значительным влиянием пользовались следовавшие
неоплатонической традиции средневековья сторонники Альберта Великого [2, с.
53]. Получив звание священника, в 1426 году Кузанец поступил секретарем к
папскому легату в Германии кардиналу Орсини.
1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского
Вернувшись на родину и проиграв здесь судебный процесс, затеянный его
покровителем-графом, Кузанец решил посвятить себя богословской деятельности.
В течение года будущий кардинал изучал богословие в Кельнском
университете, где значительным влиянием пользовались следовавшие
неоплатонической традиции средневековья сторонники Альберта Великого [2, с.
53]. Получив звание священника, в 1426 году Кузанец поступил секретарем к
папскому легату в Германии кардиналу Орсини. Став через некоторое время
священником, а затем деканом церкви св. Флорина в Кобленце, Николай не
утратил своего увлечения античностью. По примеру других гуманистов он
разыскивал в монастырских библиотеках древние рукописи; ему удалось найти 12
неизвестных в то время комедий Плавта.
Близко был знаком Кузанец и с крупными гуманистами того времени Амброджо
Траверсари (ум. 1439) и Лоренцо Валла (1407-1457). Именно благодаря
содействию Траверсари Николай Кузанский поступил на службу в папскую курию.
Необычайно одаренный, преданный церкви и энергичный священник делает
успешную церковную карьеру, много сил уделяя попыткам реформирования
церковных нравов и учреждений, и становится (в 1448 году) кардиналом.
Его многообразная церковно-политическая деятельность была направлена к
попыткам восстановления единства и авторитета католицизма, достижению мира и
согласия вероисповеданий. Например, когда в 1437 году церковное
руководство решило
послать в Константинополь
греками по поводу объединения западной и восточной церквей, в это посольство
включили и Николая, учитывая его прекрасное знание греческого языка.
Необходимо отметить, что Кузанец был к тому же знатоком арабского и
древнееврейского языков, что позволило ему глубоко вникнуть в существо
средневековой арабской и еврейской философии. В Константинополе он собрал
ценные греческие рукописи, которые привез в Италию. Возвращаясь из
Константинополя, после изучения работ Псевдо-Дионисия он приходит к одному
из основных положений своей философии - к идее совпадения противоположностей
[2, c. 13].
Кроме того, Кузанец ведет переговоры с гуситами в Чехии (результаты которых
были неудачными),
выдвигает планы имперских
развращенностью духовенства.
Благодаря покровительству пап (особенно папы гуманиста Пия II) Николай
Кузанский играл выдающуюся роль в церковно-политической жизни Европы своего
времени, вместе с тем уделяя большое внимание научным занятиям. В 1459 году
Кузанский даже замещал в Риме отлучившегося на некоторое время папу Пия II.
Уже на склоне лет Николай путешествовал по монастырям Германии с целью
реформировать их, чтобы удержать духовенство от падения нравов.
Видную роль играл Кузанец на Базельском соборе, куда прибыл в 1433 году.
Здесь он выступал
сначала как сторонник
папского абсолютизма, но затем встал на сторону папы Евгения IV. Возможно,
здесь сыграло роль покровительство римских пап этого времени гуманистам.
Николай, начиная с 1437 года и вплоть до своей смерти в Тоди в 1464 году,
связывает свою судьбу с римскими папами. При этом он отличался честностью
и принципиальностью и не боялся выступить с критикой папы и римской курии.
1.3 Гуманисты и Николай Кузанский
Связи Николая Кузанского с великими гуманистами Энеем-Сильвием Пикколомини
(впоследствии папой Пием II), с Лоренцой Валлой, Амброджо Траверсари и
другими не исчерпывались личным знакомством и дружбой.
Филологическая культура гуманизма сказалась в том, что кардинал из Кузы
изучил греческий язык и обратился к подлинным памятникам античной философии
(известно, что он читал в оригинале Платона и Прокла), а имевшие
прочную средневековую традицию "Ареопагитики" предпочитал читать в новом
латинском переводе, сделанном для него его другом гуманистом Амброджо
Траверсари. Но собственно филологические занятия играли для Кузанца роль
подсобную.
С гуманизмом Николая Кузанского связывает обращение к диалогической форме в
ряде важных его сочинений (цикл диалогов, объединяемых участием в них
"Простеца").
Само обращение в этих
"простака", которому
открыты глубочайшие истины
полемический, антисхоластический характер и, несомненно, связано с
гуманистической полемикой против "профессиональной" философии университетов.
Правда, стиль его латинских сочинений далек от легкости и изящества творений
итальянских гуманистов.
С гуманистами связывают Николая Кузанского и общность научных интересов,
углубленное внимание к проблемам астрономии, космографии, математики - при
этом речь идет не о "литературном", "филологическом" движении в гуманизме, а
о гуманистах-ученых, таких, как его друг и соученик Паоло Тосканелли.
Естественнонаучные и математические интересы Николая Кузанского ближе к
новой науки итальянского Кватроченто [3, c. 55], чем к схоластической науке
средневековья.
В области естествознания он идет дальше многих современников-гуманистов.
1.4 Естественные науки в творчестве Кузанского
Естественнонаучные принципы Кузанца во многом соответствовали духу времени.
Николай Кузанский выдвинул требование методического использования
математики, требование счета, взвешивания, измерения в деле познания
природы. Его сочинение "Об опыте со взвешиванием" являлось провозвестником
новой эпохи, эпохи господства науки и техники [2, с.19]. Николай ставит в
этой работе проблемы статики и динамики, экспериментальной физики. От
передовых ученых и художников своего времени он унаследовал принцип связи
теории и практики. Кузанец первым составил географическую карту Европы. Он
же предложил реформу юлианского календаря, давно нуждавшегося в улучшении,
которая была осуществлена лишь через полтора столетия.
Кантор, известный историк математики, отмечает весьма значительную роль
философа в истории математики, в частности, в решении вопроса о квадратуре
круга, об исчислении бесконечно малых величин. Впрочем, еще Бруно оценил
роль "божественного" Кузанца в области математики, назвав его
"изобретателем прекраснейших тайн геометрии" [1, с. 287].
Идеи Николая в области космологии в некотором отношении были революционнее
идей Коперника и подготовили учение Бруно о бесконечности вселенной, о
существовании обитаемых миров за пределами Земли.
Им оставлено обширное литературное наследие, включающее научные трактаты и
проповеди, сочинения по философии, богословию, по церковно-политическим
вопросам и объединяемое единой системой религиозно-философских воззрений.
1.5 Философия в творчестве Кузанского
Философские идеи развиты Николаем Кузанским в сравнительно небольшом
количестве произведений.
К главным философским
[3, с.53] трактат "Об ученом незнании" (1440), примыкающий к нему
одновременно написанный логико-философский трактат "О предположениях",
теологические трактаты "О сокрытом боге", "О поисках бога", "О сыновности
бога", "О подателе света", относящиеся к 1442-1445 годам; "О творении"
(1447) и содержащие
дальнейшее развитие его
ученого незнания" (1449), диалоги с участием "Простеца"; "О мудрости", "Об
уме", "Об опыте со взвешиванием", относящиеся к 1450 году, "О видении
бога" (1453), "О берилле" (1458), "О бытии-возможности" (1460), "О неином"
(1462), "Об охоте за мудростью" (1463), "О вершине созерцания" (1464).
Именно в этих сочинениях заключены основные идеи философского творчества
Николая - о совпадении противоположностей (coincidentia oppositorum), о
взаимосвязи (nexus) сущего, о бесконечности вселенной, о человеке как
микрокосмосе, кроме того, здесь наиболее ярко проявилась пантеистическая
традиция философии Кузанского. Например, в своем трактате "О
предположениях" Кузанец развивает учение о человеке, о познании человека, о
связи человека с абсолютом.
Вместе с тем, в своих проповедях и работах богословского характера ("О
католическом согласии", "О мире веры", "Построения" и др.) немецкий
кардинал выступает, скорее, как теолог, в большой мере отдающий дань
церковной традиции.
Таким образом, можно отметить, что философия Николая Кузанского наглядно
демонстрирует путь перехода от средневековых традиций к возрожденческим.
При этом главное философское открытие Кузанца состояло в развитии понятия
предела, которое он использовал в толковании природы Бога и геометрических
фигур
2 ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ
КУЗАНСКОГО
2.1 Проблема соотношения бога и мира
Центральной проблемой философии Николая Кузанского является проблема
соотношения бога и мира. Но его теоцентризм представляет собой явление новое
и совершенно чуждое всей традиции средневекового католического
богословия. Самоуверенному схоластическому "знанию" о боге и мире Николай
Кузанский противопоставляет концепцию "ученого незнания", давшего имя его
первому и важнейшему философскому труду.
Ученое незнание не есть отказ от познания мира и даже бога, это не уход на
позиции скептицизма. Речь идет о не возможности выразить полноту знаний в
терминах формальной схоластической логики, о сложности и противоречивости
самого процесса познания. Философ должен исходить в постановке и решении
проблемы мира и бога именно из своего "незнания", из несоизмеримости объекта
познания и прилагаемых к нему понятий и определений.
"Ученое незнание" есть отказ от господствовавшей в богословской мысли
Информация о работе Политическая деятельность Николая Кузанского