Петр I: модернизация России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:41, реферат

Описание работы

Цель, преследуемая данной работой: проанализировать ситуацию, имевшую место в 18-ом столетии в России. Выявить весь спектр проблем, рассмотреть способы их решения путем реформ, выявить слабые и сильные стороны реформ Петра в различных сферах общества, проанализировать последствия модернизации, сравнить ситуацию Петровскую с ситуацией современной. Рассмотреть возможность ориентации современной России на западные и восточные страны или же выбрать самобытный путь развития.

Содержание

I. Введение. Портрет Петра
II.Модернизация России Петром I:
1. Предпосылки петровских реформ
2. Экономическая реформа
3. Административная реформа
4. Реформа в области культуры и быта
5. Церковная реформа
6. Военная реформа
III. Итоги реформ
IV. Модернизация Петром I и особый путь России
V. Современные аспекты реформ
VI. Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Влияние реформ Петра I на историю Отечества.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

    В 1710г. была проведена подворная перепись населения и была установлена  особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались новые "доли" во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соответствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать определенное количество полков. Однако и эта реформа не дала желаемого эффекта, Северная война затянулась, и разместить в губерниях приписанные к ним полки не удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную почву для различных махинаций. Так, губернатор Казанской губернии Апраксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю фальшивые ведомости по ним, демонстрируя радение о казенной прибыли.

    Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного управления. В результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал.

    Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной  в руках "команды", которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией министров". Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711г., провозгласивший создание нового органа государственной власти - Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. Указ гласил: "Указ, что по отбытии нашем делать.

  • Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, тож и ябедником да последует;
  • Смотреть во всем государстве расходов и не нужные, а особливо напрасные, отставить;
  • Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны;
  • Дворян собрат молодых для запасу в офицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать; також тысечю человек людей боярских грамотных для того ж;
  • Векселя исправить и держать в одном месте;
  • Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и освидетельствовать;
  • О соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли у оной;
  • Торг китайской, сделав компанию добрую, отдать;
  • Персицкой торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подату охоту для большего их приезду. Петр. " В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как самому царю.

    Для установления жесткого контроля над  управлением Петр в 1711г. создает  систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю обо всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практически безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов.

    Стал  печально известен этим обер-фискал Нестеров. Однако на этом Петр не остановился - в 1722г. вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Главная его роль заключалась в надзоре за Сенатом, теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной власти была резко снижена. Но новый централизованный аппарат власти с учреждением Сената еще только начинал создаваться, и образцом для дальнейшей реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта.

    Шведская  государственная система была построена  на принципах камерализма - учения о  бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе в XVI-XVII вв. Камерализм содержал ряд черт, весьма привлекательных для Петра:

    1) Это функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере;

    2) Это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установления единообразия штатов и жалованья.

    Используя шведский опыт и шведские образцы, Петр, как правило, вносил обусловленные особенностями России изменения. Указ Петра от 28 апреля 1718г. гласит: "Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которые пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства несходны и оные ставить по своему рассуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть".

    В 1712г. у Петра появляется идея создать  по шведскому образцу коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23 марта 1715г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязанностей: Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер - и Коммерц-коллегии. Реформа началась в конце 1717 - начале 1718 гг., когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717г. назначаются президенты и вице-президенты коллегий (см. таблицу 1 в приложении).

    Документ  от 12 декабря 1718 года: "Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляли, надлежит...

  • Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякия иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и посланников, и приезды курьеров и иных иноземцев.
  • Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение доходов денежных всего государства.
  • Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судные и розыскные дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.
  • Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.
  • Воинской. Армия и гарнизоны, и все воинские дела, которые были ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве.
  • Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлении.
  • Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действиями.
  • Штатс-контор (Казенный дом). Ведение всех государственных расходов.
  • Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочие ремесла и рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия".

    С появлением коллегий прекращали свое существование многие из сохранившихся  еще приказов, а некоторые из них вошли в состав новых учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью коллегиальной системы стало более четкое разграничение сфер деятельности и совещательный порядок ведения дел. Сам Петр писал: "В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный увидит". Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при жизни Петра неоднократно изменялся. В 1721г. была образована Духовная коллегия - Синод, который был выведен из подчинения Сената, в 1722 г.

    Берг  и Мануфактур-коллегия была разделена  на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-коллегии получила статус коллегии.

    В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определяющий штаты коллегий, окончательно разграничивавший их функции и компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г.

    После учреждения коллегий Петр решил по шведскому образцу реформировать  и местное управление. Началась очередная реформа местного административно-территориального устройства. В 1719-1720 г. были отменены "доли" и должности Лантратов, губернии теперь делились на провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.

    Городское управление было передано в руки городских  верхов. Должность бурмистров отменялась. Все посадское население делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских) , 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и "подлый люд", составлявший подавляющее большинство городского населения. Правом выбора в новые органы городского самоуправления - магистраты - получили лишь представители "регулярного" населения - члены гильдий, избираться могли лишь члены 1-ой гильдии. Деятельность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720 г. Главный магистрат.

    Наряду  с разделением городского населения, были проведены преобразования и  в отношении многочисленного класса некрепостного населения - оно объединялось в сословие государственных крестьян со значительным сужением прав и возможностей. Переписью 1719-1724 гг. было ликвидировано холопство путем слияния его с крепостными  крестьянами.

    Новая система органов управления создала  мощный слой чиновничьего дворянства в России, сложился разветвленный дворянско-бюрократический аппарат. После полного уравнения земельных владений дворян (поместий) и бояр (вотчин), дворянское землевладение окончательно превратилось в господствующее. Причем указ о майорате 1714г. предотвратил дроблений владений. Но эта мера полностью реализована не была.

    Своеобразным  итогом административных преобразований Петра I стала принятая в 1722 г. Табель о рангах – свод законов о порядке государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить, и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выходцев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присвоение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы управления. Петр отмечал в указе о Табели: "Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат". По Табели все должности делились на шесть частей - военные (сухопутные, гвардия, артиллерия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов (выдержки из Табели о рангах см. в таблице 2 в приложении).

    Многие  историки считают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ. Известный российский историк В. Я. Уланов писал: "Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени". 
 
 

    4. Преобразования в области культуры и быта.

    Процесс европеизации России в эпоху Петра  Великого - наиболее противоречивая часть  Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной. В. Я. Уланов писал: "Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была признана созидательной силой не только в области специальной техники, но и в ее широких культурно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу... но и по отношению к широким массам народа".

    Важнейшим этапом в проведении реформ стало  посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России.

    В 1701г. в Москве, в Сухаревой башне  открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики... ". В 1711г. в Москве появляется инженерная школа.

    Петр  стремился к тому, чтобы как  можно скорее преодолеть возникшую  еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.

    В 1703г. в Москве выходит первый номер  газеты "Ведомости" - первой русской  газеты, в 1702г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра. Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделанное российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г. выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских. Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса. 
 

Информация о работе Петр I: модернизация России