Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:39, реферат
На политической арене действовали в это время, конечно, не только представители революционного движения. Но политические деятели, принадлежавшие к противостоящему большевикам лагерю, ранее изображались, как правило, искаженно. Между тем на исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные исторические личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов и стремившиеся реформировать Россию бескровным, не революционным путем. Среди них - С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.
Введение……………………………………………………………….…3
Глава I. Реформы С. Ю. Витте……………………………………….….4
Глава II Реформы П. А. Столыпина.......................................................12
Глава III. Сравнительный анализ…………………………………...…..19
Заключение…….………………………………………………………....22
Библиография………………………………………………………….....23
Был и ещё один вопрос, который был частью аграрной реформы. В начале прошлого столетия в России остро стояла проблема нехватки земли. При крайне низкой производительности труда, отсутствии квалифицированных специалистов в области сельского хозяйства и других слабых мест российского аграрного сектора проблема не только не искоренялась, но также и усугублялась с каждым годом. В результате роста численности населения, подстёгиваемого экономическим развитием, нехватка земли ощущалась всё более остро, и возникало так называемое аграрное перенаселение, что усугубляло социальную напряжённость в деревне.
Поскольку стержень реформы – ликвидация общины – не мог возыметь немедленных результатов, составной частью реформы также стала государственная поддержка и субсидирование крестьян, пожелавших переселиться на малоосвоенные земли в Сибирь и введение в оборот государственных и банковских земель21.
Далее по тексту привожу перечень конкретных мер, применённых Столыпиным для внедрения аграрной реформы. 12 августа 1906 года Крестьянскому поземельному банку передали для продажи неимущим крестьянам государственные земли. Начиная с 3 ноября 1905 года проводилось поступательное уменьшение выкупных платежей крестьян, а с 1 января 1907 года их аннулировали полностью. В этот же день был подписан государев указ о субсидировании Крестьянским банком малоземельных крестьян.
9 ноября 1906 года последовал указ о крестьянском землевладении и землепользовании. Этот правовой акт дал возможность каждому члену общины закрепить за собой в собственности весь свой надел. По сути дела, крестьяне второй раз за историю России были освобождены, но на этот раз от цепей сковывавшей их общины.
В указе было сказано, что выход из общины осуществляется в месячный срок после подачи заявления по приговору 2/3 голосов, причём община выделяет уходящему крестьянину конкретный участок земли и назначает нужную доплату. Если же необходимого количества голосов не набирается, то все полномочия в этом вопросу переходят к земскому начальству.
Наконец,
14 июня 1910 года был издан Закон
об изменении и дополнении и дополнении
некоторых постановлений о
Также имеет значение закон от 19 мая 1911 года, позволявший крестьянам покинуть общину, если за них проголосует простое большинство голосов, а не 2/3, как это было ранее.
К
тому моменту, как механизм реформы
был полностью запущен в
В целом за годы реформы из общины вышло около 3 миллионов крестьян, а вместе с ними – 22% всей земли.23
Вырастали сельскохозяйственные показатели. Например, сбор хлеба вырос в 1913 году до 5,6 млрд. пудов (86млн. тонн) в год, против 4 млрд. пудов в начале века. Посевные площади выросли на 14%, в том числе в черноземной полосе – на 8%, в Сибири – на 71%, на Северном Кавказе – на 47%.
За период реформы на 342% возросло производство и импорт сельскохозяйственных машин. В Сибири вооруженность сельского хозяйства техникой и инвентарём была выше, чем в Европейской части.24
В
некоторых южных районах (Бессарабия,
Полтава) община полностью исчезла.
В таких районах как Курская,
Орловская губернии она перестала
занимать главенствующее положение. Однако
в таких районах, как Север
Европейской части России, Юго-Восток,
Северо-Запад процесс
Решение еврейского вопроса
Осенью
1906 года после очередного заседания
Совета министров Столыпин удалил всех
чиновников и предложил министрам
обсудить вопрос особой конфиденциальности.
Он говорил о необходимости отмены
некоторых ограничений в
Привожу примерный перечень предложений Совета министров:
Законопроект
о снятии с евреев большинства
ограничений был составлен. Было
решено провести его по 87 статье, то
есть через одобрение монархом. Николай
высочайше одобрил закон, однако
в последний момент отозвал своё
одобрение под предлогом
Как это не прискорбно, но ни на одном из заседаний четырёх созывов российской Государственной Думы вопрос рассмотрен не был. Столыпин пытался оказать некоторое давление на парламентариев, чтобы ускорить проведение законопроекта, но все его попытки остались безуспешными. В то же время он не мог принимать решительные меры, поскольку злые языки могли его обвинить в особой поддержке еврейского населения, что стало бы поводом для всяческих слухов, а такой поворот событий был для премьера нежелателен.
Реформа Западного земства
Вопрос западного земства – проявление актуальной ещё в первой половине XIX века «польской проблемы». Поляки, будучи разделёнными и фактически лишёнными государственности, они постоянно проявляли русофобские настроения, пытались бунтовать, совершать восстания, подобные восстанию 1863 года и всячески проявляли свои негативные настроения по отношению к России. Более того, элита Царства Польского продолжала негласно предъявлять претензии на Украину и Белоруссию, некогда бывших польскими землями.
В рамках политики «разумного национализма» Столыпин задумал повысить «качество» представителей девяти западных губерний: Виленской, Ковенской, Могилевской, Минской, Витебской, Киевской, Подольской и Волынской25 - путём изменения избирательного закона о выборах в Государственный совет.
По старому законодательству выборы в Госсовет производились местными землевладельцами, которые в основном были поляками, а следовательно, и представители в Госсовете оказывались поляками. Такое положение было недопустимо, поскольку в западных губерниях поляки составляли 4% от общего состава населения.
По законодательному предложению планировалось разделить указанные девять губерний на три избирательных округа. Съезд землевладельцев делился на два: польский и русский, который выбирал 20 выборщиков, причём поляки выбирали по одному члену Госсовета, а русские – по два. Таким образом, гарантировалось избрание в Госсовет шести русских и трёх польских членов.
17
июля 1909 года закон вступил в
силу, но с некоторыми поправками.
Земства было решено ввести
в шести губерниях из девяти.
В трёх губерниях Северо-
Только весной 1910 года Государственная дума начала обсуждения нового закона о земстве в западных губерниях. 7 апреля особой комиссией при думе по местному самоуправлению был представлен доклад.
Сам
Столыпин считал вопрос Западного земства
чуть ли не самым ключевым за путь даже
небольшую истории
В заключении темы я хочу провести сравнительный
анализ двух реформаторов и их реформаторской
деятельности: С.Ю.Витте и П.А. Столыпина.
Для начала выделим основные позиции сходства.
После
обозначения основных позиций сходства
выделим различия великих персоналий
Витте и Столыпина, а также их реформаторской
деятельности.
Столыпин был
ярым противником войны, если не окончательно
убеждённым пацифистом. Он также полагал,
что бунты и восстания для
России – смертельный яд. Пётр Аркадьевич
сказал: «Тридцать спокойных лет
и вы не узнаете России». Мы не можем
сказать относительно Витте, что
он был настолько против войны
и занимал такую особо жёсткую
позицию по поводу восстаний. Он известен
как миротворец в случае с Портсмутским
мирным договором, но здесь он утверждал,
что: «Я спас самодержавие и Россию
от краха», а не ссылался, подобно
Столыпину, на идеалы мира и спокойствия.
Как известно, за подписанный в
Портсмуте договор Витте
Информация о работе Организационно-управленческая деятельность С.Ю. Витте и П.А. Столыпина