Николай 1 и его политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:51, реферат

Описание работы

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы усилить Россию как великую державу, по праву занимавшую одну из ведущих мест среди европейских государств. Отождествляя Россию с самодержавием император Николай 1 стремился укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, усовершенствовать его в соответствии с потребностями времени. Важным рубежом в политике стал 1825 год так как восстание декабристов привело к усиление ее реакционного характера.

Работа содержит 1 файл

Николый первый.docx

— 36.39 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы усилить Россию как великую державу, по праву занимавшую одну из  ведущих мест среди европейских государств. Отождествляя Россию с самодержавием император Николай 1 стремился укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, усовершенствовать его в соответствии с потребностями времени. Важным рубежом в политике  стал 1825 год так как восстание декабристов привело к усиление ее реакционного характера.

Одной из главных проблем  была структура государственного управления, решение этой проблемы правительство  видело в углублении централизации  административного аппарата, в создании кадров образованных, профессионально  грамотных чиновников, преданных  лично императору и материально  зависящих от получаемого жалованья.

Цель своей политики Николай 1 видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении  в нее революционной «заразы».

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО КУРСА ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ.СОБСТВЕННАЯ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ

Тридцатилетнее царствование Николая I (1825—1855) — это период наивысшего могущества самодержавной власти. Вступление нового императора на престол было омрачено трагическими событиями на Сенатской площади, которые оставили неизгладимый отпечаток на его характере и мировоззрении. Николай I смог убедиться, сколь серьезная опасность для монархической власти, в легитимности которой он не сомневался, может исходить со стороны общественных сил, желавших преобразований.

Главную угрозу незыблемым вековым устоям России самодержец видел  в духе вольномыслия, исходившем из Европы. Николай сделал из восстания  декабристов соответствующие выводы: необходимы реформы общественного  строя и правительственного аппарата, четкие и ясные законы, чтобы не допустить подобного впредь.

При Николае I роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Государственный совет сохранял лишь законосовещательные функции при царе, а Сенат разделялся на Правительствующий (высший орган исполнительной власти) и Судебный. Внешне здесь воплощался буржуазный принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, но не для ограничения самодержавия, а для того, чтобы упрочить его путем более четкого разграничения функций между всеми властями (одинаково бесправными перед самодержцем), что позволило бы усовершенствовать работу бюрократического аппарата.

Все высшие бюрократические  посты занимали любимцы царя, лично  ему преданные свитские генерал  и флигель-адъютанты. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись лично царю.

В царствование Императора Николая I последовали существенные изменения в организации государственного совета: сюда относится упразднение  в 1826 году комиссии составления законов  и перенесение всех ведавшихся здесь  дел во второе отделение собственной  Его Императорского Величества канцелярии.

 В 1835 году несколько  новое устройство получила комиссия  прошений, организовавшись в самостоятельное  учреждение. В 1832 году в государственном  совете был образован новый  департамент — дел царства  польского, упраздненный в 1862 году, а в 1861 году к составу  государственного совета присоединен  вновь открытый «главный комитет  об устройстве сельского состояния», в последствии также упраздненный, в виду передачи дел по крестьянскому  управлению в ведение сената

Система министерств, созданная  при Александре I, была частично подменена  разросшейся Собственной Его  Императорского Величества канцелярией. Она разделялась на несколько  отделений, ведавших политическими, общественными  и духовными делами страны.

Собственная Его Величества канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления. Канцелярия состояла из шести отделений: первые три были образованы в 1826 г., четвертое - в 1828 г., пятое - в 1836 г., шестое - в 1842г.

 

Первое отделение

 В царствование Николая I занималось подготовкой высочайших указов, приказов и рескриптов, контролем за их исполнением, представлением государю докладов и прошений.

Отделение в 1882 году вновь  получило наименование Собственной  Е. И. В. канцелярии, которая выполняла  функции личной канцелярии императора. К её ведению относились исполнение получаемых от государя повелений и  поручений, изготовление в некоторых  случаях высочайших указов, рескриптов, приказов, грамот; представление государю поступавших в канцелярию на высочайшее имя бумаг по некоторым из высших государственных учреждений, а также  донесений начальников губерний и объявление, в иных случаях, монаршей воли по означенным представлениям;

Рассмотрение ведомостей о неисполненных высочайших указах и повелениях; рассмотрение и представление на усмотрение императора ходатайств благотворительных учреждений, не состоявших в прямом ведении министерств или главных управлений (прежде всего — находившихся под покровительством высочайших особ); первоначальное рассмотрение и дальнейшее направление вопросов, касающихся общих, преимущественно формальных условий гражданской службы, а также наград; другие вопросы, связанные с внутренней работой Собственной канцелярии. контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников.

Второе отделение

 Второе отделение Собственной  Е. И. В. канцелярии было образовано 4 апреля 1826 г. взамен состоявшей  при Государственном Совете «комиссии  составления законов». Это отделение  имело своей целью, в противоположность  прежней комиссии, не сочинение  новых законов, а приведение  в порядок действующих. Задача  кодификации встала уже не  в первый раз со времен Соборного  Уложения 1649г, но впервые сам  Император взял дело под личный  контроль.

Третье отделение

В 1826 г. Особая канцелярия Министерства внутренних дел, занимавшаяся вопросами  политической и государственной  безопасности, включается в структуру  Собственной Его Величества канцелярии - именно тогда возникло известное  Третье отделение Собственной Его  Величества канцелярии. В задачи отделения  входили руководство полицией, борьба с революционерами, сектантами и  раскольниками, высылка и размещение «подозрительных людей», управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами.

Структура Третьего отделения включала пять экспедиций:

первая (секретная) вела непосредственную борьбу с революционным движением, осуществляла следствие по политическим делам, наблюдала за деятельностью  революционных организаций и  отдельных лиц. В своей работе она опиралась на разветвленную  агентурную сеть;

вторая экспедиция вела борьбу с религиозными и должностными преступлениями. В ее ведении находились политические тюрьмы Шлиссельбургская и Петропавловская  крепости, Алексеевский раве-лин;

третья экспедиция организовывала наблюдение за иностранцами, проживавшими в России;

Третье отделение, созданное  для руководства борьбой с  государственными преступлениями, состояло из восьми отделов: первый ведал сбором данных полиции по вопросам, подведомственным отделению, второй осуществлял контроль за деятельностью религиозных сект и раскольников, третий занимался  вопросами подделки денег и ценных бумаг, четвертый осуществлял организацию  работы по надзору за определенными  категориями граждан, пятый руководил  административной высылкой поднадзорных, шестой осуществлял наблюдательное производство за местами лишения  свободы, седьмой организовывал  наблюдение за иностранными гражданами, восьмой занимался статистическими исследованиями и обобщениями.

четвертая вела борьбу с  крестьянскими волнениями и выступлениями;

пятая экспедиция (созданная  в 1842 г.) осуществляла цензуру.

В связи с изменением подчиненности  Особой канцелярии Министерства внутренних дел и ее вхождением в состав Собственной  Его Величества канцелярии изменилась и структура Третьего отделения, состоявшего к 1826 г. из восьми отделов. Третье отделение подчинялось непосредственно  императору. Интересующие сведения оно  могло затребовать у любого министра, генерал-губернатора и губернатора.

В 1827 г. создан специальный  жандармский корпус, составивший  вооруженную и оперативную опору  Третьего отделения. В 1836 г. было принято  Положение о Корпусе жандармов. Создавалась сеть жандармских округов, подчинявшихся главному жандармскому управлению. На местах существовали губернские жандармские управления и городские  команды жандармов (в губернских, портовых городах и крепостях). В  задачи жандармских команд входили  «усмирение буйства и восстановление нарушенного повиновения», «рассеяние законом запрещенных скопищ».

Четвертое отделение

 занималось благотворительными  учреждениями и женскими учебными  заведениями.

Пятое отделение

отделение было специально создано для подготовки проекта  реформы по управлению государственными крестьянами.

Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.СИСТЕМАТИЗАЦИЯ  СВОДОВ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

Император Николай I, продолжая дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов, а не нового Уложения. Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826 г.).

Николай I неизменно объявляли  при вступлении на престол о своем  желании обеспечить законность и  ограничить произвол различного рода властей. Но юридическая практика  сталкивалась с тем, что никто  не мог назвать количество действующих  узаконений, ручаться в достоверности  того или иного правового акта, на основе которого решались дела в  высших государственных учреждениях, не говоря уже о присутственных местах отдаленных губерний.

При составлении Полного  собрания законов Российской империи  было собрано свыше 53 тыс. узаконений, хотя при дальнейшей проверке выяснилось, что их было около 30 тыс., т.е. действующими считалось почти в два раза больше так называемых законов. Проблема систематизации законодательства в  начале второй четверти XIX в. обострилась  и выделилась в число приоритетных направлений юридической политики Российского государства.

Подходы к месту и роли систематизации российского законодательства  определил М.М. Сперанский. Необходимо особо отметить, что в 1811 г. издается «Общее учреждение министерств» - документ, подготовленный М.М. Сперанским. На основании  этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно  подчиненная верховной императорской  власти.

Он в январе 1826 г. представил Николаю I две записки - «Краткое историческое обозрение комиссии составления  законов» и «Предположения к окончательному составлению законов» - с конкретными  предложениями продолжить работу по систематизации узаконений.

По его мнению необходимо было разобрать весь накопившийся законодательный  массив страны и начать с хронологической  инкорпорации российских узаконений. Результатом этого первого этапа  должно было стать Полное собрание законов Российской империи.

 Следующим этапом должна  была стать тематическая инкорпорация  государством законодательства  России на уровне Свода законов,  отдельные части которого (на  уровне тематической, отраслевой  консолидации) объединили бы отраслевое  законодательство.

Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел  собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного  Уложения, затем привести их в определенную систему и, наконец, на базе всего  этого издать новое Уложение. В  таком порядке работа эта и  развернулась.

В середине 1826 г. в соответствии с планом Сперанского было начато составление Полного собрания законов. В связи с тем, что действующим  в России считалось законодательство с Соборного уложения 1649 г. оно  и было отправной точкой в составлении  Полного собрания законов. Сперанский указывал, что «все законные книги  разделены на две главные эпохи.

Первая начинается с 1649 года, и продолжается по 12 Декабря 1825, т.е. по день, когда издан первый манифест ныне благополучно царствующего государя императора (Николая I. – С.К.). Сия  эпоха, заключающая в себе 176 лет, составляешь Первое Собрание. Началом  ее принято Уложение, потому что  все законы и указы, прежде его  состоявшиеся, признаются у нас недействительными. Вторая Эпоха начинается с окончанием первой; она будет составлять Второе Собрание.

 

Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно  включило в себя все нормативные  материалы с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные  в хронологическом порядке. Таких  актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. Впоследствии ПСЗ  дополнялось текущим законодательством. Так появились второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого же года.

ПСЗ все-таки было не совсем полным собранием законов. Некоторые  акты кодификаторам не удалось найти. Дело в том, что государственные  архивы России находились в скверном состоянии. Ни в одном из них не было даже полного реестра существующих законов. В некоторых же случаях  отдельные акты умышленно не вносились  в ПСЗ.

Информация о работе Николай 1 и его политика