Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 21:22, реферат
25 ноября 2010 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского врача и ученого, крупнейшего хирурга своего времени, основоположника современной военно-полевой хирургии, организатора военной медицины, анатома и патолога, педагога и общественного деятеля — Николая Ивановича Пирогова.
1. Введение 2
2. Годы юности 2
3. Профессор в Дерпте 4
4. Профессор в Петербурге 7
5. На кавказском театре военных действий 12
6. В Севастополе 14
7. Организатор женской помощи больным и раненым на поле боя 16
8. На поприще народного образования 18
9. Руководитель молодых русских ученых за границей 19
10. Сельский врач. На фронтах двух войн 21
11. Последние годы жизни. «Дневник старого врача» 24
12. Заключение 26
13. Литература 28
8) установка на профилактику и на лечение болезней в их начальных стадиях;
9)
принцип откровенного
Из воспоминаний Н. И. Пирогова и свидетельств других лиц мы знаем о крупных недостатках в постановке медицинского, в частности хирургического, образования в России в первой половине XIX столетия. Значительные сдвиги в этом отношении произошли в 40-х и 50-х годах именно благодаря Н.И. Пирогову. Недаром один из его учеников, П. С. Платонов, бывший в 1858-1859гг. в заграничной командировке, в своем «Отчете» констатирует, что «...порядок, существовавший в наших академических клиниках, совершенно сходен с порядком самых лучших европейских... Что же касается знаний у студентов, то подготовка русских была лучше заграничных...».
Помимо преподавания в госпитальной хирургической клинике, Николай Иванович, как уже говорилось, вел занятия в Институте практической анатомии. Здесь за пять лет (1846-1851) студенты под его непосредственным руководством сделали 2000 патологоанатомических вскрытий. Здесь же он читал врачам курс оперативной хирургии и экспериментировал.
Слава Н. И. Пирогова как клинициста была огромна: некоторые студенты старались перейти из других учебных заведений в академию, чтобы пройти пироговскую школу.
Профессор В. М. Флоринский, состоявший студентом Медико-хирургической академии с 1853 по 1858 год, пишет о «.. необычайном даре преподавания и несравненной технике Николая Ивановича в производстве хирургических операций».
Однокашник Н. И. Пирогова профессор Ф. И. Иноземцев с глубоким уважением говорил о своем друге - блестящем ученом и неутомимом труженике. При описании истории болезни одной из своих больных Ф.И. Иноземцев подчеркивает: «Пирогов мастерски отрезал ей ногу на протяжении бедра».
Доктор Н. К. Беркут вспоминает, как будучи проездом в 1847 г. в Москве, Н. И. Пирогов присутствовал на операции, которую делал молодой хирург Бекетов. По молодости лет он хотел блеснуть своим мастерством, удивить знаменитого гостя тем, как быстро и ловко извлечет он камень из мочевого пузыря. Однако, введя в пузырь инструмент, он не сумел извлечь камня и очень смутился. Тогда Н. И. Пирогов взял у него инструмент и, сказав, «Да вы не вошли в пузырь», тут же вынул камень.
Этот выдающийся врач-практик, хирург-оператор с самого начала своей врачебной деятельности боролся за неотрывность практической медицины от ее основ - анатомии и физиологии. Поэтому Н. И. Пирогова считают основоположником анатомо-физиологического направления в русской медицине.
Оторванность хирургов, особенно в Западной Европе, от анатомии и физиологии побуждала Н. И. Пирогова всемерно развивать свои исследования в этой области. При этом он изучал анатомию с прикладной целью так, как это нужно для клинической практики: «только тогда, - писал он, - применение анатомии к хирургии могло дать существенные результаты, когда занимающийся имеет всегда в виду главную цель применения - постель больного».
Значение, которое Н. И. Пирогов придавал знанию анатомии в деятельности практического врача, он подчеркнул в своем рапорте об организации анатомического института (1844). Он писал там, что «анатомия не составляет, как многие думают, одну лишь только азбуку медицины, которую можно без вреда и забыть, когда мы научимся кое-как читать по складам, но что изучение ее так же необходимо для начинающего учиться, как и для тех, которым доверяется жизнь и здоровье других».
Поэтому - то Н. И. Пирогов так много внимания в своей исследовательской работе в Дерпте и в Петербурге отдает анатомии. Несмотря на то, что Пирогов никогда не был профессором анатомии, никогда не преподавал анатомию как науку и учебную дисциплину, он является автором непревзойденных и в настоящее время атласов прикладной анатомии. К сожалению, его анатомическое наследие до сего дня по-настоящему не изучено, так как атласы сохранились лишь в единичных экземплярах и представляют библиографическую редкость; они недоступны рядовому научному работнику и практическому врачу.
Для создания атласов Н. И. Пирогов вместе со своими помощниками-анатомами и художниками - изготовил большое число анатомических препаратов; он тщательно проверял рисунки, изображавшие эти препараты.
Им были разработаны два оригинальных метода:
1)
метод ледяной анатомии, т. е.
изучение анатомии на
2) метод ваяльной (или скульптурной) анатомии.
Именно эти методы позволили по-новому представить анатомические взаимоотношения органов и развить то направление прикладной анатомии, которое было начато первым трудом Н. И. Пирогова - «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций».
Для того чтобы помочь судебно-медицинским врачам, производящим вскрытия трупов, он дважды издал (в 1846 и 1850 гг.) небольшие атласы для врачей этой специальности.
Наконец,
большим достижением ученого, удостоенным
Демидовской премии Академии наук, была
монография «Патологическая анатомия
азиатской холеры» с атласом из 80 рисунков,
изображающими макроскопические и микроскопические
изменения органов человеческого тела,
вызванные этим тяжелым заболеванием.
Этот атлас и текст основаны на изучении
500 трупов людей, погибших от холеры в эпидемию
1848 г.
На кавказском театре военных действий
Во время службы в Медико-хирургической академии Н. И. Пирогов начинает свою деятельность на войне. Самоотверженная и плодотворная работа заслуженно принесла ему мировую славу виднейшего военно-полевого хирурга.
Изобретен благодетельный для больных способ общего обезболивания эфиром. Сразу же по получении сведений об этом Н. И. Пирогов вместе со своими помощниками ставит 60 опытов на животных для проверки и освоения метода. Затем он проверяет действие серного эфира на самом себе, на своих помощниках и на 40 здоровых людях-добровольцах. 14 февраля 1847 г. он впервые применяет наркоз при операции на больных. За три месяца он проводит операции под наркозом 50 больным. Эффект от применения эфира - чрезвычайный. Научную и практическую ценность этого открытия трудно переоценить.
Н. И. Пирогов предлагает свой оригинальный способ наркоза посредством введения эфира через прямую кишку. На основе экспериментальных исследований он публикует замечательные работы, в которых говорит и о возможности вводить наркотические вещества в кровеносные сосуды и в дыхательное горло. Значительно позже эти его предложения получили развитие. Научные работы Н. И. Пирогова по наркозу были первыми наиболее значительными исследованиями в этой области. До этого было известно только, что после вдыхания паров эфира больной становится «бесчувственным».
Через короткий срок - летом того же 1847 г. - Николая Ивановича командируют на театр военных действий в Дагестан. Цель поездки была определена довольно узко: инструктировать военных врачей по применению обезболивания, до тех пор никем и никогда не испытанного в военно-полевых условиях. Однако фактически Н. И. Пирогов значительно расширил рамки своего задания и провел исключительно цепную работу, давшую много нового и полезного для военно-полевой медицины.
Проездом через Москву он демонстрирует эфирный наркоз - делает ампутацию бедра больной, лечившейся у Ф. И. Иноземцева, о чем уже было сказано.
В июле 1847 г. Н. И. Пирогов приступает к работе в боевых условиях при осаде русскими войсками укрепленного аула Салты. Здесь для оказания хирургической помощи раненых перевозили на местных транспортных средствах в ближайшие военные госпитали. После же приезда Пирогова при штабе отряда был развернут полевой лазарет, размещавшийся в нескольких шалашах из ветвей, покрытых соломой. Раненых клали на две длинные скамьи, сложенные из камней и покрытые соломой. Подушек не было, вместо них использовали солому и собственные вещи раненых. Здесь на каменных скамьях и производились операции и перевязки, причем медицинский персонал вынужден был при этом стоять на коленях.
Для эвакуации тяжело раненых в трудных горных условиях применялись ручные носилки, причем на каждые носилки приходилось брать по 12 носильщиков. Раненых перевозили также верхом на лошадях или же на азиатских вьючных носилках, подвешивавшихся к двум лошадям цугом.
Тяжелые условия, в которых работали хирурги, осложнялись тем, что после первого и второго штурмов аула стало поступать большое число раненых. Шалаши были переполнены, и Н. И. Пирогов был вынужден укладывать раненых в обычных солдатских палатках. Раненые сильно страдали из-за холода, чрезвычайно неблагоприятными были гигиенические условия. Не удивительно, что в таких условиях у раненых нередко развивались газовая гангрена и заражение крови. Эти осложнения ран вообще в те годы были очень часты и в большинстве случаев приводили к смерти.
Вернувшись к 1848 г. в Петербург,
Н. И. Пирогов написал «Отчет о путешествии
на Кавказ». Это была большая научная работа,
изданная на русском языке и в переводе
на французский. «Отчет» является первым
из нескольких трудов Николая Ивановича
по полевой хирургии и военной медицине.
В Севастополе
Следующим этапом деятельности Пирогова как военного врача явилось его участие в Крымской кампании. В течение1855 г. он совершил две поездки в Севастополь. Это были поистине героические месяцы: вместе с защитниками города он переносил чрезвычайные лишения и в тяжелейших условиях пытался по-настоящему организовать сортировку раненых, наладить их правильную эвакуацию и оказание хирургической помощи.
Своей деятельностью в этот период Н. И. Пирогов показал первенствующее значение организационных мероприятий в военно-полевой хирургии, выявил закономерности, вызываемые общей тактической и санитарной обстановки. Его неоспоримой заслугой является разработка способа сортировки раненых, применение впервые в мире в массовом масштабе неподвижной гипсовой повязки как транспортного и лечебного средства, разработка учения о боевых повреждениях, четкое определение общей и местной реакции организма на ранения.
Надо отметить, что принципы военно-полевой медицины, выдвинутые Н. И. Пироговым, сохранили свое значение до настоящего времени. Творчески развитые медицинской службой Советской Армии в период Великой Отечественной войны, они позволили спасти жизнь и вернуть трудоспособность многим тысячам раненых. Многие известные зарубежные хирурги до сих пор признают авторитет Н. И. Пирогова в вопросах военно-полевой хирургии и изучают его труды.
В Крымской кампании полностью проявился талант Пирогова как организатора военно-медицинского дела, его патриотизм, принципиальность.
Н. И. Пирогов выдвинул в эти годы идею выжидательно-сберегательного лечения, которая противопоставлялась им стремлению хирургов сразу же прибегать к оперированию пострадавших. Ему приписывают такое высказывание: «Хорошего хирурга узнают по тем операциям, которые он не делает». Может быть Пирогов и не говорил этих слов, но во всяком случае они верно отражают взгляды великого хирурга.
При наиболее частых повреждениях - осложненных переломах костей рук и ног - в зависимости от показаний он рекомендовал:
1) выжидание - консервативное лечение;
2) удаление осколков и инородных тел;
3)
наложение неподвижных
4)
ранние или поздние
5)
поздние (мы бы сказали,
Сберегательное лечение он мыслил только в сочетании с тщательной иммобилизацией (т. е. обеспечением покоя поврежденной конечности путем наложения шин и гипсовых повязок). Даже в тяжелых случаях переломов верхней трети бедра Н. И. Пирогов считал выжидательный способ менее угрожающим, чем раннюю ампутацию.
Этот принцип пропагандируется им и в период войн 1870-1871 и 1877-1878 гг. Кратко, но весьма определенно формулирует он свое четвертое «основное начало» военно-полевой хирургии: главной целью хирургической и административной деятельности на театре войны должны быть не экстренные операции, а хорошо организованный уход за ранеными и сберегательное лечение.
На
основании тщательного анализа
достижений науки и практики Н. И.
Пирогов высказывает в
антисептического способа лечения в хирургии
определяют возможность двух взаимно
противоположных направлений - консервативного
и активного. С одной стороны, хирургия
может, пойти по пути выжидательно-сберегательного
лечения раненых, с другой - именно благодаря
антисептике открывается возможность
для активных первичных вмешательств,
начиная с перевязочных пунктов.