Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:33, реферат
Могила Петр Симеонович [31.12.1596(10.1.1597), Молдавия, — 1(11).1.1647, Киев] – политический, церковный и культурный деятель Украины, митрополит Киевский и Галицкий (1632—47).
Петр Могила был выходцем из древнего молдавского боярского рода. Он родился 21 декабря 1596 в семье валашского и молдавского господаря Симеона Могилы и трансильванской княжны Маргарет.
Киево-Могилянская Академия дала миру таких выдающихся деятелей науки и культуры, как Ф. Прокопович, Е. Плетенецкий, Г. Сковорода, М. Ломоносов, Г. Полетика, С. Яворский, П. Завадовский, О. Безбородко, и много других, которые достойно продолжали дело Академии в Москве и Петербурге. Первыми профессорами и преподавателями в Московском и Санкт-Петербургском университетах были выпускники Киево-Могилянской Академии, а Ф. Прокопович стал основателем Всероссийской Академии наук.
Строительная деятельность Петра Могилы
началась не ранее 1628 и продолжалась до
его смерти. Одним из источников финансирования
этой деятельности, наряду с привлечением
различных пожертвований, были его собственные
средства. Что касается мастеров, работавших
по заказу Петра Могилы, то известно, что
у него на службе в течение 1637-1638 годов
находился архитектор Оттавио Манчини
из Болоньи. Другие мастера, известные
только по имени - Генрих и Станислав (к
тому же неизвестно, были ли они строителями).
4 ПОЛЕМИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ
Могила, как человек ученый, принял деятельное участие в тогдашней горячей полемике, происходившей между православными и католиками. Некто Кассиан Сакович, прежде православный учитель киевской школы и написавший стихи по-русски на смерть Сагайдачного, отступил от православия сначала в унию, а потом в католичество и сделался ненавистником отцовской веры.
Когда Могила в 1642 году собирал собор, Сакович написал против этого собора по-польски едкую сатиру, а вслед за тем разразился обширным сочинением на польском же языке, под названием "Перспектива заблуждений, ересей и предрассудков русской церкви". Сакович в этом сочинении держится способа, введенного иезуитами и долгое время сохранявшегося в Польше во всех спорах и нападках католиков на русскую церковь. Способ этот состоял в том, что подмечались и собирались случаи всевозможнейших злоупотреблений, зависевших как от невежества, так и oт дурных качеств тех или других личностей, занимавших священнические места, и такие случаи принимались как бы за нормальные признаки, присущие православной церкви. Все сочинение Саковича наполнено подобного рода обличениями. Кроме того, Сакович, как ревностный последователь римской церкви, старается осуждать все, что в православии несходно с нею. В ответ на это Могила написал обширное сочинение, явившееся в 1644 году под названием: «Камень»(Лифос).
Сочинение Могилы под псевдонимом Евсевия Пимена (т.е. благочестивого пастыря), было написано по-польски, так как главною целью автора было представить в глазах поляков несправедливость нападок их духовных против православия; но в то же время существовала и его русская редакция, до сих пор остающаяся в рукописи 13.
Лифос, кроме посвящения Максимилиану
Бржозовскому и предисловия к читателям,
состоит из трех отделов: в первом рассуждается
о таинствах и обрядах; во втором - о церковном
уставе; в третьем - о двух главнейших догматических
различиях восточной церкви от западной:
об исхождении Св. Духа и о главенстве
папы. Автор в некоторых местах относится
с бранью и резкими остротами к своему
противнику, называет его прямо лжецом;
или, напр., по поводу желания Саковича
ввести в русскую церковь латинские обряды,
выражается так: "Неудивительно, что
тебе, новообращенному рачителю римского
костела, хочется весь римский чин перенести
в восточную церковь. Как сам ты с одним
ухом, так хочешь, чтобы все люди были одноухие
и порезали бы себе уши!" Но с совершенным
беспристрастием автор Лифоса признает
справедливость многих злоупотреблений,
указанных его противником; только он
объясняет их печальным положением церкви,
не имевшей долгое время пастырей и умышленно
угнетаемой униею, а также невежеством
и рабским положением приходских священников
под властью панов. Сакович, например,
обвиняет православных священников в
том, что они совершали насильные и противозаконные
браки. На это автор Лифоса говорит: "Это
бывает; но что же делать священнику, когда
пан ему говорит: или обручай, поп, или
голову подставляй; поневоле поп будет
все делать, когда господин города, либо
села, или управляющий господина начнет
устрашать бедного священника дубиною,
а иногда прикажет бросить в тюрьму".
Многие нападки Саковича Могила называет
ложью и клеветою и прямо свидетельствует,
что приводимых Саковичем признаков нет
и не было в православной церкви. Вообще
во взгляде на значение обрядов Могила
отличает существенные главные признаки
от прибавочных. Существенными он называет
те, которые при всяких видоизменениях
должны оставаться непоколебимо; они,
по толкованиям Могилы, заключаются: а)
в материи, б) форме или слове и в) интенции
(намерении) совершающего священнодействие.
Таким образом в таинстве крещения вода
составляет материю; произнесение слов:
"крещается во имя Отца, Сына и Св. Духа"
- форму; наконец, внутреннее намерение
или желание совершающего таинство низвести
благодать Св. Духа - интенцию. Точно так
же в литургии существенную часть ее составляют,
кроме внутреннего намерения священнослужителя:
материя, т. е. хлеб и вино, и форма, т. е.
освящающие ее слова Спасителя: "Приимите,
ядите и пейте от нее вси". Весь чин богослужения,
в который облечены или заключены существенные
признаки, может видоизменяться в разных
церквах. Смотря по местностям, древним
обычаям и преданиям, могут существовать
различные обряды, - но это не мешает вселенскому
единству христовой церкви, если только
при этом нет уклонения от признаваемой
церковью догматики. Таким образом, к римскому
обрядному чину следует относиться с равным
уважением, как и к восточному, несмотря
на его различие, насколько этот чин не
уклоняется от учения вселенской церкви.
Обряды могут в одной и в той же церкви,
смотря по временным потребностям, изменяться,
дополняться и сокращаться, но не иначе
как на основании соборов. Каждый из священников
в отдельности должен строго исполнять
все постановленное принятыми в данное
время богослужебными книгами. Таков был
взгляд знаменитого митрополита на весь
строй внешнего богослужения; он относится
непримиримо к римской церкви, но никак
не по причине различия богослужебного
чина, а за ее догматические заблуждения,
из которых признание абсолютного главы
в особе римского папы занимает первое
место. Замечательно, что противник Могилы,
Сакович, между прочим, ставит в упрек
православной русской церкви и то, что
она лишена "великородных господ".
Могила говорит: "Православные роксоляны
(т.е. русские), уверовавши в Христа Господа,
не сомневаются в том, что Христос, как
мысленный глава, управляет восточною
церковью по своему обещанию: "се аз
с вами до скончания века". Русь имеет
всесильное предстательство своего благочестия
в лице Христа Господа, правящего сердцами
великих государей. Так и в псалме 145 псалмопевец
написал: "Не надейтесь на князей, сынов
человеских. А что у Руси нет великородных
господ, то что в этом дурного! Ведь и первоначальная
церковь начала созидаться не великородными
господами, а убогими рыбарями, однако
Бог через них преклонил к вере во Христа
и монархов, и великородных властителей.
Души самых незнатных правоверных христиан
также искуплены многоценною кровью Христовою,
как и души великородных властителей,
а потому и те и другие должны быть равноценны".
Наконец, автор Лифоса совсем не враг соединения
с римскою церковью: "Восточная церковь,
- говорит он Саковичу, - всегда просит
Бога о соединении церквей, но не о таком
соединении, какова нынешняя уния, которая
гонит людей к соединению дубинами, тюрьмами,
несправедливыми процессами и всякого
рода насилиями. Такая уния производит
не соединение, а разделение..." Появление
Лифоса вызвало в польской литературе
ряд полемических сочинений, в которых
авторы почти уже не касались вопроса
об обрядности, а главным образом доказывали
правильность признания папы главою церкви.
Из них иезуит Рутка, давая произвольный
смысл разным выражениям Лифоса, делал
выводы, что автор его принадлежит скорее
к какой-нибудь протестантской, чем восточной
церкви.