Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:33, реферат
Могила Петр Симеонович [31.12.1596(10.1.1597), Молдавия, — 1(11).1.1647, Киев] – политический, церковный и культурный деятель Украины, митрополит Киевский и Галицкий (1632—47).
Петр Могила был выходцем из древнего молдавского боярского рода. Он родился 21 декабря 1596 в семье валашского и молдавского господаря Симеона Могилы и трансильванской княжны Маргарет.
1 БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Могила Петр Симеонович [31.12.1596(10.1.1597), Молдавия, — 1(11).1.1647, Киев] – политический, церковный и культурный деятель Украины, митрополит Киевский и Галицкий (1632—47).
Петр Могила был выходцем из древнего молдавского боярского рода. Он родился 21 декабря 1596 в семье валашского и молдавского господаря Симеона Могилы и трансильванской княжны Маргарет.
В 1607 году в результате борьбы за власть отец Петра погиб. После смерти Симеона Могилы и после захвата в 1612 году Кантемиром Мурзой молдавско-валахских владений, княжне Маргарет с сыном пришлось покинуть Молдавию и переехать на украинские земли Речи Посполитой, где их приняли родственники - князья Стефан Потоцкий, Самуил Корецкий и Михаил Вишневецкий.
Начальное образование Петр Могила получил в Львовской братской школе, организованной в 1586 году для защиты и сохранения православной веры. Семейство Могил придерживалось православия и имело тесные связи с Львовским братством, постоянно помогая ему средствами и услугами в строительстве.
Львов был недалеко от тогдашних молдавско-валахских владений и Львовское братство, чувствуя потребность в средствах, часто обращалось к вере молдавских господарей с просьбами о материальной помощи.
Дальнейшее образование Петр Могила получил в европейских университетах. Сначала он получил образование в Польской академии в Замостье, а впоследствии учился в различных учебных заведениях Голландии и в Париже.
Петр Могила свободно владел греческим и латинским языками и довольно быстро овладел богословской наукой.
Он пошел на военную службу, участвовал в Цецорской битве 1620 и Хотинский битве 1621 года.
В 1632 добился у польского короля
Владислава IV признания независимого
от униатов существования
В 1632 участвовал в основании Киево-Могилянской академии (названной так в его честь), самого крупного центра просвещения на Украине в 17 в.
По его инициативе было издано много книг, в основном богослужебных. Автор проповедей и житийных рассказов. Участвовал в составлении антикатолического трактата "Камень" ("Лифос", 1644, изд. на польском языке). Выступая против униатско-католического засилья, способствуя распространению просвещения, объективно содействовал борьбе украинского народа с иноземным порабощением.
2 МОГИЛА В ИСТОРИОГРАФИИ
Петр Могила – известный украинский церковный, культурный и общественный деятель. И как бы оно парадоксально не выглядело, о самой фигуре митрополита в украинской историографии нет массовые больших трудов, о нем писали преимущественно иностранцы: русские, румыны, поляки, французы, а украинское ограничивались в целом в коротких, часто субъективных и не основанных на фактах характеристик.
В украинской историографии нет ни одной монографии о Петре Могиле, несмотря на то, что один из периодов украинской истории носит его имя.
Большинство украинских исследователей интересовались культурными реформами Могилы на отрезке школ, книгопечатания, отчасти исследовали его отношение к политическим факторам Речи Посполитой, Казачества, Московии, но очень мало кто изучал его громадный вклад в работу на отрезке теологии, его трудов, нормирующих все религиозно-церковную жизнь не только Украины, но всего православия.
Его капитальный труд «Православное исповедание веры» привлекал внимание иностранцев и переводился на разные языки , одни украинцы его не исследовали, даже не перевели на украинский язык. Могила не был ни политиком, ни культурным деятелем в узком смысле слова, а прежде всего человеком Церкви.
Часть украинских историков негативно
оценивали как саму фигуру митрополита,
так и его роль в развитии украинской культуры,
в области украинской церкви. Они упрекали
Могилу его чужеземным происхождением,
отрывом украинской культуры от национальных
традиций, лояльностью к Польше, даже предательством
православия. Однако большинство украинских
историков занимала такую позицию: положительно
оценивали один отрезок его деятельности,
осуждая другие. К этой группе относятся
М. Грушевский, а за ним последовали И.
Франко, М. Возняк, В. Щурат, Д. Дорошенко,
О. Лотоцкий, М. Андрусяк. Только немногие
украинские исследователи высоко оценивали
всю деятельность Могилы, опровергая некоторые
безосновательно сделанные ему упреки.
К этой категории относятся: Н. Костомаров,
А. Левицкий, И. Житецкий, митрополит Василий
Липковский, И. Огиенко.
3 ЦЕРКОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОГИЛЫ
Для украинской церкви, а для православной в частности, митрополит Петр Могила это одна из крупнейших фигур в течение всей истории. Это он предоставил ей четкую и оперативную организационную структуру, поднес образование духовенства, выдвинул идеал творческого и дисциплинированного монашества, реформировал церковный обряд, разработал догматику, заверил церковно-теологической литературой: несравнимый проповедник и реставратор старинных святынь Златоверхого Киева. И напоследок, это Великий Киевский Митрополит, который указал пути к осуществлению христианского единства.
Посвящение Петра Могилы
Первым и чрезвычайно важным
делом он считал для себя
примирение униатов и
К тому времени связи с
Весьма большую, едва ли ни основную, роль здесь сыграло запорожское казачество, главной целью которого была защита православия.
Не вышло объединения и через год на Львовском соборе, на который возлагал надежды Могила. Неудачи породили растерянность и безнадегу среди православных и грекокатоликов.
В 1629 г. от Константинопольского Патриарха Кирилла Лукариса принимает титул Экзарха Константинопольского престола. В 1631 г. Могилой учреждена богословская школа, будущая Киево-Могилянская коллегия (позднее - Академия).
В 1633 г. при поддержке польского короля и с согласия Константинопольского Патриарха поставлен на Киевскую митрополичью кафедру.
Несмотря на противодействие
католического духовенства, св. Пётр,
пользуясь своим сословным
Одновременно в 1636 и в 1644 - 1645 гг. вёл переговоры с Римской Курией и с украинскими греко-католиками об учреждении Украинского Патриархата и об объединении всех христиан Украины византийского обряда под омофором Киевского Патриарха; переговоры окончились безрезультатно из-за неуступчивости Рима.
Митрополит Пётр много потрудился на издательском, литературном и церковно-учительном поприще, став поистине отцом украинского Православия. Им написано знаменитое "Православное исповедание католической и апостольской Церкви Восточной" (1640), выпущен Большой Требник (1646), до сих пор употребляемый в Православной Церкви. На многих литературных трудах св. Петра лежит печать его участия в богословской полемике своего времени, в частности, с Константинопольским Патриархом Кириллом Лукарисом, разделявшим специфические богословские мнения кальвинизма. На Украине митрополит Пётр восстановил множество храмов и монастырей.
Святой не успел осуществить два замысла
- исправление и новое издание славянского
перевода Библии и перевод на славянский
язык полного корпуса Житий святых; всё
это было исполнено уже в XVIII в. учёными
украинскими монахами, вызванными в Великороссию
(самый известный из них святитель Димитрий
Ростовский).
4 КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Одновременно это крупный организатор и меценат украинской культуры во всех ее видах; основатель современного школьного образования, создатель первой высокой школы во всей Восточной Европе - Могилянской коллегии - предтечи академии и современного Киевского Университета; меценат украинского искусства, писатель и публицист, оставивший несколько дорогостоящих произведений; организатор и протектор книгопечатания. Он также подал бескорыстную помощь культурно-религиозному процветанию Молдавии и Валахии, укрепив украинско-румынские связи.
И напоследок - он гражданин, член украинской нации. Своей всесторонней деятельностью он стал образцовым модерным архипастырем, который не замыкался в узких стенах своего монастыря, а понимал церковь как фактор на службе Богу и народу. Поэтому он не стоял в стороне тогдашних общественно-общественных процессов.
Могила сплачивает вокруг себя просвещенных людей, образовывает кружок. Вероятно, это послужило причиной образования на территории Киево-Печерской лавры осенью 1631 г. школы. Очевидно, мысль о школе зародилась у него давно. Ведь еще задолго до ее открытия, беспокоясь об опытных преподавателях, он брал способных молодых людей и на свои средство отправлял за границу на обучение. Префект Лаврской школы С. Косов писал, что здесь работали профессора, которые «училось в академиях латинских в Польше, Литве, Вене».
Между прочим, культурная и образовательная деятельность Петра Могилы не ограничивалась лишь заботой о Киевской коллегии. Именно при его участии были открыты коллегии в Виннице, Кременце, Гощи. Много усилий приложил он и к развитию книгоиздательского дела в Украине.
Значительное внимание Могила сосредотачивал на Киевской коллегии. Как коллегия, так и братский монастырь содержались, главным образом, на средства митрополита. Важным было то, что в монастыре находились лишь те монахи, которые было наставниками в коллегии. Все они вышли из Печерской лавры и отличались образованностью и верностью православию.
Для удержания коллегии Могила подарил ей собственное село Позняковку, оказал помощь учителям и ученикам.
Немало было сделано Могилой и для развития искусства в Украине. Для росписи киевских церквей приглашались лучшие художники из Европы. Многие из них так и оставались в Киеве, содействуя развития местной художественной школы. Между прочим, как ученые, преподаватели Киевской коллегии, так и ее ученики имели возможность постоянно пользоваться одной из богатейших к тому времени библиотекой Петра Могилы. В ней были произведения Сенеки, Горация, Цезаря, Цицерона, Макиавелли, трактаты Авиценны и др. Рядом с богословской литературой соседствовали польские хроники, русские летописи, документальные сборники, хронографы. Свою библиотеку Петр Могила завещал Киевскому коллегиуму. Вместе с ею туда перешли и книги Иова Борецкого, что в свое время он завещал их Могиле.
Киево-Могилянская Академия существенным образом повлияла на развитие культуры. Профессура и преподаватели, как правило, имели европейское образование, большинство закончили ведущие высшие учебные заведения и принесли в Академию лучшие достояния методики научных исследований, организации учебного процесса. Свободное владение латынью открывало студентам путь для продолжения образования в университетах Европы. Дружба, братство, взаимовыручка, участие в управлении школой воспитывали уважение к школе и обществу. Считалось нормой принимать участие в диспутах и дискуссиях, торжественностях, праздниках всех преподавателей и учеников, а школьные драматические спектакли получили популярность у киевлян.
Ученики школ и слушатели коллегии, или „бурсаки“, во время вакаций расходились по селам Украины и были тем живым звеном, которое связывало Академию с народом. Они работали учителями, давали спектакли, показывали вертепы, пели колядки — одним словом, выполняли просветительскую и культурную миссию, начатую кобзарями.