Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 17:47, реферат
полное описание жизни и деятельности Лжедмитрия 2
1. Введение 1
2. Обстоятельства появления нового самозванца 2
3. Версии о происхождении 4
4. Проявление личности Лжедмитрия II. Деятельность в Тушинском лагере 6
5. Пребывание в Калуге. 10
6. Заключение. 12
7. Список литературы. 13
Оглавление
Смута XVII века характеризуется большим проявлением самозванчества (явления, встречающегося с тех пор как существует человечество и не исчезнувшего по сей день) в Российском государстве. Наиболее широко рассматриваемой среди самозванцев фигурой, по-моему мнению, является Лжедмитрий I. О Лжедмитрии II имеется гораздо меньше упоминаний в источниках, его происхождение, появление и смерть окутано тайнами, что делает его личность ещё более загадочной, чем его предшественника.
Я
считаю, что несмотря на то, что Лжедмитрий
I в российской историографии (в отличие
от Лжедмитрия I) обычно царём не считается,
его фигура является достаточно интересной
для изучения. Таким образом, предметом
моего изучения является Смута XVII в., а
объектом – Лжедмитрий II. Самозванчество
- сложный психологический феномен, присущий
русской ментальности. Поэтому в нашей
работе хотелось бы рассмотреть не столько
деятельность Лжедмитрия II, сколько особенности
его личности, обуславливающие те или
иные его действия.
Слухи о «чудесном спасении» и скором возвращении царя стали ходить немедленно после смерти Лжедмитрия I. Через неделю после гибели «расстриги» в Москве ночью появились «подметные грамоты», писаные, якобы, спасшимся царем. Множество листков было даже прибито к воротам боярских домов, в них «царь Дмитрий» объявлял, что он «ушел от убийства и сам Бог его от изменников спас».
Сразу после гибели Лжедмитрия I Михаил Молчанов (один из убийц Фёдора Годунова), бежавший из Москвы в сторону западной границы, начал распространять слухи будто вместо «Дмитрия» был убит другой человек, а сам царь спасся. Сперва Молчанов, имевший некоторое внешнее сходство с Отрепьевым, видимо, думал самостоятельно сыграть роль царя Дмитрия, однако не решился. В Польше он даже не сумел добиться поддержки от короля Сигизмунда III, озабоченного в тот момент совсем иными проблемами — в Речи Посполитой назревала собственная гражданская война. Но в появлении нового самозванца были заинтересованы многие общественные силы, поэтому вскоре нашлась другая кандидатура.
Летом 1607 г. в городе Стародубе некто объявил себя новым Дмитрием, вторично cпасшимся от рук наёмных убийц. В истории этот человек получил имя Лжедмитрия II.
Хотя есть и другие сведения, о появлении Лжедмитрия ещё и раннее, в белорусском местечке Пропойске, где он был схвачен как лазутчик. В тюрьме он назвал себя Андреем Андреевичем Нагим, родственником убитого царя Дмитрия, скрывающимся от Шуйского, и просил, чтобы его отослали в Стародуб. 1Вскоре из Стародуба он стал распускать слухи, что Дмитрий жив и находится там, однако по-видимому не собирался принимать на себя имя царевича. Но когда его, с его пособником, подьячим Алексеем Рукиным, стародубцы подвергли пытке, последний показал, что называющий себя Нагим и есть настоящий Дмитрий. Он был освобожден и окружен почестями; к нему присоединились Заруцкий , Меховицкий, с польско-русским отрядом и несколько тысяч северцев.
Уже сами обстоятельства появления нового самозванца объясняют его неспособность к удержанию интересов народа, некоторой безвольности в своих действиях. Привлекала внимание масс не его личность, а скорее имя, так как личностью он, скорее всего, был исключительно мелкой — никакого сравнения с ярким и волевым интеллектуалом Отрепьевым. Его происхождение точно не установлено, поэтому в истории встречается множество версий, которые будут рассмотрены далее в работе. Весьма символично, что само его имя история для нас не сохранила…С.Ф.Платонов отмечал, что Лжедмитрий I «был действительным руководителем поднятого им движения. Вор же [Лжедмитрий II] вышел на свое дело из Пропойской тюрьмы, объявил себя царем на Стародубской площади под страхом побоев и пытки. Не он руководил толпами своих сторонников и подданных, а, напротив, они его влекли за собою в стихийном брожении, мотивом которого был не интерес претендента, а собственные интересы его отрядов».Таким образом, Лжедмитрий II был личностью, совсем не подходящей для трона.
Происхождение Лжедмитрия II окутано легендой. Настоящее имя и происхождение не установлено, хотя существует множество версий. Летописец замечает: «Все же те воры, которые называлися царским коренем, знаеми от многих людей, кой откуду взяся. Тово же Вора Тушинского, которой назвался в Ростригино имя, отнюдь никто ж не знавше; неведомо откуды взяся. Многие убо, узнаваху, что он был не от служиваго корени; чаяху попова сына иль церковного дьячка, потому что круг весь церковный знал».
Основные версии:
1. Поповский сын с Украины Матвей Веревкин. ( однако Московский летописец и келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын называют самозванца выходцем из стародубской семьи детей боярских Веревкиных)
2. Воевода Лжедмитрия II князь Д.Мосальский-Горбатый «сказывал с пытки», что самозванец «с Москвы, с Арбату, из Законюшев, попов сын Митька».
3. Белорусский еврей: «разумел, если верить одному чужеземному историку, и язык Еврейский, читал Талмуд, книги Раввинов», «Сигизмунд послал Жида, который назвался Димитрием Царевичем» 2
: «Евреи входили
в свиту самозванца и
Наиболее полные сведения о происхождении Лжедмитрия II удалось добыть иезуитам. Согласно их расследованию, имя убитого царевича принял крещеный еврей Богданко. Он был учителем в Шклове, затем перебрался в Могилев, где прислуживал попу, «а имел на собе одеянье плохое, кожух плохий, шлык баряный [баранью шапку], в лете в том ходил».
За проступки шкловскому учителю грозила тюрьма. В этот момент его заприметил участник московского похода поляк М.Меховский. Вероятнее всего, М.Меховский оказался в Белоруссии не случайно. По заданию Болотникова, Шаховского и Лжепетра он разыскивал подходящего человека на роль воскресшего «царя Дмитрия». Оборванный учитель показался ему похожим на Лжедмитрия I. Но бродяга испугался сделанного ему предложения и бежал в Пропойск, где был пойман. Оказавшись перед выбором — наказание или роль московского царя, он согласился на последнее.
Таким
образом, проанализировав все версии,
можно придти к выводу, что споры
происходят по поводу национальности
(русский/еврей), сословной принадлежности
(боярин/церковные круги/низшие круги),
а также происхождения (Украина/Москва/Стародуб/
Что касается внешности Лжедмитрия, также существуют определенные расхождения. Одни свидетельствуют о том, что он действительно был похож на своего предшественника, другие утверждают, что между ними не было ничего общего, кроме как схожей фигуры. Узнать это точно наверное никогда не удастся, но в работе приводятся портреты обоих самозванцев, что
дает возможность
каждому самому судить о наличие какой-либо
схожести.
В сентябре 1607 г. Лжедмитрий II с отрядом польских шляхтичей двинулся из Стародуба к верховьям Оки. Авторитет самозванца укрепляется тем, что Марина Мнишек, под его воздействием, признала в Лжедмитрии II своего мужа. Народ все больше верит новому «царю». В октябре он стал продвигаться к северу и в начале 1608 г. задержался в Орле, где стал собирать войска. 30 апреля — 1 мая 1608 г. воины Лжедмитрия II разгромили под Белевом царского брата, князя Дмитрия Шуйского. В июне Лжедмитрий II появился под Москвой и обосновался станом в селе Тушине. По названию своей резиденции, самозванец получил закрепившееся за ним имя Тушинского Вора. Летом 1608 началась осада Москвы.
Окружение
воеводы сформировалось ещё в
Стародубе. Главными лицами среди них
являлись: князья Адам Вишневецкий, Александр
Лисовский, Роман Рожинский (имевший
наибольшее влияние на самозванца).
Одним из наиболее удачливых воевод
нового самозванца стал изгнанник-шляхтич
Александр Лисовский. (Польское правительство,
стремясь избавиться от участников шляхетского
восстания — «рокошан», давало им
возможность уйти в пределы Русского
государства. Так в армии Лжедмитрия
II оказался и Лисовский, один из участников
«рокота».) Были и другие — гетман Ян-Петр
Сапега. Его действия сыграли важную роль
в событиях 1608 – 1611 годов. Он присоединился
к Тушинскому Вору осенью с позволения
короля Сигизмунда III, стремясь отомстить
московитам за гибель и плен польских
рыцарей. Все эти люди имели большое значение,
так как впоследствии Лжедмитрий II стал
марионеткой в их руках. Помимо основного
польско-литовского военного ядра к Лжедмитрию
II стали присоединяться те, кто продолжал
борьбу с правительством Шуйского.
Каким бы ничтожным и безликим ни казался «тушинский вор», важен был не он сам, а его имя. В глазах простых людей он оставался тем самым добрым государем Дмитрием, с именем которого Болотников сражался против боярского царя.
С появлением Лжедмитрия II у стен столицы наступил длительный период противостояния и двоевластия. И в Москве, и в Тушине сидели царь, царица (Марина Мнишек), патриарх (в Тушино был увезен захваченный в плен в Ростове митрополит Филарет Романов). У обоих царей были Боярская дума, приказы, войско, оба жаловали своим сторонникам поместья и мобилизовали ратных людей.
Лжедмитрий II, как ранее Болотников и Лжепетр, активно призывал на свою сторону боевых холопов, обещая им дворянские поместья. Его признают многие города: Великие Луки, Псков, Суздаль, Углич, Ростов, Ярославль, Владимир и многие другие. Он также как и Лжедмитрий I активно пользовался поддержкой поляков, хотя возможно сказать и об обратном – скорее поляки пользовались его авторитетом и именем, чтобы иметь возможность вести деятельность, необходимую для достижения своих целей. Так, весной 1608 г. главнокомандующий войсками самозванца Рожинский захватил всю полноту власти в Тушинском стане, и влияние поляков на органы управления территорией, подвластной Лжедмитрию II, еще больше возросло. Самозванец начал назначать поляков воеводами в подвластные ему города; обычно назначались два воеводы — русский и иноземец, а в декабре 1608 г. во главе лагеря встали 10 выборных от польских наёмников. Тушинский вор все более терял реальную власть.
Между Рожинским
и Сапегой был произведен
На
Севере тушинцы действовали иначе,
чем на Западе и Юге; они беззастенчиво
грабили население; польские и литовские
полки и роты разделили дворцовые
волости и села на приставства
и начали самостоятельно собирать налоги
и кормы. Наемники сформировали структуры
власти, главной задачей которых
стал грабеж населения. Политика властей
Тушинскою лагеря и действия польских
отрядов показали трудовому населению
подлинное лицо тушинскою «царика», который
являлся игрушкой в руках польской знати
и части московских бояр, связавшей свою
судьбу с интервентами.
Примером героической
борьбы с захватчиками является оборона
Троице-Сергиева монастыря. Крестьяне,
собравшиеся за стенами этого монастыря,
упорно оборонялись в течение 16 месяцев
(сентябрь 1608 — январь 1610 г.) от 15-тысячною
отряда интервентов. Большие людские потери,
безрезультатность многочисленных штурмов
вынудили интервентов снять осаду. Оборона
Троице-Сергиева монастыря свидетельствовала
о высоком патриотическом подъеме народных
масс.
Когда осада Троице-Сергиева монастыря окончилась неудачей, союзником Василия Шуйского выступила Швеция, все штурмы Москвы завершались провалом, победы Скопин-Шуйского создавали угрозу самому существованию Тушинского царя.
В 1609 г. возникает недовольство политикой Лжедмитрия, особенно натуральными и денежными реквизициями в пользу своих войск, раздачей земли и крепостных своим приверженцам — ряд городов выходят из-под контроля самозванца, бунтуют отдельные отряды его войска. С зимы 1609 территория, подконтрольная Лжедмитрию II, быстро сокращается.
Летом 1609 г. Польша начала открытую интервенцию против России, поляки (в том числе Рожинский) оставили Лжедмитрия и перешли в армию Сигизмунда. Скопину-Шуйскому удалось с помощью восставшего против Лжедмитрия II населения ряда городов очистить от тушинцев значительную территорию, подойти к Москве и освободить её от осады.
Таким образом,
открытая интервенция поляков
Анализируя
данный период деятельности Лжедмитрия
можно снова придти к выводам
о том, что на то время он все
ещё был неготовой на самостоятельные
решения личностью, неспособной
контролировать ситуацию и управлять
ею. Такой человек не мог долгое
время удерживать массы народа, а тем
более укрепиться на троне и править государством.