Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:14, реферат
Выдающийся русский учёный, историк-этнолог, поэт и переводчик, основоположник пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилёв родился 1 октября 1912 года в Царском Селе под Петербургом. Он родился в семье знаменитых русских поэтов Н.С. Гумилёва и А.А. Ахматовой. Брак родителей фактически распался в 1914 году. Анна Ахматова по разным причинам не могла заниматься годовалым сыном, и отдала его на воспитание свекрови Анне Ивановне Гумилёвой и сестре отца А.С. Сверчковой. В 1921 году, когда мальчику исполнилось 9 лет, его отец Николай Степанович Гумилёв был обвинён в участии в белогвардейском заговоре и расстрелян. Позже этот факт не раз служил поводом для политических обвинений «сына врага народа».
3) фаза надлома, когда количество пассионариев резко сокращается при одновременном увеличении пассивной части населения (субпассионариев). Именно на этой фазе развития, по Гумилёву, находилась Россия конца ХХ века;
4) инерционная фаза, когда
напряжение продолжает падать, но
уже не скачком, а плавно. Этнос
переживает период мирного
5) фаза обскурации, при которой пассионарное напряжение возвращается на первоначальный уровень, в этносе преобладают субпассионарии, постепенно разлагающие общество: узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность;
6) мемориальная фаза, когда
от былого величия остаются
только воспоминания. После того
как происходит полное
В процессе этногенеза происходит
взаимодействие различных этнических
групп. Для характеристики возможных
результатов такого взаимодействия
Гумилёв вводит понятие «этническое
поле». Он утверждает, что этнические
поля, подобно другим видам полей,
имеют определённый ритм колебаний.
Взаимодействие различных этнических
полей порождает феномен
В последние годы существования
СССР, когда учение Гумилёва об этногенезе
впервые стало объектом публичного
обсуждения, вокруг неё сложилась
парадоксальная атмосфера. Людям, далёким
от профессионального
Все учёные отмечали, что несмотря
на глобальность теории и её кажущуюся
основательность (Гумилёв заявлял, что
его теория есть результат обобщения истории
более 40 этносов), в ней очень много допущений,
никак не подтвержденных фактическими
данными. Нет абсолютно никаких доказательств,
будто из космоса приходит какое-то излучение,
последствия которого заметны более тысячи
лет. Нет никаких мало-мальски твёрдых
критериев, при помощи которых можно отличить
пассионария от субпассионария. Многие
этносы планеты «живут» много дольше предписанного
теорией Гумилёва срока. Чтобы объяснить
этих «долгожителей», Гумилёву пришлось,
в частности, утверждать, будто нет единой
четырёхтысячелетней истории китайского
этноса, а есть история нескольких самостоятельных
этносов, последовательно сменявших друг
друга на территории Китая. Никакого «этнического
поля» наука до сих пор не знает. В работах
Гумилёва по истории этногенеза, претендующих
на обобщение всей этнической истории,
специалисты находят много фактических
ошибок и ложных интерпретаций. Наконец,
пассионарную теорию Гумилёва учёные
считают потенциально социально опасной.
Обоснование запрета браков между представителями
«несовместимых» этносов многие критики
расценивают как расизм. Кроме того, теория
этногенеза оправдывает межэтнические
конфликты, которые, по Гумилёву, являются
естественными и неизбежными в процессе
рождения нового этноса. Концепция Гумилёва
ведёт к идее необходимости тщательного
контроля за процессами общения между
представителями разных этносов для предотвращения
«нежелательных» контактов. В 1980-е годы
Л.Н. Гумилёв стал одним из самых читаемых
советских учёных, его труды издавались
большими тиражами. После смерти Гумилёва
полемика вокруг теории пассионарности
в основном прекратилась. Его труды продолжают
переиздаваться, но их рассматривают скорее
как научную публицистику, чем научные
труды.
До выхода на пенсию в 1986
году Л.Н. Гумилёв работал в Научно-
Л.Н. Гумилёв скончался
в Петербурге 15 июня 1992 года. После
отпевания, которое состоялось в
церкви Воскресения Христова у Варшавского
вокзала, Л.Н. Гумилёв был похоронен
на Никольском кладбище Александро-Невской
лавры.
«Соответствовать самому себе можно в любой период истории; можно жить, оставаясь самим собой, обрекая себя на сложную судьбу, и тогда, быть может, именно вы прикоснётесь к струне истории, и она зазвучит от вашей руки…»
Л.Н. Гумилёв