Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:34, биография
Двадцатилетний брак великого князя Московского Василия III с Соломонией Сабуровой был бесплоден. Винить в этом только Соломонию нет достаточных оснований. Известный оппонент Ивана Грозного - изменник князь Андрей Курбский написал, что отец его врага Василий III искал знахарок и колдунов, которые помогли бы ему приобрести мужскую силу. В конце концов великому князю с помощью митрополита Даниила и покорной части духовенства удалось отправить законную жену в монастырь против ее воли и жениться на юной обворожительной литовской княжне Елене Глинской.
Двадцатилетний
брак великого князя Московского
Василия III с Соломонией Сабуровой
был бесплоден. Винить в этом только
Соломонию нет достаточных
Свадьба состоялась в 1526 году. Иван IV, прозванный
впоследствии Грозным, появился на свет
в 1530 году, когда его отцу, Василию III, было
уже за пятьдесят. Он был ребенком очень
желанным, и его рождения ожидала вся страна.
Однако, вопреки ожиданиям, она не имела
детей ещё 3 года.
Этот
промежуток доставил стареющему князю
немало хлопот. И вот, наконец, Елена
оказалась беременной. Какой-то юродивый
Домитиан объявил ей, что она будет
матерью Тита, широкого ума, и 25 августа
1530 года в 7-ом часу ночи действительно
родился сын, названный затем Иваном. Пишут,
что в ту самую минуту земля и небо потряслись
от неслыханных громовых ударов. Но это
было воспринято как добрый знак. Все города
отправили в Москву послов с поздравлениями.
Но царь после рождения сына прожил совсем
недолго. Он умер в 1534 году, и власть перешла
к Елене Глинской. В 1538 году и она скончалась,
отравленная, как принято считать, крамольными
боярами. Власть захватили бояре во главе
с Шуйскими. Ивана воспитывали великие
и гордые бояре на свою и на детей своих
беду, стараясь угодить ему во всяком наслаждении.
Иван рос беспризорным, но зорким сиротой
в обстановке придворных интриг, борьбы
и насилия, проникавших в его детскую опочивальню
даже ночью. Детство осталось в памяти
Ивана как время обид и унижений, конкретную
картину которых он лет через 20 дал в своих
письмах к князю Курбскому. Особенно были
ненавистны Иоанну князья Шуйские , захватившие
власть после смерти великой княгини Елены.
Устранены были князья Иван Федорович
Овчина-Телепнев-Оболенский , пользовавшийся
влиянием при Елене, сестра его, мамка
Ивана, Челяднина, князь Иван Федорович
Бельский , сведен с кафедры митрополит
Даниил , противник переворота. Бесконтрольное
распоряжение государственным достоянием,
крайне невнимательное и оскорбительное
отношение к маленьким великим князьям
Ивану и Юрию характеризуют двухлетнее
господство Шуйских.
В 1540 году по инициативе митрополита Иоасафа , освобождены были князь Бельский, занявший место князя Ивана Шуйского, удаленного на воеводство, и удельный князь Владимир Андреевич Старицкий с матерью. В 1542 году - новый переворот в пользу Шуйских, в котором погиб Бельский, поплатился кафедрой митрополит Иоасаф, замененный архиепископом новгородским Макарием . Глава кружка, князь Андрей Михайлович Шуйский, устранял возможные на Ивана влияния со стороны не принадлежавших к кружку лиц в крайне грубых формах (расправа с Семеном Воронцовым во дворце на глазах Ивана). В 1543 году царь впервые показал свой характер, велев схватить главного из Шуйских - Андрея. В 1543 году 13-летний Иван восстал против бояр, отдал на растерзание псарям князя Андрея Шуйского, и с тех пор бояре начали бояться Ивана. Власть перешла к Глинским - Михаилу и Юрию, дядям Ивана, устранявшим соперников ссылками и казнями и вовлекавшим в свои меры юного великого князя, играя на жестоких инстинктах, и даже поощряя их в Иване. Не зная семейной ласки, страдая до перепуга от насилия в окружавшей среде в житейские будни, Иван с 5 лет выступал в роли могущественного монарха в церемониях и придворных праздниках: превращение собственной позы сопровождалось таким же превращением ненавидимой среды - первые наглядные и незабываемые уроки самодержавия. Направляя мысль, они воспитывали литературные вкусы и читательскую нетерпеливость. В дворцовой и митрополичьей библиотеке, Иван книгу не прочитывал, а из книги вычитывал все, что могло обосновать его власть и величие прирожденного сана в противовес личному бессилию перед захватом власти боярами. Ему легко и обильно давались цитаты, не всегда точные, которыми он пестрил свои писания; за ним репутация начитаннейшего человека XVI века и богатейшей памяти.
На семнадцатом году жизни, Иван объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться и также он выступил с речью о том, что хочет принять титул царя. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог". Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император". Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Захарьиной-Романовой. Союз с такой женщиной если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение. На протяжении тринадцати лет брака царица оказывала на Ивана смягчающее влияние, родила ему сыновей. Но ряд крупных пожаров в Москве весной - летом 1547 года прерывают столь торжественно начавшееся царствование Ивана IV.
Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа проявлялась у Ивана уже в детстве, и приближенные одобряли ее. Одним из сильных впечатлений царя в юности были "великий пожар" и Московское восстание 1547 года. Наибольшее опустошение произвел пожар 21 июня 1547 года, продолжавшийся 10 часов. Выгорела основная территория Москвы, сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. По городу разошелся слух, что бабка царя Анна Глинская, оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердца человеческие да клала в воду, та тою водою, ездячи по Москве, да кропила", от чего и был пожар.
Другой
слух, подогревший страсти, - о походе
на Русь крымского хана. Царь с двором
вынужден был уехать в подмосковное
село Воробьево, Глинские - Михаил и Анна
- бежать в подмосковные монастыри. Открытое
восстание началось 26 июня. После вечевого
сбора горожане двинулись в Кремль и потребовали
выдачи Глинских, Были разгромлены их
дворы, убит один из Глинских - Юрий.
27-28 июня Москва по сути находилась в руках
посадских людей, которые, возможно, "пытались
даже создать какое-то свое управление
городом" (Н.Е.Носов). 29 июня после убийства
одного из Глинских, родственника царя,
бунтовщики явились в село Воробьево,
где укрылся великий князь, и потребовали
выдачи остальных Глинских. "Вниде страх
в душу мою и трепет в кости мои и смирился
дух мой", - вспоминал позже царь. Большого
труда ему стоило убедить народ разойтись.
Ряд выступлений в это же время произошел
в некоторых других городах - причиной
был неурожай, повышение налогов и злоупотребления
администрации.
Едва опасность миновала, царь приказал
арестовать главных заговорщиков и казнить
их. Излюбленной идеей царя, осознанной
уже в юности, стала мысль о неограниченной
самодержавной власти. Однако выступления
1547 года не нарушили объективного хода
событий последних десятилетий. Они лишь
подчеркнули необходимость дальнейших
преобразований. После ряда новых начинаний
рубежа XV-XVI веков и продолжения их в 30-40-х
годах XVI века страна была подготовлена
к проведению более масштабных реформ.
Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей, окружавших в то время Ивана IV. Одним из них был митрополит Макарий, образованнейший человек того времени, активно участвовавший в государственной деятельности 40-50-х годов. Другим приближенным стал священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. В окружении Ивана IV находился и незнатный по происхождению дворянин Алексей Федорович Адашев. К началу 1549 года влияние на царя Сильвестра и Адашева значительно усилилось, и последний становится, по сути, руководителем правительства, названного впоследствии Андреем Курбским "Избранной Радой". Сильвестр "детскими страшилами" по выражению Ивана, толкнул его на путь покаяния и попытки очистить себя и страну от всякого зла с помощью новых советников, которые были подобраны по указаниям Сильвестра и составили "избранную раду", заслонившую собою боярскую думу в текущем управлении и законодательстве. Ее значение бесспорно для 50-х годов, но не безгранично, так как осложнялось и ослаблялось влияниями Захарьиных и митрополита Макария. В сохранившихся известиях совершенно скрыта та большая подготовительная работа, которая началась с этого времени, с 1550 года позволила осуществить ряд крупных государственных мероприятий и захватила не только самого Ивана и его сотрудников, но и в неправительственные круги общества, вызвав в нем обсуждение основных вопросов внутренней и внешней политики обновляющегося Московского царства. Затрагивались и разноречиво решались вопросы о значении светской аристократии, крупного землевладения, духовенства, монастырей, поместного класса, самодержавия, земского собора и др. Личное участие Ивана сообщило первому правительственному выступлению на пути реформ некоторый внешний драматизм и обратило его в осуждение эпохи боярского правления и малолетства царя, которая оценивалась как время государственного нестроения и народных страданий. С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине XVI века Кроме них, в разработке и проведении реформ также участвовали "думцы" Захарьины, Д.И.Курлятев, И.В.Шереметев, А.И.Курбский.
К февралю 1549 года
относится начало деятельности на Руси
Земских соборов - сословно-представительных
органов. "Земские соборы, - писал Л.В.Черепнин,
- это орган,пришедший на смену вечу",
воспринявший древнерусские "традиции
участия общественных групп в решении
правительственных вопросов", но заменивший
"элементы демократизма началами сословного
представительства".
Первым собором обычно считается совещание,
созванное царем 27 февраля. Вначале он
выступил перед боярами, окольничими,
дворецкими и казначеями в присутствии
церковного "освященного собора",
и в тот же день он говорил перед воеводами,
княжатами и дворянами.
Следующим шагом явилась прямая ликвидация
в 1551-1552 годах наместничьего управления
в отдельных областях. А в 1555-1556 годах приговором
царя "о кормлениях" наместничье
управление отменялось в общегосударственном
масштабе. Его место занимало местное
управление, проделавшее долгий и нелегкий
путь.
Местное
управление не представляло собой единообразия,
а принимало различные формы
в зависимости от социального состава
той или иной местности.
В центральных уездах, где было развито
частное землевладение, вводилось губное
управление, а дворяне выбирали из своей
среды губных старост. Вместе с тоже выборными
городовыми приказчиками они возглавили
уездную администрацию. Это означало завершение
губной реформы.
Выборные власти стали появляться и в
тех уездах, где не было частного землевладения.
Здесь из зажиточных слоев черносошного
населения выбирались земские старосты.
Впрочем, черносошные общины и прежде
имели свои выборные мирские власти в
лице старост, сотских, пятидесятских,
десятских и т.д. Эти волостные администраторы
генетически восходили к представителям
старинной сотенной общинной организации
Киевской Руси. Они традиционно осуществляли
надзор за общинными землями, распределяли
и собирали налоги, разрешали мелкие судебные
дела, решали другие вопросы, затрагивающие
интересы общины в целом. И раньше мирские
власти состояли из представителей наиболее
зажиточного крестьянства: "лучших"
и "средних" людей. Кстати сказать,
черные волости, даже становясь частновладельческими
землями, сохраняли структуру мирского
управления.
Земская реформа наряду с черносошными
землями затронула и города, где тоже (но
из зажиточного посадского населения)
выбирались земские старосты. Губные и
земские старосты в отличие от кормленщиков
- пришлых людей - действовали в интересах
и на пользу своих уездов, городов и общин.
Справедливости ради необходимо отметить,
что полностью местные реформы были осуществлены
лишь на Севере.
Считается, что губная и земская реформы
являются шагом на пути централизации.
При этом, однако, не учитывается тот факт,
что власти на местах становились выборными,
а, следовательно, на местах развивалось
самоуправление. Институты самоуправления
XVI века представляются продолжением демократических
вечевых традиций Древней Руси в новых
условиях формирования единого государства.
Традиции эти оказались действенными
и потом - в Смутное время.
Ко времени Избранной Рады относится усиление
значения приказов как функциональных
органов управления. Именно в середине
XVI в. возникают важнейшие приказы. К ним
относится Челобитенный, в котором принимались
жалобы на имя царя и проводилось расследование
по ним. Во главе этого, по сути высшего
органа контроля, стоял А.Адашев. Посольский
приказ возглавлял дьяк Иван Висковатый.
Поместный приказ ведал делами поместного
землевладения, а Разбойный разыскивал
и судил "лихих людей". Первый приказ
военного ведомства - Разрядный - обеспечивал
сбор дворянского ополчения и назначал
воевод, а другой - Стрелецкий - ведал созданным
в 1550 г. войском стрельцов. Разрядным приказом
некоторое время руководил дьяк И.Г.Выродков,
при котором он стал как бы генеральным
штабом русского войска. Финансовые дела
находились в компетенции Большого прихода
и Четвертей (Четей). С присоединением
Казанского и Астраханского ханств создается
приказ Казанского дворца. Окончательное
завершение формирования приказной системы
приходится на XVII век.
Уже в Судебнике
1550 года затрагиваются существенные
вопросы землевладения. В частности,
принимаются постановления, затрудняющие
дальнейшее существование вотчинных
земель.
Особое место занимают статьи о частновладельческом
населении. В целом право перехода крестьян
в Юрьев день по ст. 88 сохранялось, но несколько
увеличилась при этом плата за "пожилое".
Ст. 78 определяла положение другой значительной
группы населения - кабальных холопов.
Запрещалось, к примеру, превращать в холопов
служилых людей, ставших должниками.
Однако главные изменения в социально-экономической
сфере были направлены на обеспечение
землей служилых людей - дворян. В 1551 году
на Стоглавом соборе Иван IV заявил о необходимости
перераспределения ("переверстания")
земель между землевладельцами: "у кого
лишек, ино недостаточного пожаловати".
Под "недостаточными" подразумевались
служилые люди. Для проведения упорядочения
земель предпринимается их всеобщая перепись.
В процессе ее осуществления прежнее подворное
налоговое обложение заменялось поземельным.
На основных территориях вводилась новая
единица обложения - "большая соха".
Ее размеры колебались в зависимости от
социального положения землевладельца:
на соху черносошного крестьянина приходилось
меньше земли, но больше налогов. Ущемлялись
также интересы церкви, зато в привилегированном
положении оказывались помещики.
Размеры земельных владений обусловливали
и прежние службы дворян. "Уложение
о службе" (1555) устанавливало правовые
основы поместного землевладения. Каждый
служилый человек имел право требовать
поместье не меньше 100 четвертей земли
(150 десятин, или примерно 170 га), так как
именно с такой земельной площади должен
был выходить на службу "человек на
коне и в доспехе полном". Таким образом,
с первых 100 четвертей выходил сам землевладелец,
а со следующих - его вооруженные холопы.
Согласно "Уложению"; вотчины в отношении
службы уравнивались с поместьями, а вотчинники
должны были нести службу на тех же основаниях,что
и помещики.
Изменения в положении служилых людей
тесно связаны также с отменой наместничьего
управления (кормлений). Вместо "кормленичего
дохода", шедшего в основном в руки наместников
и волостелей, вводился общегосударственный
налог "кормленый откуп". Этот налог
поступал в государственную казну, откуда
раздавался служилым людям в качестве
жалования - "помоги". Денежную "помогу"
давали тем, кто вывел больше людей, чем
полагалось, или имел владение меньше
нормы. Зато тот, кто вывел меньше людей,
платил денежный штраф, а неявка могла
повлечь конфискацию владений и телесное
наказание.