Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:24, реферат
Писать «Манифест РСДРП» и с почтением говорить о Маркове 2-м, товарищески кофейничать с Ильичом и быть отцом архимандрита, родиться в немецкой семье и стать русским националистом… Все эти характеристики органически переплелись в неполных трёх четвертях столетия, отведённых Господом одному удивительному человеку. Это был Струве. Тот самый Пётр Бернгардович, чьи труды уже неоднократно переиздавались в «свободной» России.
Введение…………………………………………………………………….2-4
Глава I . Начало жизненного пути. У истоков русского марксизма..5-6
Глава II. В либеральном движении….…………..…………….………..7-8
Глава III. В революции 1917-го.…………………………………….…...9-13
Глава IV. Деятельность в эмиграции.………………….……………….14
Заключение…………………………………………………………............15
Список литературы………………………………………………………..16
В начале 1918 выступил инициатором издания "Из глубины. Сборник статей о русской революции", основными авторами которого были участники "Вех". В "Предисловии издателя" он писал, что авторы ощущают то ни с чем не сравнимое морально-политическое крушение, которое постигло наш народ и наше государство". Свою статью "Исторический смысл русской революции и национальные задачи" Струве начинал словами: "Русская революция оказалась национальным банкротством и мировым позором - таков непререкаемый морально-политический итог пережитых нами с февраля 1917 г. событий". Струве даёт объяснение "той катастрофы, которая именуется и впредь будет, вероятно, именоваться русской революцией". Он отвергает ссылки "на некультурность народных масс" и на "режим ("старый порядок" и т. п.)". Причина заключается в совпадении "извращённого идейного воспитания русской интеллигенции... с воздействием великой мировой войны на народные массы"
...Самодержавие создало в душе, помыслах и навыках русских образованных людей психологию и традицию государственного отщепенства. Это отщепенство и есть та разрушительная сила, которая, разлившись по всему народу и спрягшись с материальными его похотями и вожделениями, сокрушила великое и многосоставное государство". "Это отщепенство от государства получило с половины XIX в. идейное оформление, благодаря восприятию рус. интеллигенцией идей западно-европейского радикализма и социализма". Анализируя историю России, Струве приходит к выводу: "...подготовлялась и творилась революция с двух концов, - исторической монархией с её ревнивым недопущением культурных и образованных элементов к властному участию в устроении государства, и интеллигенцией страны с её близорукой борьбой против государства".
В ситуации 1918 Струве видит "реальное воплощение в жизни проповеди революционного социализма, опирающегося на идею классовой борьбы. Вожаки мыслят себе организацию общества согласно идеалам коммунизма, как цель, разрыв существующих духовных связей и разрушение унаследованных обществ. отношений и учреждений - как средство, ...идея социализма как организации хозяйственной жизни - безразлично, правильна или неправильна эта идея - вовсе не воспринимается русскими массами; социализм (или коммунизм) мыслится ими только либо как раздел наличного имущества, либо как получение достаточного и равного пайка с наименьшей затратой труда, с минимумом обязательств".
Завершает Струве статью утверждением, что в России "возрождение жизненных сил даст только национальная идея". У интеллигенции "долг перед народом" состоит в том, чтобы "нести в широкие народные массы национальную идею как оздоровляющую и организующую силу, без которой невозможно ни возрождение народа, ни воссоздание государства".
В годы Гражданской войны Струве активно участвовал в "белом движении": член "Особого совещания" при генерале А.И. Деникине и генерале П.Н. Врангеле. Незадолго до эвакуации белой армии ездил в Париж, где добился от французского президента А. Мильерана признания правительства Врангеля и помощи франц. флота, на судах которого из Крыма смогли выбраться около 200 тыс. эмигрантов. Виновницей поражения "белого движения" считал интеллигенцию, которая изменила национальным интересам. "Россию погубила безнациональность интеллигенции, единственный в мировой истории случай забвения национальной идеи мозгом нации".
Глава IV. Деятельность в эмиграции.
Пытался возобновить ежемесячный литературно-политический журнал «Русская мысль», который под его редакцией выходил в 1921 в Софии, затем в Праге (1922—1923), Берлине (1923—1926) и, наконец, в 1927 в Париже. Но так как все свои силы Струве в то время отдавал другому своему «детищу» — газете «Возрождение», то идею возрождения «Русской мысли» в эмиграции ему пришлось окончательно оставить.
Был избран председателем Российского зарубежного съезда, проходившего в Париже в апреле 1926 года.
Участвовал в деятельности Русского юридического факультета в Праге. С 1928 года перебирается в Белград: ему предложено место председателя отделения общественных наук Русского научного института. Читает курс социологии на кафедрах в Белграде и Субботице. В это время Струве отходит от политической деятельности. В конце жизни работает над трудами «Система критической философии» (рукопись погибла) и «Социально-экономическая история России» (не окончена, опубликована в 1952 г.) В 1941 году арестован немецкими оккупантами как «друг Ленина». Освободился после трёхмесячного заключения. В июле 1942 года ему с супругой удаётся выехать к детям в Париж. Смерть настигла его там зимой 1944 года в оккупированной нацистами Франции. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Заключение.
Редкая многосторонность интересов и знаний Петра Бернгардовича просто поражает. Широкая публика, привыкшая, что в наше время даже самые выдающиеся личности укладываются в какую-нибудь профессиональную категорию, подводила его под две рубрики: для нее он был ученый-профессор-экономист и политик. Но всякий, лично знавший Петра Бернгардовича или даже ближе знакомый с его писаниями, должен был сознавать, что его личность и деятельность никак не исчерпывались этими понятиями. Уже на простой общий вопрос: кто такой Петр Бернгардович Струве - ученый? писатель? политик? - единственный правильный ответ будет: все вместе в нераздельном единстве личности.
«Только если русский народ будет охвачен духом истинной государственности и будет отстаивать ее смело в борьбе с ее противниками, где бы они ни укрывались, - только тогда в основе живых традиций прошлого и драгоценных приобретений живущих и грядущих поколений, будет создана - Великая Россия.» - этими словами Струве заканчивает свои размышления в статье о Великой России. И невозможно с этим не согласиться. Пожалуй, эти слова будут актуальны всегда, особенно для народа, горячо любящего свою страну.
Список литературы.
1 Зотова З.М. Пётр Бернгардович Струве. Вопросы истории – 1993, №8.
2 Гайденко П.П. "Под знаком меры" (либеральный консерватизм П.Б. Струве) // Вопросы философии. 1992. №12
3 Пайпс Р. Струве. Биография. Т. 1. М.: Московская школа политических исследований. 2001.
4 Русская Мысль, 1917, кн. 2, стр. 11
5 Русская Свобода, 1917, № 1, с. 5
6 Речь. 1917, 19 октября
7 Речь, 1917, 21 октября
8 Рус. Мысль, 1917. № 11/12, с. 57