Исторический портрет П.Б. Струве

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:24, реферат

Описание работы

Писать «Манифест РСДРП» и с почтением говорить о Маркове 2-м, товарищески кофейничать с Ильичом и быть отцом архимандрита, родиться в немецкой семье и стать русским националистом… Все эти характеристики органически переплелись в неполных трёх четвертях столетия, отведённых Господом одному удивительному человеку. Это был Струве. Тот самый Пётр Бернгардович, чьи труды уже неоднократно переиздавались в «свободной» России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2-4
Глава I . Начало жизненного пути. У истоков русского марксизма..5-6
Глава II. В либеральном движении….…………..…………….………..7-8
Глава III. В революции 1917-го.…………………………………….…...9-13
Глава IV. Деятельность в эмиграции.………………….……………….14
Заключение…………………………………………………………............15
Список литературы………………………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Исторнический портрет Струве.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ  ПОРТРЕТ П.Б.СТРУВЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………….2-4

Глава I . Начало жизненного пути. У  истоков русского марксизма..5-6

Глава II. В либеральном движении….…………..…………….………..7-8

Глава III. В революции 1917-го.…………………………………….…...9-13

Глава IV. Деятельность в эмиграции.………………….……………….14

Заключение…………………………………………………………............15

Список литературы………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.


Писать «Манифест РСДРП» и с почтением говорить о Маркове 2-м, товарищески кофейничать с Ильичом и быть отцом архимандрита, родиться в немецкой семье и стать русским националистом… Все эти характеристики органически переплелись в неполных трёх четвертях столетия, отведённых Господом одному удивительному человеку. Это был Струве. Тот самый Пётр Бернгардович, чьи труды уже неоднократно переиздавались в «свободной» России.

Он был первым почти  во всем:

 - в русской мысли первым последовательным западником  - до него последовательными западниками были разрозненные одиночки: Чаадаев, И. С. Тургенев, Б. Н. Чичерин;

- в среде русской радикальной интеллигенции он первым посмел возненавидеть народничество и назвать его «сифилисом русской мысли» за культ отсталости и примитивности «мужика», принятый за идеал морально-общественного здоровья;

- он первым посмел поддержать Столыпина в борьбе против земельной общины ради экономической свободы - т. е. против идеала социалистического хозяйства - экономическая свобода мыслилась им как необходимая база для прочной политической свободы и тем самым для свободного культурного развития вообще;

- в среде, из которой он вышел, в среде русской либеральной общественности он был первым человеком, отчетливо осознавшим себя русским патриотом и проповедовавшим патриотизм...

 

Неиссякаемый интерес к этой необыкновенной личности удивил меня, заставил заинтересоваться его биографией. Какую роль Струве сыграл в судьбе России? Какого политического течения он придерживался? Как отразились его взгляды на течении событий и политике в целом?

Именно об этом пойдет речь в данном реферате.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I . Начало жизненного пути. У истоков русского марксизма.

 

Струве родился 26 января 1870 года в  Перми. Он происходил из дворянского  рода немецкого происхождения.  Отец  - Бернгард Струве, был известным политическим деятелем, а дед – Василий Яковлевич Струве – всемирно известным астрономом. 

В 1889 году Струве начинает учиться  на естественном, а на следующий  год юридическом факультете Петербургского университета. Ещё студенческие годы увлекался марксизмом и играл активную роль в марксистских кружках. В 1890 году Струве основал марксистский кружок в своем родном университете. В этот кружок входили в том числе А. Н. Потресов и М. И. Туган-Барановский. В 1894 году окончил юридический факультет. Вскоре по окончании курса на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета выпустил книгу "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России" (Санкт-Петербург, 1894), давшую первое в русской печати изложение той программы, которая с середине 1890-х гг. господствует в молодых кружках русской журналистики. В этих "Заметках" полемического характера Струве, объявив себя учеником Маркса, противопоставил его доктрину экономического материализма "социологическому мировоззрению, традиционно господствующему в нашей прогрессивной литературе"1.

В апреле 1894 года Струве ошибочно был арестован в связи с «Группой народовольцев». В январе 1895 года распространил анонимное «Открытое письмо Николаю II», при вступлении на престол подтвердившему курс на политику контрреформ.

В 1896 году — участник Лондонского  конгресса II-го Интернационала. Написал  аграрную часть доклада российской делегации, с которым выступил Г. В. Плеханов. Редактор первых марксистских журналов «Новое слово» (1897 г.) и «Начало» (1899 г.).

В числе книг по теории и истории  капитализма и рабочего движения в 1898 году вышел I-й том «Капитала» К. Маркса. Для I съезда РСДРП в 1898 году написал «Манифест Российской социал-демократической  рабочей партии» — первый документ этой партии. В 1899 году подверг критике взгляды Маркса на неизбежность буржуазной революции. В том же году его лишают места приват-доцента за неблагонадёжность.

В апреле 1900 года в Пскове принимает  участие в организационном совещании  по созданию газеты «Искра» вместе с Л. Мартовым, А. Н. Потресовым, С. И. Радченко, М. И. Туган-Барановским, А. М. Стопани и В. И. Лениным.

В 1901 эмигрировал в Германию. Революция 1905-1907 гг. позволила вернуться на родину. Приехав на Родину, Струве характеризовал Манифест 17 октября как "незыблемый краеугольный камень нового государственного строя". В октябре 1905 при образовании кадетской партии Струве вошел в ее ЦК, был избран депутатом II Государственной думы. Понимая необходимость реформ, возлагал надежды на одаренных представителей бюрократии и поддержал аграрную реформу П.А. Столыпина, но не одобрил "Третьеиюньский переворот". Разуверившись в способности властей провести необходимые преобразования, Струве с 1908 отошел от активной политической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. В либеральном движении.

 

Известно, что интерес к политике возник у юного Струве очень рано. Так, уже в 14-летнем возрасте, в своём  дневнике он пишет такие строки:

"… Я имею сложившиеся политические  убеждения, я последователь Аксакова, Юрия Самарина и всей блестящей фаланги славянофилов. Я – национал-либерал, либерал почвы и либерал земли. Лозунг мой – самодержавие. Но у меня есть ещё лозунг: долой бюрократию и да здравствует народное представительство с правом совещания (право решения принадлежит самодержцу)."2

И если с течением времени Струве стал последовательным западником, то в остальном он и в 14, и в 74 оставался  национал-либералом (пожалуй, не исключая даже периода сотрудничества с социал-демократией). А потому неудивительно, что крупнейший западный исследователь жизни и творчества П.Б. Струве небезызвестный русист-русофоб Ричард Пайпс, назвав первую часть его политической биографии "Левый либерал", вторую поименовал иначе – "Правый либерал". Однако мировоззренческая эволюция Струве всё же сложнее, нежели "поправение" левого либерала, а потому на ней стоит остановиться несколько подробнее.

Уже сам факт приятия 14-летним Струве идеи самодержавия говорит о многом. Как  известно, в те годы идеалы столичной  общественности были далеки от консервативных, а для того, чтобы провозгласить себя монархистом, уже требовалась значительная сила воли (разумеется, здесь не идёт речь о казённом бюрократическом монархизме). Правда, уже в 1892 году молодой мыслитель начинает борьбу с тем же самодержавием в рамках литературного (легального) марксизма. Однако, очень скоро Струве осознал важность идеальных факторов в экономической и общественной жизни, тем самым окончательно порвав с марксизмом.

В дальнейшем Струве переходит от марксизма  к либерализму, путь к которому заканчивает в 1907 году.

Летом 1900 года налаживает контакты с конституционалистским  крылом земских либералов, в частности  с И. И. Петрункевичем. Таким образом  Струве начинает объединение всех антисамодержавных  сил, разделяющих идею политической свободы3. На переговорах зимой в Мюнхене с Плехановым, Лениным, Потресовым и Верой Засулич подписывает договор об участии в финансировании изданий их стороны и издательства совместного «Современного обозрения» для публикации документов, обличающих российский режим. 17 марта 1901 года принимает участие в демонстрации на Казанской площади, после чего его ссылают в Тверь. Его поклонник, издатель Д. Е. Жуковский предлагает ему деньги для издательства за границей журнала, пропагандирующего создание конституционного правительства в России. Струве добивается от властей разрешения уехать за рубеж. При содействии влиятельных знакомых он его получает и в декабре уезжает в Германию.

С 1902 года Струве - редактор журнала «Освобождение». Один из авторов сборника «Проблемы идеализма» (1902). Один из создателей либерального «Союза освобождения». В 1904 году в качестве делегата «Союза освобождения» принял участие в Парижской конференции оппозиционных и революционных партий России.

В 1909 - 1913 участвовал в работе Религиозно-философского общества и совместно с С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым и др. выпустил сб. "Вехи", где признал ошибкой первую росс. рев. С началом первой мировой войны Струве выступил горячим патриотом России, стал одним из руководителей Всеросс. земского союза; в 1915 вышел из ЦК кадетской партии. Длительное время (1906 - 1917) преподавал политэкономию в Петербург, политехническом институте, в 1917 стал академиком.

 

Глава III. В революции 1917-го.

 

Февральскую революцию 1917 Струве назвал "величайшим мировым событием". В ст. "Освобожденная Россия" писал: "Вторая русская революция, завершившая дело политического освобождения нашей родины... сломала на своём пути все преграды"4. Лозунг "Война до победного конца", считал Струве, получил только теперь "свой окончат, смысл и всецелое оправдание”. Свою задачу в революции видел в расширении публицистической и издательской деятельности. С апреля начал издавать еженедельник "Русская Свобода", куда привлек крупных политических, деятелей, философов, публицистов (Н.А Бердяева, А.С. Изгоева, В.В. Шульгина и др.).

Приобщившись к свободе, станем свободными и ответственными творцами культуры"- призывал Струве в передовой статье5. Однако уже в № 3 (май) звучит тревога. Струве отмечал, что русский народ никогда не переживал таких тяжёлых испытаний, как в дни после революции, когда в народных массах утрачен "здравый патриотический инстинкт", и мы переживаем такой момент истории, когда поистине промедление времени смерти подобно". Струве призывал "объединяться для творческой работы" в "Лигу русской культуры", которая не должна преследовать "никаких политических целей, целей" и объединить представителей "всех политических, оттенков", надо любить свою национальную культуру во всём её ист. богатстве, пестовать её, "отстаивать её права и лицо" и в водовороте революционных событий и в свободном "состязании национальных культур". В июне опубликовал статью "Иллюзии русских социалистов", в которой доказывал необоснованность их надежны на то, что в России "восторжествовали проникнутые идеями и духом социализма рабочие и солдаты" и что "воплотившийся в этих народных массах социализм перекинется на запад", это - "грубейшая ошибка и плачевная иллюзия". Русская революция, заключал Струве, "есть не торжество социализма, а его попрание и крушение", а русские социалисты, считая себя борцами за социализм, на деле компрометируют и "губят социализм как идею". Если в России - стране "пьяного илота социализма и классовой борьбы" - восторжествует социализм, то это будет означать "полное народно-хозяйственное и государственно-хозяйственное банкротство". Струве осуждал деятельность социальных партий, утверждая, что они используют идею социализма лишь как знамя для возбуждения "разрушит, противогосударственных и противокультурных инстинктов, овладевших народными массами".

 

В мае Струве участвовал в подготовке конференции "Лиги русской культуры", на которой выступил с докладом. На торжественном собрании членов Государственной Думы всех созывов представлял 2-ю Государственную Думу. Его откровенно оборонческая и антисоциальная позиция импонировала правительственным, кругам. Он был членом Временного Совета Российской Республики (Предпарламента), от группы гражданских обществ, деятелей входил в комиссию по иностранным делам. При обсуждении в Совете Республики вопроса об обороне Струве заявил о поддержке резолюции, предложенной Н.В. Чайковским, в которой предлагалось усилить ответственность "как за превышение, так и за бездействие власти", повести "самую энергичную борьбу с самоуправством, самосудами и самовольными захватами", проводить твёрдую и решительную экономическую политику"6.

 

На заседании Совета Республики 20 октября, говоря о внешней политике Временного правительства, утверждал, что провозглашение "пресловутой" формулы "без аннексий и контрибуций" было "исторической ошибкой"; сетовал на то, что "русское государство превратилось в какой-то аукцион, на котором народная душа предлагается тому, кто, не справляясь ни со своим карманом, ни со своей совестью, готов дать наибольшую цену - выдать какие угодно векселя для того, чтобы потом убежать от всякого платежа"; критиковал социал-демократов за подстрекательства против власти - "Мы живём в каком-то сумасшедшем доме, где здоровые, честные и нормальные люди исходят в борьбе с буйными больными", характеризовал большевизм как "смесь интернационалистического ада со старой русской сивухой", которой "опаивают русский народ несколько неисправимых изуверов, подкрепляемых кучей германских агентов"7. Пропаганду немедленного мира называл сознательным введением русского народа в "тягчайшее заблуждение", революционная ликвидация войны вызовет демобилизацию армии и промышленности, что приведёт к "катастрофическому падению интенсивности и производительности труда и анархии", а это "ввергнет массы в испытания, гораздо более горшие, чем испытания, налагаемые войной". По его словам, если власть будет передана в руки левых элементов, это приведёт к государственному банкротству, с их правительством не станут разговаривать не только союзники, но и враги.

 

Октябрьский переворот категорически не принял. В статье "В чём революция и контрреволюция?" утверждал, что события 1917 "это солдатский бунт... принятый интеллигенцией страны за революцию, в надежде превратить в революцию". Надежда не оправдалась, и бунт превратился в "грандиозный и позорный всероссийский погром"8. Революция, вдохновляемая социальными лозунгами, направлена против "русской конституции" и есть "сплошное отрицание собственности и правопорядка", поскольку она не является буржуазной, "русский социализм в его борьбе с буржуазией и буржуазными порядками по существу контрреволюционен" и должен быть преодолен и сметён. Для победы над внеш. врагом и в гражданской войне России нужна "большая вооруженная сила в руках твёрдой государственной  власти".

Информация о работе Исторический портрет П.Б. Струве