Христиан Альберт Теодор Бильрот

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:18, реферат

Описание работы

Окончив среднюю школу в Грайфсвальде, Бильрот поступил в Грайфсвальдский университет. Впоследствии он обучался в Гёттингенском университете, а степень доктора медицины получил в Берлинском университете.

В 1853-60 годах Бильрот работал хирургом в клинике Шарите под руководством знаменитого хирурга Бернгардта фон Лангенбека. В 1860-67 годах он был профессором Цюрихского университета, а также руководил хирургической клиникой. В это время Бильрот опубликовал свой ставший классическим учебник «Die allgemeine chirurgische Pathologie und Therapie» («Общая хирургическая патология и терапия», 1863).

Работа содержит 1 файл

Христиан Альберт Теодор Бильрот.docx

— 39.96 Кб (Скачать)

природы самыми разнообразными дарованиями - хирург, поэт и художник - он не обижен и теми качествами, какие  необходимы для образцового преподавателя; благодаря прекрасному дару слова, ясности изложения и логическим выводам лекции его до такой степени увлекательны, что с сожалением расстаешься с ними. О высоком образовательном цензе его говорить было бы излишне. Характеристики ради можно лишь заметить, что почти в каждом слове, в каждом движении его проглядывают в частной беседе чрезвычайно симпатичные черты, изобличающие в нем деликатность, воспитанность и  
 
 
 
 
 

                                                                                                    Крючки Фолькмана 

порядочность. Труды  его, обнародованные в печати, отличаются не столько своим количеством, сколько  своим высоким качеством... В Германии он пользуется известностью не только как лучший хирург-профессор, но и  как выдающийся поэт и любимый  лирический писатель под псевдонимом  «Leander». Как это ни странно может показаться на первый взгляд, факт этот, однако, достоверен. Собрание его лирических произведений выдержало уже, если не ошибаюсь, до 15 изданий.

Нельзя пройти молчанием  и того, что он замечательно хорошо рисует, в чем убеждается всякий, кто посещает его аудиторию».

В 1886 г. будущий профессор  Университета Св. Владимира (Киев) А.Д.Павловский командировался Военно-медицинской академией за границу с целью усовершенствования в хирургии. В течение 15 месяцев Павловский находился в клиниках Германии у Бергмана, Фолькмана и Кёнига, а затем в течение еще 3 месяцев в Австрии у Бильрота и Альберта.

Отчет Павловского  о поездке в Германию и Австрию  опубликован в ряде номеров еженедельника  «Русская медицина» (СПб, 1889). О многом говорят уже самые первые строки отчета: «Наряду с блестящим состоянием германской науки высоко стоит в ней и хирургия. Ряд богатых опытом, знаниями талантливых учителей, богатые научные пособия и вся клиническая обстановка – эти грандиозные клиники-дворцы с мрамором, электричеством, элегантным удобством больных, с целым арсеналом новейших приспособлений, облегчающих страдания пациентов, с опытным, строго дисциплинированным, внимательным, работящим персоналом, со своими клиническими музеями и лабораториями - оставляют после себя удивление, благодарность и отчасти глубокую горечь в душе блуждающего по Европе русского человека...

Везде, и в Германии, и в Австрии, встречал я любезность и предупредительность от господ профессоров и их ассистентов; везде  находилось место у операционного  стола; всюду клиники, их музеи и  лаборатории были открыты для  осмотра и подробного изучения их».

Профессор А.С.Таубер писал: «Фолькман не только оставил по себе неизгладимые следы в хирургии, но его школа положила первый камень, на котором зиждется теперь фундамент современной хирургии в Германии».

Фолькман и Бильрот

Касаясь дружбы Фолькмана с выдающимися современниками, следует остановиться на его отношениях с Теодором Бильротом, которые берут начало со времен Франко-прусской войны (1870-1871). Фоль-кман, тогда уже сложившийся хирург, активно занимался литературным трудом - писал лирические стихи, сказки для детей. Бильрот называл Фолькмана «ученым с поэтической подоплекой». Вне всякого сомнения, Бильрота, с его романтическим складом натуры, эта «поэтическая подоплека» в коллеге привлекала прежде всего. А кроме того, для Фолькмана были характерны еще и такие черты характера: «Никакой злобы, никаких интриг, никакого проявления шовинизма или вообще партийности никто не мог видеть ни в словах, ни в действиях Фолькмана. Отношения его к заслугам других выдающихся хирургов Германии были самые искренние и честные...»

Для Бильрота одной из самых любимых книг во все времена оставалась та, которую написал Фолькман в то время, когда он служил хирургом в Германской армии, стоявшей под Парижем. «Грезы у французского камина» - так чарующе-красиво назвал свое произведение Фолькман. Отправляя книгу Бильроту, он писал: «Я сочинил прилагаемый буклет в течение тех долгих вечерних часов одиночества, что провел в лагере под Парижем. Писал поначалу исключительно для жены и ребенка. Позднее жене удалось уговорить меня всё это опубликовать».

В 1892 г. Бильрот, «стареющий патриарх мировой хирургии», написал «поэтическое посвящение» на упомянутую книгу Фолькмана.

Кроме сборника сказок «Грезы у французского камина», Фолькман написал и издал еще ряд книг, в частности, книгу «Старые и новые песни Трубадура», сборник рассказов. Книги издавались на разных языках и не утратили своей литературной ценности до настоящего времени.

Примечательно, что  в справочных изданиях прежнего времени  так и указано: «Рихард Фолькман, немецкий хирург и поэт...»

Дружбу Бильрота с Фолькманом не смогли омрачить их страстные научные споры, касающиеся антисептики. О недоверии, с каким Бильрот поначалу отнесся к методу Листера, свидетельствует письмо Фолькману, датированное 1875 г., в котором Бильрот, не скрывая иронии, пишет: «Чтобы доставить тебе удовольствие, я листерирую с 1 октября. Ближайшими результатами были: одно карболовое отравление со смертельным исходом, три обширных гангрены кожи благодаря пропитанным карболовой кислотой губкам и две ампутационные культи с огромным распадом клетчатки. Но так как ты говоришь, что всё это не важно, а затем пойдет лучше, то мы листерируем и дальше с неослабным рвением».

Кстати заметить, с января 1879 г. Бильрот в своей клинике начал применять для закрытия послеоперационных ран так называемую стерильную необработанную повязку Фолькмана - гораздо более совершенную и надежную, чем фенольно-марлевая повязка Листера.

Отношения Бильрота с Фолькманом в этом плане имеют особый исторический интерес, поскольку в них, как в капле воды, отразились все противоречия, связанные с внедрением в медицинскую практику нового прогрессивного учения об антисептике на европейском континенте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Страницы истории отечественной хирургии. М.: Изд-во АМН СССР, 1953. — С. 76.

2. Статья И. Теличкина  «Поэт в хирургии»  - Медицинская  газета - Текущий номер 35 от 14 мая 2010г.

3.  «Малый энциклопедический  словарь Брокгауза и Ефрона» - Москва «Терра» 1997г.

4. «Шеренга великих медиков» - Гжегож Федоровский. Перевод с польского E.К. Шпак. «Наша Ксенгарня» – Варшава, 1975.

Информация о работе Христиан Альберт Теодор Бильрот