Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:30, реферат
Целью нашего исследования является рассмотрение политико-правового учения Николо Макиавелли, определение основных принципов его концепции. При этом должна учитываться та историческая эпоха, в которой итальянский мыслитель создавал свои произведения.
1 Введение……………………………………………………………………...3
2 Становление и развитие политических взглядов Н. Макиавелли……....4
3 Представления о праве и государстве Н. Макиавелли…………………..6
4 «Государь» Н. Макиавелли………………………………………………..12
5 Заключение……………………………………………………………….....23
6 Список использованной литературы…………………………………….….27
Особенно интересно положение о воспитании народа Соответственно ему, государь должен стремиться к тому, чтобы народ если уж и боялся, то уважал своего правителя, к тому, чтобы большинство было довольно своей жизнью и законами, к тому, чтобы не допускать злоупотреблений своей властью - например, не посягать на честь и имущество обычных граждан. "Тому, кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привел к власти народ, так как если государь окружен знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тогда как тот, кого привел к власти народ, правит один, и вокруг него нет никого или почти никого, кто не желал бы ему повиноваться. Кроме того, нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворять притязания знати, но можно - требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным. Сверх того, с враждебным народом ничего нельзя поделать, ибо он многочислен, а со знатью - можно, ибо она малочисленна". Таким образом, идеальный князь добивается сознательной поддержки народа, и Макиавелли настойчиво призывает добиваться активного согласия народных масс на единственно возможный в то время вид демократии - абсолютную монархию, разрушающую феодальную и сеньориальную анархию.
Среди
прочих практических проблем в "Государе"
Макиавелли
рассматривает и вопрос обороны государства
от внешних и внутренних врагов. Против
первых Макиавелли предлагал только два
оружия: удачные политические союзы и
сильная армия. Что касается внешней политики,
то тут Макиавелли советует государю опираться
не только на свои ум и силу, но и на "звериную"
хитрость. Именно на внешнеполитическом
поприще должно пригодиться ему умение
быть не только "львом", но и "лисом".
Таким образом, для успеха на ниве внешней
политики государь должен быть умён, хитёр,
изворотлив, он должен уметь предвидеть
последствия каждого сделанного им шага,
должен отбросить в сторону все принципы
чести и понятия морали и руководствоваться единственно соображениями практической выгоды. Как политик, идеальный государь обязан сочетать в себе смелость и решительность с осторожностью и предусмотрительностью.
В
то же время Макиавелли усматривает
тесную взаимосвязь и
взаимозависимость между правильным государственным
устройством "хорошими законами"
- и хорошими войсками, то есть, сильную
армию можно получить лишь имея сильное
государство.
При
решении внутренних задач, правитель
должен помнить, что невозможно одновременно
удовлетворить всех и каждого, однако
необходимо уметь заручиться поддержкой
большинства своих граждан. При этом одна
из наиважнейших задач правителя - это
подобрать себе мудрых советников, ведь
именно по приближённым государя судят
о нём самом, и именно от приближённых
во многом зависят решения правителя.
"Об уме правителя первым делом судят
по тому, каких людей он к себе приближает;
если это люди преданные и способные, то
можно всегда быть уверенным в его мудрости,
ибо он умел распознать их способности
и удержать их преданность. Если же они
не таковы, то и о государе заключат соответственно,
ибо первую оплошность он уже совершил,
выбрав плохих помощников. Если он (советник)
больше заботится о себе, чем о государе,
и во всяком деле ищет своей выгоды, он
никогда не будет хорошим слугой государю,
и тот никогда не сможет на него положиться.
Но и государь со своей стороны должен
стараться удержать преданность своего
министра, воздавая ему по заслугам, умножая
его состояние, привязывая его к себе узами
благодарности, разделяя с ним обязанности
и почести, чтобы тот видел, что государь
не может без него обходиться, и чтобы,
имея достаточно богатств и почестей,
не возжелал новых богатств и почестей,
а также чтобы, занимая разнообразные
должности, убоялся
переворотов".
Государю вообще проще живётся, если его власть в государстве унаследована, и его персона освящена многовековой силой привычки. Это не избавляет государя от необходимости думать, но позволяет жить чуть спокойнее. В новых или завоёванных государствах дело обстоит несколько иначе. В качестве обязательного действия Макиавелли предписывает новому государю издание новых законов - по возможности, конечно, хороших - просто даже для того, чтобы изменить уклад жизни и все стереотипы, связанные с прежними властями. В качестве замечания Макиавелли говорит, что, несмотря на парадоксальность этого утверждения, люди, довольные прежним правительством, имеют очень много шансов стать лояльными гражданами по отношению к новой власти. И, напротив, лица, помогавшие осуществить захват власти и становящиеся поначалу естественными помощниками властителя, особенно опасны впоследствии. Они чувствуют, что находятся в особом положении, требуют привилегий, почестей, наград, что, конечно, может не понравиться государю; но, более того, они самим своим существованием напоминают и государю, и народу о смене власти. То есть такие люди далеко не всегда надёжны. Также, рассматривая качества, которыми должен бы обладать идеальный государь, Макиавелли впервые в Новой истории заговорил об экономике государства как составной части его благополучия.
Рассматривая скупость как порок человека, но добродетель государственного мужа, он указал на недопустимость слишком высоких налогов, то есть таких, выносить которые население уже не смогло бы. Макиавелли утверждал, что государь может быть щедрым только за счёт чужого добра - военной добычи, например, - но никак не за счёт благосостояния своих подданных.
Макиавелли
считал, что для безопасности нового
государства лучше
всего уничтожить всякие воспоминания
о старом. Особенно это важно в
отношении тех, кто по каким-то соображениям
(допустим, в силу родства)
мог претендовать на трон. Такие люди,
может быть, и не опасны сами по себе, но
они смогут стать "знаменем", под
которым соберутся все недовольные. Как
бы жестоко и аморально это ни звучало,
но единственным действенным способом
избавления от угрозы является физическое
устранение возможных противников. Макиавелли
хорошо видел, чувствовал и сознавал силу
религии, её социальную функцию, её консерватизм
и власть над умами и сердцами верующих
и поэтому призывал всемерно использовать
эту силу для общего блага, в особенности
для объединения и укрепления государства.
Исходя из этого, Макиавелли настоятельно
рекомендует главам республик или царств
сохранить основы, поддерживающей их религии.
Если они будут поощрять и умножать всё,
что возникает на благо религии, хотя бы
они сами и считали всё это обманом и ложью,
то им будет легко сохранить своё государство
религиозным, а значит - добрым и единым.
И до сих пор в науке не сложилось однозначной
оценки творчества флорентийского мыслителя.
В одних работах он подвергается критике
за аморализм, в других, наоборот, восхваляется
за реализм. Однако, как бы там не было,
произведением "Государь" Макиавелли
ещё раз подтвердил, что он являлся одним
из самых блестящих дипломатов эпохи и,
без сомнения, достойным представителем
славной школы Флорентийской дипломатии.
Заключение
Подводя
итог, необходимо отметить, что мыслям
Макиавелли о политике, в т.ч. о
праве и государстве, мало уделяют
внимания, рассуждая, как правило, о
моральности-аморальности макиавеллистической
политике. Однако, несмотря на почти 500
лет, отделяющие нас от времени написания
"Государя" и "Рассуждений",
мысли, изложенные в данных произведениях,
не перестают быть актуальными, "живыми".
Политика для Макиавелли - это результат
борьбы социальных сил, групп, личностей.
Активную роль в ней играет человеческая
заинтересованность. Следует отметить,
что Макиавелли видел базу своего политического
учения во внутренней природе человека,
ее основных свойствах. А к таковым Макиавелли
относит эгоизм, стремление к власти, стремление
к приобретению собственности. Отсюда
и содержание макиавеллизма - в политике
следует опираться не на мораль, а на силу.
Ради благородной цели моралью можно жертвовать,
цель оправдывает средства. Учение Макиавелли
утверждает неизменность стремлений человека.
Ниже мы тезисно наметим основные идеи
Макиавелли, касающиеся политического
процесса, права и государства.
1.
Политика: сфера действия реального,
а не желаемого.
Чтобы управлять людьми, необходимо знать
причины их поступков, их желания и интересы.
2. Макиавелли отделил политику от морали:
2.1.
политика есть особенная сфера
человеческой деятельности, она
имеет свои закономерности, которые
должны быть изучены и
2.2.
мораль частной особы и
2.3. идея "значительной цели" - моральная ответственность в цели, а не в средствах.
3. Принципы политики:
3.1. политическая мудрость: наименьшее зло есть благо;
3.2.
политика должна учитывать
3.3.
принудительная сила
3.4. закон - выражение интереса общества граждан. Макиавелли выделяет в государстве: Князь (имеет свой интерес + интерес государственного единства), знать/богатые (имеют свой интерес), народ (интерес всех) сдерживает знать. Противостояние народ - знать обеспечивает интерес граждан, а держаться собственной выгоды - это свойственно каждому от природы.
3.5. христианское положение, что всем правит Бог и судьба привело к утрате свободы воли индивида. На самом деле расклад такой: 1/2 воля человека + 1/2 судьба.
3.6.
народ должен чувствовать
3.7.
творцу законов необходимо
3.8.
безопасность собственности и
гарантированность своего
3.9.
политические действия должны
руководствоваться опытом и
4.
Политический процесс: воля
5. Свобода:
5.1.
определенная правителем
5.2.
основа свободы граждан: более-
6. Республика:
6.1. в торговой республике - как Венеция, Флоренция - зарождается гражданское общество (у Макиавелли нет такого термина), основа которого - собственность и тогда частная особа, владеющая имуществом, имеет влияние на политику;
6.2.
в хорошо устроенных
6.3. основа республики: равноправие буржуазии, республика - быстрый путь к благополучию людей. Основа монархии: феодализм - каждый прикреплен к своему сословию, дворяне - бездельники, которых необходимо вешать.
7. Национальное единство:
7.1.
национальная идея способна
7.2. нация может подчинить себе религию.
7.3. нация должна быть независимой от других наций. Итальянские правители неправы, когда призывают в своих шкурных интересах то французов, то испанцев, а последние только грабят Италию;
7.4.
нация должна сама
8. Соревновательная политическая система: институционное разделение функций власти.
8.1. в Древнем Риме постоянное противоборство 2-х партий - знати и плебса - создавало постоянную небезопасность, следовательно - необходимость в улучшениях - создание легальных институтов, которые выражали бы их интересы - Сенат и Трибуны для плебса. Из их взаимного противостояния выходили законы, которые закрепили свободу общества;