Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:30, реферат
Целью нашего исследования является рассмотрение политико-правового учения Николо Макиавелли, определение основных принципов его концепции. При этом должна учитываться та историческая эпоха, в которой итальянский мыслитель создавал свои произведения.
1 Введение……………………………………………………………………...3
2 Становление и развитие политических взглядов Н. Макиавелли……....4
3 Представления о праве и государстве Н. Макиавелли…………………..6
4 «Государь» Н. Макиавелли………………………………………………..12
5 Заключение……………………………………………………………….....23
6 Список использованной литературы…………………………………….….27
Гением Макиавелли было создано и беллетристическое "Жизнеописание Каструччо Кастракани из Лукки", составленное в 1520 и живописующее восхождение к власти знаменитого кондотьера в начале 14 в. В 1520 Макиавелли посещал Лукку как торговый представитель по поручению кардинала Лоренцо Строцци (которому он посвятил диалог "Об искусстве войны") и, по своему обыкновению, изучал политические институты и историю города. Одним из плодов его пребывания в Лукке стало "Жизнеописание", изображающее беспощадного правителя и известное романтическим изложением идей об искусстве войны. В этой небольшой работе авторский стиль столь же отточен и ярок, как и в других сочинениях писателя.
К тому времени, когда Макиавелли создал главные произведения, гуманизм в Италии уже прошел пик своего расцвета. Влияние гуманистов заметно в стилистике "Государя"; в этом политическом труде мы можем видеть характерный для всей эпохи Возрождения интерес не к Богу, но к человеку, личности. Однако интеллектуально и эмоционально Макиавелли был далек от философских и религиозных интересов гуманистов, их абстрактного, по существу средневекового подхода к политике. Язык Макиавелли отличается от языка гуманистов; проблемы, которые он обсуждает, почти не занимали гуманистическую мысль. Макиавелли часто сравнивают с его современником Франческо Гвиччардини (1483-1540), также дипломатом и историком, погруженным в вопросы политической теории и практики. Далеко не столь аристократичный по рождению и темпераменту, Макиавелли разделял многие основные идеи и эмоции философа-гуманиста. Для них обоих характерны ощущение катастрофы в итальянской истории из-за французского вторжения и возмущение состоянием раздробленности, не позволявшей Италии противостоять порабощению. Однако различия и расхождения между ними также значительны. Гвиччардини критиковал Макиавелли за его настойчивые призывы к современным властителям следовать античным образцам; он верил в роль компромисса в политике. По существу, его взгляды более реалистичны и циничны, чем взгляды Макиавелли.
Надежды
Макиавелли на расцвет Флоренции
и собственную карьеру
3. «Государь» Н.
Макиавелли.
Макиавелли не упоминает о естественном праве - основной категории, с помощью которой (или, скорее, с помощью многочисленных разновидностей которой) христиане и язычники, телеологи и материалисты, юристы, теологи и философы до и, разумеется, спустя много десятилетий после него, обсуждали вопросы, которыми он занимался. Он, конечно, не философ и не юрист: однако он был знатоком политики, начитанным и образованным человеком. Старое христианско-стоическое учение к тому времени уже не имело того влияния, особенно среди ранних гуманистов, каким оно когда-то пользовалось в Италии. И все же, учитывая, что Макиавелли ставил своей целью по-новому осмыслить поведение человека в обществе, от него можно было бы ожидать если не явного опровержения или отрицания, то хотя бы замаскированной критики положений, которые, по его мнению, оказались для многих роковыми. Главное, он уверяет нас, что его путем до него никогда не шел ни один человек, и в данном случае это не просто слова: действительно, есть что-то необычное в том, что он полностью игнорирует банальные и общепринятые понятия и категории, с помощью которых самые известные мыслители и ученые того времени привыкли выражать свои мысли. Не удивительно, что Жантийе в сочинении "Contre-Machiavel" осуждает его именно за это.
У Макиавелли нет даже намека на Божественное право. В основе республик - vox populi - глас народа), решение дел со всеобщего согласия. В основе княжеств - сила или завоевание, узаконенное и обеспечиваемое добрым правлением. Дело, конечно, не обошлось без малой толики Неба и папы, но лишь как силы, необходимой для того, чтобы держать народы в повиновении и в страхе перед законами.
Установив, что центр жизни на земле - вокруг его родины, Макиавелли не может одобрить такие монашеские добродетели, как самоуничижение и долготерпение, которые "обезоружили Небо и изнежили мир", сделав человека более способным "переносить оскорбления, нежели мстить за них". (Agere et pati fortia romanum est.)
"Неправильно
понятая католическая религия
делает человека более
Макиавелли видел в светской власти пап не только нелепую и недостойную форму правления, но и главную опасность для Италии. Будучи демократом, он выступал против идеи узкого правления и весьма сурово расправлялся с пережитком феодализма - дворянством.Он видел в авантюристах-наемниках первопричину слабости Италии перед лицом чужеземца, а посему выдвинул и широко развил идею создания национальной милиции. Светскую власть пап, дворянство, авантюристов-наемников он расценивал как пережитки средневековья, с которыми следовало бороться.
"Я
не заботился здесь ни о красоте
слога, ни о пышности и звучности слов,
ни о каких внешних украшениях и затеях,
которыми многие любят расцвечивать и
уснащать свои сочинения, ибо желая, чтобы
мой труд либо остался в безвестности,
либо получил признание единственно за
необычность и важность предмета ",
- писал Макиавелли в "Государе".
Цель "Государя" - раскрыть на основании
опыта истории современных событий, как
завоевывается княжеская власть, как она
удерживается и как теряется. Италия XV
века давала для этой темы множество примеров,
больших и малых, ибо редкий правитель
мог похвастаться законностью своей власти.
Правила достижения успеха были совсем
иными, чем они стали во времена более
спокойные, ибо никого не ужасали жестокости
и предательства. Может быть, нашему веку
вновь дано лучше оценить Макиавелли,
ибо некоторые из наиболее знаменитых
успехов нашего времени были достигнуты
методами, не уступающими по подлости
любым методам, которые применялись в
Италии Возрождения. Героем "Государя",
которому Макиавелли расточает величайшие
похвалы, является Чезаре Борджа. Он задался
трудной целью: во-первых, убив собственного
брата, одному пожать плоды династического
честолюбия своего отца; во-вторых, силой
оружия завоевать от имени папы территории,
которые после смерти Александра VI должны
были стать собственность не папского
государства, а самого Чезаре; в-третьих,
обработать коллегию кардиналов, чтобы
следующим папой стал его друг. С большим
искусством Чезаре преследовал эту трудную
цель; его поведение, заявляет Макиавелли,
должно служить поучительным примером
для нового князя. Правда, Чезаре потерпел
неудачу, но только вследствие "необычайной
и крайней враждебности судьбы". Случилось
так, что в момент смерти отца сам Чезаре
был также опасно болен; а к тому времени,
когда он выздоровел, враги его собрались
с силами и папой был избран его злейший
недруг. В день этих выборов Чезаре говорил
Макиавелли, что он предусмотрел все, что
могло произойти, "не подумал лишь об
одном: что, когда отец будет умирать, он
окажется при смерти сам". Макиавелли,
которому была известна вся подноготная
преступлений Чезаре, заканчивается так:
"Подводя итог делам герцога (Чезаре),
я не мог бы упрекнуть его ни в чем; наоборот,
мне кажется, что его можно, как я это сделал,
поставить в пример всем, кто достиг власти
милостью судьбы с помощью чужого оружия".
Однако Макиавелли восхищался Чезаре
Борджа не за цели, которые он перед собой
ставил, а только за то искусство, с которым
он их преследовал. Николо Макиавелли
проявил себя сторонником самого жесткого
реализма, ибо считал, что благодушные
мечтания о прекрасном будущем только
мешают жизни обычного человека.
Наблюдения над жизнью привели Макиавелли
к глубочайшему убеждению, что человек
это существо сугубо эгоистическое, во
всех своих поступках руководствующееся
лишь собственными интересами. Вообще,
по мнению Макиавелли, интерес это самый
могущественный и чуть ли не единственный
стимул человеческой деятельности. Проявления
интереса достаточно различны, однако
самый важный интерес связан с сохранением
собственности, имущества и с приобретением
новой собственности и нового имущества.
Он утверждал, что "люди скорее простят
смерть отца, чем потерю имущества"
. Макиавелли показывает, что человек
это бесконечное сочетание добра и зла,
и зло столь же присуще человеческой природе,
как и добро.
Человек, по мнению Макиавелли, не только эгоистичен, но и свободен в своих поступках. Если христианское понимание сущности человека утверждало, что человек во всем подчинен высшему Божественному Провидению, заранее определенной Богом судьбе, то Макиавелли формулирует совершенно новое понимание человеческой судьбы. Он говорит о том, что судьба человека не "фатум", а "фортуна". Судьба-фортуна никогда не может полностью определить жизнь человека. Более того, в "Государе" флорентийский мыслитель пытается даже вычислить соотношение - насколько жизнь человека зависит от высших обстоятельств, а насколько от него самого. И приходит к выводу, что "фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим". В своих работах Макиавелли приходит к выводу, что главное в человеке - это способность к деятельности, воля, стремящаяся к осуществлению больших целей, основанная на эгоистическом интересе. В работах Макиавелли как бы получают свое реалистическое завершение все предшествующие гуманистические рассуждения о сущности человеческой личности. Отказавшись от чисто религиозно-философских рассуждений на эти темы, он трезво и жестко формулирует определенные правила и нормы человеческого общежития, которые, по его мнению, определяют жизнь каждого конкретного человека. Отдельный человек предстает в сочинениях Макиавелли во всей своей неприкрашенной, трезво оцененной реальности, с присущими ему добрыми намерениями и злыми поступками.
Наиболее ярко эти идеи были выражены флорентийским мыслителем в рассуждениях на тему власти и значении государя. По мнению Макиавелли, государь должен опираться не на теории и философские представления о жизни, а на саму реальную жизнь, ибо "расстояние между тем, как люди живут и тем, как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру" . Люди не могут быть только добрыми и хорошими, они и хорошие, и плохие одновременно. Государь, если он хочет править долго, обязан в своем правлении опираться и на хорошее, и на плохое. Иначе говоря, в руках государя должен находиться не только пряник, но и плеть. Более того, как только государь выпускает плеть из своих рук, тотчас же нарушается всякий порядок.
Николо
Макиавелли, говоря, что мудрый правитель
государства обязан "по возможности
не удаляться от добра, но при надобности
не чураться и зла ", по сути дела признает
- реальное управление государством невозможно
без насилия, без самых изощренных поступков.
Недаром, характеризуя "нового государя",
он пишет, что такой правитель должен сочетать
в одном лице качества льва, способного
повергнуть любого врага, и лисицы, способной
обмануть самого большого хитреца. Однако
у Макиавелли нет воспевания насилия и
жестокости. Более того, с его точки зрения,
жестокость и насилие оправданы только
в том случае, когда они подчинены государственным
интересам, когда целью их применения
является государственный порядок. Жестокость
призвана исправлять, а не разрушать -
утверждает флорентийский мыслитель.
Обсуждая "Государя" Николо Макиавелли,
хочется отметить удивительную многогранность
и неоднозначность этой книги. Множества
смысловых слоёв, открывающихся при внимательно
чтении этого произведения, хватило бы
на объёмистый том, а не на короткое эссе,
в котором Макиавелли смог уместить все
свои идеи.
На первый взгляд "Государь" является
своеобразным руководством по управлению
государством, причём как в любом хорошем
руководстве
автор приводит примеры наиболее часто
совершаемых ошибок и их возможных последствий,
рассматривает оптимальные пути достижения желаемой
цели, и этот труд интересен уже с точки
зрения удачного сочетания богатого личного
опыта с глубоким анализом соответствующих
теме античных источников. Оценивая "Государя"
как учебник для начинающих политиков,
необходимо отметить и чёткую логичность
изложения, и умение называть вещи своими
именами. Таким образом, "Государя"
можно считать хорошим практическим трудом,
он обобщает опыт прошедших веков и современные
ему политические события, содержит
оригинальные выводы и полезные рекомендации
опытного практика, специалиста в своём
деле.
Необходимо отметить, что чисто практический подход сочетается в "Государе" с теоретическими изысканиями, то есть, отвечая на вопрос "как", Макиавелли пытается одновременно объяснить "почему" в жизни государства происходят те или иные явления; он ставит цели, к которым должен стремиться правитель, и даже пытается предложить некую идеальную модель управления страной и соответствующего ей идеального главу государства.
Внутри "Государя" Макиавелли рассматривает, каким должен быть государь, чтобы вести народ к основанию нового государства. Уже из названия и далее, из всего текста становится ясным, что единственно возможным разумным государственным устройством Макиавелли считает только монархию (не по названию, но по внутренней сути), то есть власть одного сильного человека - не деспотизм, но тиранию - чистое страшное господство, необходимое и справедливое, коль скоро оно конституирует и сохраняет государство. Таким образом, для Макиавелли высшей целью политики вообще и государственного деятеля в частности является создание нового и при этом жизнеспособного государства тогда, когда это необходимо, или поддержание и укрепление существующего строя там, где это возможно. В данном случае цель - жизнь страны - оправдывает практически любые, лишь бы приводящие к успеху, средства, даже если эти средства не укладываются в рамки общепринятой морали. Более того, для государства не имеет силы понятие о хорошем и дурном, позорном и подлом, о коварстве и обмане; оно выше всего этого, ибо зло в нём примирено с самим собой. Макиавелли явно стремится заботиться о благе народа, причём он даже находит этому вполне практическое объяснение для государей - ибо недовольный, презирающий своего вождя народ - это более страшная угроза для любого правителя, нежели самый сильный внешний враг. Первая заповедь и первейший долг государя - это внушить своим подданным если не любовь (во-первых, это довольно сложно и не слишком надёжно в силу присущей людям неблагодарности, а, во-вторых, не подкреплённая грубой силой любовь может быть легко предана), то хотя бы почтение, основанное на уважении, восхищении и примитивном страхе. Макиавелли настойчиво убеждает, что сильное государство, можно получить только неустанно заботясь, о благе народа. При этом в качестве приемлемого средства борьбы с противниками Макиавелли упоминал даже физическое устранение непокорного и опасного меньшинства, лишь бы только эта акция действительно была необходимой и имела более - менее законный вид в глазах остальных граждан. Самой большой угрозой спокойному правлению Макиавелли считал скрытое недовольство народа и, как следствие этого, возникновение различных заговоров и тайных обществ.