Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:36, реферат
Тема реферата заинтересовала меня тем, что главная фигура, фигура Ивана Мазепы – одна из самых загадочных в украинской истории, что очень меня вдохновило и направило на детальное изучение личности Ивана Мазепы и на атмосферу, окружающую его. Гетмана любили и ненавидели, уважали и боялись, ценили и остерегались, прославляли и осуждали как во времена его правления Украиной, так и позднее, в последующие столетия. Продолжается это и поныне.
Введение.
И. Мазепа как личность. Путь к власти.
Внутренняя политика гетмана И. Мазепы. Его взаимоотношения с Запорожской Сечью.
Деятельность И. Мазепы в годы Северной войны (1700 – 1709гг.).
Гетман И. Мазепа – предатель или борец за национальное освобождение?
Заключение.
Министерство науки и образования Украины
Севастопольский национальный технический университет
Реферат
тема: «Гетман Иван Мазепа»
Студент группы МО-12д, факультета Экономика и Менеджмент
Полковников Юрий Владимирович
Руководитель:
доцент Фиров Пётр Тимофеевич
Севастополь
2004г.
План.
Введение.
Заключение.
Введение.
Тема реферата заинтересовала меня тем, что главная фигура, фигура Ивана Мазепы – одна из самых загадочных в украинской истории, что очень меня вдохновило и направило на детальное изучение личности Ивана Мазепы и на атмосферу, окружающую его. Гетмана любили и ненавидели, уважали и боялись, ценили и остерегались, прославляли и осуждали как во времена его правления Украиной, так и позднее, в последующие столетия. Продолжается это и поныне.
Личность И. Мазепы интересовала многих писателей и поэтов, однако, их поэтические изображения чаще далеки от исторической действительности. Он был разным, но в целом – сыном своего класса и своего времени, отразившем в себе всю противоречивость своей эпохи. Он дошел к нам из своего времени с клеймом предателя и преданным анафеме Православной церковью, «клятой мазепой», как называл его сам украинский народ. Наше время поменяло знак на противоположный. Уже не предатель и жалкий беглец, бесславно закончивший свои дни на глубине, но герой украинского народа, борец за единство украинской земли, ее защитник, отдавший жизнь за свободу своего народа и за мечту про «велику самостiйну незалежну Українську державу».
Моя задача – проанализировать и сопоставить все факты, окружающие эту загадочную личность. И на основании этого самому делать какие-либо выводы. Понять, почему он пошел на предательство и чем жертвовал, и ради чего все это.
I. Иван Степанович Мазепа как личность. Путь к власти.
И. Мазепа родился в 1639 году на Киевщине, в семье украинского шляхтича. Он получил прекрасное образование – сначала в Киево-Могилянской коллегии, являлся специалистом артиллерийского дела, поэтому владел несколькими языками, писал стихи, владел музыкальными инструментами. Попросту был весьма талантливым человеком. Находясь на службе при дворе короля Речи Посполитой Яна Казимира в 1659 – 1663 годах, выполнял важные дипломатические поручения во Франции, Италии, Германии, Испании. Свою молодость он провел при польском дворе в качестве пажа: позже употреблялся для дипломатических поручений в Украине. В 1660-х годах он оставил придворную службу – как предполагают, вследствие романтического приключения, получившего громкую огласку.
В
1669г., вернувшись на Правобережье, И. Мазепа
поступает на службу к гетману
Правобережной Украины
В 1687 году, после неудачного Первого Крымского похода, благодаря действиям оппозиционной старшины, желавшей перераспределения правительств и нового гетмана Василия Борковского, Иван Самойлович был смещен. Заменил его не кто иной, как Мазепа при поддержке российскими вельможами. Нелепая легенда о том, что В. Борковский якобы одолжил Мазепе 10 тыс.рублей для взятки В.Голицину, далека от истины уже хотя бы потому, что такую сумму генеральный обозный вряд ли имел, т.к. его годовой доход составлял всего на всего 200 рублей.
Новый гетман, подобно своему предшественнику, был очень сомнительным приобретением для Гетманщины в ее тогдашнем очень серьезном положении. Человек способный и честолюбивый, но слишком уклончивый и осторожный, бюрократ и дипломат по складу понятий и темпераменту, он мало годился для самостоятельной, ответственной роли правителя.
Прибыв в августе 1689г. с визитом в Москву, Мазепа благоразумно уклонился от участия в заговоре царевны Софьи против Петра I, гетман при укреплении своей власти сделал основную ставку на старшину, шляхту, духовенство. Тысячи крестьян свободных военных сел он передал во владение своим сторонникам, но он также запрещал переводить казаков в сословие посполитых. Сам Мазепа владел более чем 120 тысячами крестьян, по преимуществу ранговых.
Политика Мазепы ничем не отличалась от традиционной политики левобережных гетманов.
В целях утверждения в должности и завоевания доверия Москвы Мазепа в течение 21 года своего гетманства безукоризненно выполнял все указания и распоряжения царя Петра I: участвовал в крымских и азовских военных походах, воевал против Польши и Швеции, подавлял восстания И. Болотникова, С. Палия, П. Иваненко в России и на Украине. Своими действиями Мазепа импонировал Петру I, и царь сделал его одним из первых кавалеров новоучрежденного ордена Андрея Первозванного. В угоду Петра польский король Август прислал Мазепе свой орден Белого Орла. Благодаря постоянным подаркам царя гетман приобрел более 20 тысяч поместий.
II.Внутренняя политика гетмана И.Мазепы. Его взаимоотношения с Запорожской Сечью.
Во
внутренних отношениях новый гетман
на первых же порах достаточно определенно
обозначил свой политический курс кровавыми
репрессиями, которыми были усмирены бунты
против старшины, прорвавшиеся при
низвержении Самойловича, и восстановлены
были, по словам современного летописца,«тишина
и безбоязненное людям тамошним мешкане».
Гетманской силой и властью Мазепа, подобно
своему предшественнику, поддерживал
со всею энергиею престиж старшины и ее
претензии по отношению к «подданскому»
населению и помогал старшине консолидироваться
в сплоченное наследственно-
Как бы, для того чтобы рассеять предубеждение против своей особы, как человека глупого, Мазепа с первых же лет своего правления с небывалой энергией и щедростью созидает целый ряд роскошных и величественных для своего времени построек. Ревностный поборник православия, Мазепа по всей Гетманщине построил множество храмов, выдержанных в том витиеватом стиле, который иногда называют казацким, или мазепинским, барокко. На его же средства были возведены новые корпуса Киевской академии, а количество ее студентов достигало при нем 2тыс. Кроме того, он основал много новых школ и типографий, «дабы украинское юношество в полную меру своих возможностей пользовалось благами просвещения». Все эти щедрые жертвы и вызываемые ими пышные похвалы и панегирики, не в силах были примирить низшие слои украинского населения с политикой гетманского правительства, так осязательно дававшей себя чувствовать именно всякой «черни»казацкой и неказацкой.
Далекие беспрерывные
Доносы
на Мазепу, начиная с первых лет
его гетманства, почти не прекращались
за все время его правления. А
характерным симптомом
Мазепа дал мощный толчок старшинскому элитаризму и чем дальше, тем больше восстанавливал против себя рядовых казаков Гетманщины, а также принципиальных запорожцев. В 1692г. Украина уже стояла на грани социального взрыва, когда писарь Петро Иваненко-Петрик бежал на Сечь, чтобы поднять там восстание против гетмана.
Сечь, как при Самойловиче, так и при Мазепе в конце XVII века была враждебно настроена к гетманскому и старшинскому правлению и к московскому правительству, на которое опирался новый строй. Кошевой, запорожский Гусак, жаловался в письмах к Мазепе, что теперь в Гетманщине бедным людям стало хуже, чем при поляках, так как кому и не надо, и тот завел себе подданных, чтобы ему сено и дрова возили, печи топили, чистили конюшни (совершенно те же жалобы, какие раздавались в адрес польского режима перед восстанием Хмельницкого).
Петрик, зная настроение Запорожья, надеялся поднять запорожцев и, кроме того, получить помощь от крымского хана. Хан признал Петрика украинским гетманом и обещал помощь для освобождения Украины, чтобы княжество Киевское и Черниговское со всем войском Запорожским и народом малороссийским, с Слобожанщиной и Правобережьем стало отдельным государством; Крым будет защищать его от врагов, а за это казаки не будут препятствовать крымцам нападать на московские земли.
Запорожцам Петрик говорил: «Я стою за посполитый народ, за бедных и простых–Б.Хмельницкий освободил малороссийский народ из лядской неволи, а я хочу освободить его из новой неволи: от москалей и своих панов».Обещал, что весь украинский народ восстанет с ним.
От этих вестей про Петрика пошли по Украине толки, не на шутку встревожившие гетмана и старшину. Народ похвалялся: когда придет Петрик с Запорожским войском, пристанем к нему, побьем старшину, арендарей и сделаем по-давнему, чтобы все были казаками, а панов не было». Мазепа беспокоился, просил прислать московское войско, так как он опасается, что если двинется сам, то начнется восстание. Но опасения не оправдались. Запорожцы не имели большого желания идти с Петриком на Украину; кроме того, претила мысль сделаться союзниками крымцев. Летом 1692 года Петрик получил помощь от хана и с татарами пошел на Украину. Приглашал и запорожцев идти на освобождение Украины от Москвы. Но сечевое «товариство» не присоединилось к Петрику, позволило только идти желающим, а таких собралось немного. Воззвания Петрика, разосланные в пограничные украинские города, также не оказали действия: гетманские войска уже стояли на границе, и когда население увидело с какими слабыми силами идет против них Петрик, оно не осмелилось подняться. Петрик вынужден был возвратиться с самого пограничья, и после этого неудачного начала вера в возможность восстания среди народа упала еще больше. В 1693 и 1696 годах Петрик снова делал попытки поднять Украину, но имел с собой только татар. И в последнем походе его убил один казак, чтобы получить награду, обещанную Мазепой за голову Петрика–тысячу рублей.
Однако продолжали раздаваться из Сечи угрозы, что сечевики пойдут на Украину бить панов и арендарей, и Мазепа признавался перед царем, что «не так страшны запорожцы, как целый украинский посполитый народ», весь проникнутый своевольным духом, не желающий быть под гетманской властью и ежеминутно готовый перейти к запорожцам.
Также уходило население за Днепр к Палиевым казакам, с 1689 года начавшим подниматься против соседней шляхты, угрожая «прогнать ляхов за Вислу, чтобы и нога их тут не стала». Поляки пробовали усмирить это казачество. Но Палий с другими полковниками не повиновались, захватили самые важные польские крепости в этой местности– Немиров и Белую Церковь–и не на шутку собирались воевать с Польшей. И это привлекало людей, недовольными порядками в Гетманщине. Мазепа писал в Москву: « И казаки и посполитые – все на меня сердиты, все кричат в один голос: вконец пропадем, заедят нас москали».