Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 08:23, курсовая работа
Распутин возбуждал в окружающих его людях самые разнообразные чувства. Одни испытывали перед ним какую-то странную боязнь, другие глубокое почитание, а третьи его ненавидели. Отношение к нему до сих пор неоднозначно. Кто-то видит в нем святого чудотворца, кто-то - шарлатана, подосланного к царю влиятельными людьми Петрограда для удовлетворения своих собственных интересов, кто-то - германского шпиона.
Введение…………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………18
Список источников и литературы………19
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………………4
Заключение……………………………………………………
Список
источников и литературы………19
Введение
Тот слаб, тот хил…
И вот пришел Распутин, Гришка,
И угодил.
Запахло во дворце овчиной, Таежной тлей,
Старинным говором, лучиной,
Сырой
землей…»
(П.Орешин; поэма
«Распутин»; Сборник
Родник; стр. 253; Москва)
Григорий Распутин является одной из самых загадочных и интересных личностей конца XIX, начала XX века. Не только наша, но и всемирная история не знает подобного случая, когда страной, занимающей одну шестую часть суши, фактически правит деревенский мужик, который даже не умеет грамотно писать.
Распутин возбуждал в окружающих его людях самые разнообразные чувства. Одни испытывали перед ним какую-то странную боязнь, другие глубокое почитание, а третьи его ненавидели. Отношение к нему до сих пор неоднозначно. Кто-то видит в нем святого чудотворца, кто-то - шарлатана, подосланного к царю влиятельными людьми Петрограда для удовлетворения своих собственных интересов, кто-то - германского шпиона.
Тема Распутина не раз затрагивалась в литературе, кинематографе и даже в музыке. Многие писатели, режиссеры и продюсеры пытались создать своего Распутина, каким представляют его они. Чаще всего эти образы складывались по каким-то обрывкам слухов и по велению фантазии автора. Но получалось это не всегда удачно. Так в книге «Страшный монах», выпущенной в 70-ых годах в Канаде, Распутин был подослан в Петербург агентом, и весь сюжет завязывается на любовном треугольнике: Распутин, Феликс Юсупов и его жена, великая княжна Ирина. В конце этого сочинения Распутин погибает от шашки верхового казака, въехавшего в кабак, где в то время кутил старец.*
И сколько еще таких далеко не исторически-точных произведений можно найти.
Кем
же он был на самом деле: посланником
божьим или демоном? Чего добивался?
Как ему удалось завладеть разумом не
только большой части светского общества
столицы, но и всей царской семьи? На эти
вопросы предстоит найти в данной работе.
*см.
М.К.Касвинов «Двадцать
три ступени вниз»;
Москва; изд. «Мысль»; 1987
1.Жизнь
до Петербурга
В
Покровском
Родился Григорий Распутин в селе Покровское, Тобольской губернии в семье довольно крепкого достатка. Вот как он сам описывает свою юность в интервью газете «Новое время»:
«В пятнадцать лет, в моем селе, в летнюю пору, когда солнышко тепло грело, а птицы пели райские песни, я ходил по дорожке и не смел идти по середине ее… Я мечтал о боге… Душа моя рвалась в даль… Не раз, мечтая так, я плакал и сам не знал, откуда слезы и зачем они. Постарше, с товарищами беседовал я о боге, о природе, о птицах… Я верил в хорошее, доброе… и часто сиживал я со стариками, слушал их рассказы о житии святых, о великих подвигах, о больших делах, о царе Грозном и многомилостивом… Так прошла моя юность… В каком-то созерцании, в каком-то сне… И потом, когда жизнь коснулась, дотронулась до меня, я бежал куда-нибудь в угол и тайно молился… Неудовлетворен я был… На многое ответа не находил… И грустно было… И стал я попивать…»*
Но пьянство, как известно, до добра не доводит. Из благочестивого отрока вышел, в конце концов, не помощник своему отцу, а вор и хулиган, которого нередко колотили почетные отцы семейств и даже наказывали розгами по приказанию исправника.
Примерно к двадцати годам он женился, но, не смотря на это, продолжал пить и обворовывать односельчан. После того как его в очередной раз поймали на конокрадстве, Распутин был вынужден покинуть родное село и отправиться в странствие конечной точкой которого был Иерусалим.
Останавливался он в монастырях. Там же и зарабатывал себе на пропитание. Именно в монастырях он учиться читать по церковно-славянски.
Во
время своих странствий он встречал
разных людей и подчерпнул от них
немало знаний. Примерно в это же
время он проникнулся хлыстовскому
верованию и, приехав обратно
в Покровское начал проповедовать
его там.
Причастность
к секте хлыстов
Тому,
что Распутин был причастен к
секте хлыстов, нет никаких доказательств,
подтвержденных документами, но факты
налицо. Во-первых: хлысты никогда
не называли себя таковыми, так как считали
это прозвище обидным. Сами себя хлысты
считали людьми божьими, в которых
за их богоугодную жизнь обитает бог. Как
известно, в своей переписке с Николаем
II императрица Александра Федоровна наравне
с «нашим Другом» называет Распутина
божьим человеком. Во-вторых:
по учению хлыстов, тому, в ком живет
* «Новое время»; 1912г.; №1290; «У Григория Распутина»
«дух божий», как праведнику закон не лежит и живет он по своим собственным законам, а не по православным; он может творить чудеса предсказывать будущее.
Все это можно в полной мере отнести к Распутину. В-третьих: сектанты
исключительно враждебно относились к православному духовенству, а Григорий
Ефимович не упускал и одной возможности насолить официальной церкви. И в заключение можно сказать, что хлысты исправно исполняли все православные обряды и делали многое, что бы их принадлежность к секте осталась тайной.*
За
организацию хлыстовского «кораблика»**
Распутин был выслан из села и он
отправился во второе свое странствие
к святой земле.
2.Появление
в Петербурге
Еще до появления его при дворе были распространены самые фантастические слухи об этом таинственном человеке, основанием которых служили письма Великой княгини Анастасии.
На обратном пути в Покровское, после своего второго странствия, Распутин остановился в Киеве, в Михайловском монастыре. Там он и познакомился с женой великого князя Николая Николаевича Анастасией и ее сестрой Милицей, который отправились в Киев на богомолье и остановились в том же монастыре, но на правах почетных гостей, а не странников, как Распутин. Вскоре после первой встречи он получил приглашение на чай и не преминул им воспользоваться.
Когда Распутин узнал, кем были его новые знакомые, он, понимая какие перспективы перед ним открывались, сообщил им, что обладает способностью излечивать все болезни, может предсказывать будущее и отвести предстоящее несчастье. Узнав, что «старец» может лечить гемофилию, болезнь которой был подвержен цесаревич, они решили привезти Распутина в Петербург, чтобы представить царской чете и таким образом оказать им большую услугу.
Еще до Распутина в царском дворце успело побывать огромное количество знахарей, колдунов, юродивых, которые брались помочь царской семье. Долгое время Николай II ждал наследника, но рождались только девочки, и, в конце концов, отчаявшись, он прибегнул к помощи всех этих «мистиков». И он и Александра Федоровна в точности выполняли все их указания, но так ничего и не добились. Когда же, наконец, появился долгожданный наследник, у него обнаружилась гемофилия, которая передавалась по мужской линии в семье императрицы
Когда же, наконец, появился долгожданный наследник, у него обнаружилась гемофилия, которая передавалась по мужской линии в семье императрицы
Александры Федоровны. Вот в
это время и появился их
«спаситель» в лице Григория
Распутина
*см. Н.Н.Евреинов «Тайна Распутина»; изд. «Былое»; Ленинград; 1924г.; IV глава; стр.65-75
**
«кораблик» - составляющая
часть секты, замкнутые
кружки-общины.
Через
этого «спасителя» великий
Распутин отличался от других сомнительных личностей, ясновидящих, предсказателей и тому подобных людей своей изумительной силой воли и столь же изумительной способности подчинять ей более слабых людей.*
Он прибыл в Петербург не по железной дороге, а пешком. Он остановился в монастырской гостинице, как гость архимандрита Феофана. С самим архимандритом он вскоре тоже познакомился и тот представил его генеральше Лопухиной, в салоне которой и началось знакомство отца Григория с петербургским обществом.
Вскоре
после его появления в столице
великая княгиня Анастасия представила
его царице. «Как завороженная сидит ее
величество под пронизывающим, пригвождающим
взором Распутина, слушает его вкрадчивую,
пересыпанную мистическими вывертами,
мужскую речь.»** Затем следует представление
Николаю II, первое приглашение во дворец,
где он быстро овладевает вниманием семьи
и входит в роль святого человека, роли,
которой он останется верен до самого
конца.
3.Отношения
с царской семьей
«Он не ищет милостей у своих августейших патронов, а они преклоняются и заискивают перед ним. Вымаливают у него заступничество перед судьбой, благословения и рекомендаций от имени Бога» ***
Николай II по своей природе был очень мнительным и недоверчивым. Единственными, кто пользовался его доверием, были различные кудесники, которые заполняли его дворец, и он верил только им, несмотря на то, что они в большинстве случаев оказывались шарлатанами.
Через
некоторое время после
*см. Арон Симанович; «Распутин и евреи»; изд. «Историческая библиотека»; стр.9
**М.К.Касвинов; «Двадцать три ступени вниз»; Москва; изд. «Мысль»; 1987; стр.162
***М.К.Касвинов; «Двадцать три ступени вниз»; Москва; изд. «Мысль»; 1987; стр.159
****Арон
Симанович; «Распутин
и евреи»; изд.
«Историческая библиотека»;
стр.29
Распутин
обладал необъяснимой властью над
царевичем Алексеем. При малейшем
его недомогании призывали
«Наследник жив, покуда жив
я!»* - Такой ультиматум ставил
он своим «августейшим
Вполне естественно, что после этих слов Александра Федоровна, повинуясь своим материнским инстинктам, в буквальном смысле молилась на «старца».
Безоговорочно поверив в то, что Распутин послан царской семье Богом для того, чтобы оберегать династию, в то, что его устами глаголи истина, царице не составило большого труда убедить в этом супруга.
Для
Николая Александровича, по его словам,
честные люди существовали только до
двух годов, так как когда они
достигали трехгодичного
Распутину же была чужда та льстивость и ложь, которые были присущи столичному высшему обществу в начале XX века. Григорий Ефимович говорил всегда искренне, или, по крайней мере, хотел, что бы люди поверили в его искренность и прямолинейность. Он всегда подчеркивал свою простоту и неотесанность и в разговоре, и в поведении, и в мыслях, которые он высказывал царю. Быть может, это и сыграло немаловажную роль в складывании первого впечатления самодержца о старце.