Екатерина II

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:50, реферат

Описание работы

Екатерина II родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине. Екатерина по матери принадлежала к голштейнготторпскому княжескому роду , а по отцу - к другому еще более мелкому владетельному роду - ангальтцербстскому. Таким образом, Екатерина соединяла в своем лице два мелких княжеских дома северо-западной Германии. Екатерина родилась в скромной обстановке и росла резвой, шаловливой, даже бедовой девочкой, любившей попроказить над старшими, особенно надзирательницами, щегольнуть отвагой перед мальчиками и умевшей не смигнуть, когда трусила. Родители не отягощали ее своими воспитательными заботами.

Работа содержит 1 файл

Екатерина II итог.docx

— 27.31 Кб (Скачать)
    1. Екатерина II
  1. Личность Екатерины II

Екатерина II родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине. Екатерина по матери принадлежала к голштейнготторпскому княжескому роду , а по отцу - к другому еще более мелкому владетельному роду - ангальтцербстскому. Таким образом, Екатерина соединяла в своем лице два мелких княжеских дома северо-западной Германии. Екатерина родилась в скромной обстановке и росла резвой, шаловливой, даже бедовой девочкой, любившей попроказить над старшими, особенно надзирательницами, щегольнуть отвагой перед мальчиками и умевшей не смигнуть, когда трусила. Родители не отягощали ее своими воспитательными заботами.

     По  образному выражению В. О. Ключевского  «Екатерина II: была последней случайностью на русском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории»...

     Екатерина получила домашнее образование. Обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия.«В первые четырнадцать лет жизни, проведенных в Германии,  Екатерина несколько раз переменяла местопребывание: была и в Брауншвейге, и в Киле, и в Берлине, и уже из этого легко понять, что она не могла получить последовательного воспитания; но за то эти самые переезды служили ей своего рода средством к образованию, доставляя случаи к наблюдению нравов, знакомя ее с разными дворами, развивая в ней общительность характера, знание света и людей.

     В своих записках императрица Екатерина II написала: «Не знаю наверное, была ли я действительно некрасива в детстве; но я хорошо знаю, что мне много твердили об этом и говорили, что поэтому мне следовало позаботиться о приобретении ума и достоинства, так что я была убеждена до 14 или 15 лет, что я совсем дурнушка, и я действительно гораздо больше старалась о приобретении достоинства, нежели думала о своей наружности».

     Ей  не было еще и пятнадцати лет, но она была уже велика ростом и очень  развита.  «Молодая принцесса,- писал Фридрих,- с игривостью и веселостью своего возраста, соединяет дарования ума и достоинства сердца». 
Именно в Германии в нее прочно были заложены основы бытовой культуры, благодаря которым ее на протяжении всей жизни воспринимали как человека, воспитанного в лучших западных традициях, отмечая ее хорошие манеры и вежливость.  И это, по мнению историков, оказало плодотворное влияние на русское высшее общество...[1]

 

  1. Вступление  на престол

     28 июня 1762 года, воспользовавшись отсутствием  Петра III в столице, враждебная  императору  олитическая группировка совершила последний в XVIII веке дворцовый переворот. Заговор возглавили: супруга Петра III Екатерина Алексеевна, ее фаворит Григорий Орлов с братьями, фельдмаршал гетман К.Г. Разумовский, воспитатель великого князя Павла, выдающийся русский дипломат Н.И. Панин и около сорока гвардейских офицеров. Основной силой заговорщиков стали десять тысяч солдат Измайловского и Семеновского гвардейских полков. Новая правительница Екатерина Алексеевна была провозглашена в Казанском соборе Петербурга самодержавной императрицей. В Зимнем дворце был зачитан Манифест о восшествии на престол Екатерины II. Ей присягнул Сенат и Синод. На следующий день Петр III подписал отречение от престола, а еще несколько дней спустя, 6 июля, охрана отрекшегося императора «угадала» заветное желание своей императрицы: «Свершилась беда, мы были пьяны и он тоже, он заспорил за столом с князем Федором, не успели мы разнять их, а его уже не стало, сами не помним, что делали...» – сообщает об обстоятельствах гибели Петра III в покаянном письме «Матушке Государыне» Алексей Орлов. Официально было объявлено, что император скончался от «геморроидального припадка и прежестокой колики». Так началось тридцатичетырехлетнее правление в России немецкой принцессы Софьи Фредерики Августы Анхальт-Цербстской, вошедшее в историю этой страны под названием «эпоха Екатерины Великой».[2] 

    1. Политика «просвещенного абсолютизма»

     Политика  «просвещенного абсолютизма» была характерна для стран со сравнительно медленным  развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права и экономические привилегии. Она предусматривала стабилизацию существующего государственного порядка  путем  дальнейшей централизации управления и регулирования самодержавной властью всех сторон общественной жизни. [2]

     Проводниками  этой политики были и шведский король Густав III, и австрийский император  Иосиф II, и прусский король Фридрих II, и некоторые крупные государственные  деятели таких стран, как Дания, Португалия, Испания и др. Этот вариант  государственной политики возник под  непосредственным влиянием идей французского Просвещения XVIII в. Идеи эти получили широчайшее распространение в Европе в тот период, когда на историческую арену выступил новый класс — класс буржуазии, открыто боровшийся за свое экономическое и политическое господство.

     Носительница  новых производственных отношений, буржуазия той эпохи сыграла  в истории чрезвычайно прогрессивную  роль. В качестве идеологической подготовки своей борьбы за власть она развернула острейшую критику загнивающего феодального строя и его институтов. Все громче, все сильнее раздавалась  критика в адрес католической церкви, в адрес деспотических  режимов правления. «Религия, понимание  природы, общества, государственный  строй — все было подвергнуто  самой беспощадной критике; все  должно было предстать перед судом  разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него...

     Сословный строй средневековья подвергался  осуждению прежде всего с точки зрения «естественных», прирожденных прав любого человека — его свободы и его равенства.

     Растущее  крестьянское движение против дворян-эксплуататоров превращало напряженную обстановку всеохватывающей критики в обстановку, чреватую революционным взрывом. Во Франции в конце концов это так и случилось. Однако в более отсталых странах, где феодализм имел еще твердую опору, наиболее дальновидные государственные деятели стали стремиться к укреплению основ абсолютной монархии путем ликвидации наиболее устаревших атрибутов строя. В рядах французских просветителей они нащупали вскоре целое звено из наиболее умеренных деятелей, готовых пойти на своего рода компромисс.

     Объективная необходимость преобразований, отвечающих «духу времени», была осознана Екатериной II как задача не только практическая, но и теоретическая. Именно поэтому  царствующая особа, еще в молодости  почитывавшая Ш.Л. Монтескье, вновь  берется за проработку его трудов и трудов Д'Аламбера, Ч. Беккария, Вольтера, Я.Ф. Биль-фельда и др., а с некоторыми из них даже вступает в переписку (Вольтер, Д'Аламбер, Дидро). В конечном счете система взглядов императрицы нашла отражение в «Наказе» Уложенной комиссии, работа над которым заняла у нее около двух лет. Это объемистый труд из 20 глав, поделенных на 526 статей, раскрывающий принципы организации государства и роль государственных механизмов, основы правовой политики и законодательства, судопроизводства, уголовного права, а также основы общественной структуры и сословной политики. Автор «Наказа» не скрывает, что на 90% текст его основан на «Духе законов» Монтескье и работе Беккария «О преступлениях и наказаниях». Однако это не помешало автору провести в «Наказе» свою политико-правовую концепцию, существенно деформировав при этом идеи французского Просвещения. [4]

     Одной из первых реформ Екатерины II было разделение Сената на шесть департаментов с  конкретными полномочиями, что улучшило управление страной из центра, но лишило Сенат законодательной функции, которая все более переходила к императрице. Дальнейшая централизация управления нашла свое выражение в ликвидации гетманства на Левобережной Украине в 1764 году. Последний гетман К.Г. Разумовский был отправлен в отставку. Его место занял генерал-губернатор Малой России. Им Екатерина II назначила П.А. Румянцева, выдающегося полководца, человека решительного и энергичного. [2]

     Важной  составной частью политики «просвещенного абсолютизма» была передача в государственное  управление монастырских и церковных  имений (так называемая секуляризация).

     Подготовка  секуляризации была начата в конце 50-х годов XVIII в., а при Петре III был издан и указ о передаче в ведомство Коллегии экономии монастырских и церковных владений. После переворота 28 июня 1762 г . Екатерина II поначалу приостановила реализацию этого указа. Заигрывая с духовенством, она открыла вновь домашние церкви, запечатанные при Петре III, способствовала возрождению влияния духовенства в вопросах цензуры и т.д. Однако отмена секуляризации вызвала огромную вспышку волнений монастырских крестьян. К тому же оплот монархии, дворянство весьма сочувственно относилось к идее секуляризации, видя в этом пополнение запаса казенных земель для новых пожалований.

     Все это, вместе взятое, повлияло на принятие Екатериной II нового решения: в конце 1762 г . меры, останавливающие секуляризацию, были объявлены временными. Одновременно была создана комиссия для изучения вопроса.

     К этому моменту новая императрица  убедилась в слабом влиянии духовенства  как политической силы. И действительно, хотя распоряжения Екатерины II вызвали  в среде духовенства, особенно высших иерархов, сильный ропот и даже негодование, открыто выступить  никто не решился. Исключением явился ростовский архиепископ Арсений  Мацеевич, назвавший секуляризацию  «игом мучительским, которое лютее  ига турецкого», действия же императрицы  сравнил с поступками Иуды Искариотского. [4] 

     Преследуя цель установить «тишину и спокойствие» в стране и укрепить свое положение  на престоле, Екатерина II созвала в  Москве в 1767 году специальную комиссию по составлению нового свода законов  Российской империи взамен устаревшего  «Соборного уложения» 1649 года. Комиссия должна была состоять из депутатов, избранных  по сословному принципу, получивших наказы от своих избирателей. Созыву комиссии предшествовала подготовка Екатериной II руководства для депутатов, получившего  название «Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта  нового Уложения».[2]

     Представительство в Уложенную комиссию внешне выглядело  почти всесословным: тут были и  дворяне, и горожане, и даже крестьяне, да и Екатерина II уверяла, что выборы организованы так, «дабы лучше нам  узнать было можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Однако это  лишь первое впечатление. В Комиссии господствовало дворянство. Вместе с  прочими дворянскими депутатами (от украинских полков и от государственных  ведомств) дворянство в целом было представлено 228 депутатами (40% мест в  Комиссии). Города избирали по одному депутату от каждого города. Всего от них  было избрано 208 человек (из них 12 дворян). Таким образом, от дворянства и городов  было избрано 424 депутата, хотя они представляли едва 4% от населения страны. Основное же население России было крестьянским (93%).

     Помещичьи крестьяне (53% всего крестьянского  населения) не имели права участвовать  в работе Комиссии. Зато с большой  шумихой было заявлено об участии  в работе Комиссии представителей нерусских  народов Поволжья, Приуралья и Сибири. Число депутатов от этих народов достигало 50. При максимальном внешнем эффекте участие депутатов от «инородцев» практически сводилось к нулю: ведь почти никто из них не знал русского языка.

     Таким образом, в Комиссии подавляющее  большинство составили представители  господствующего класса дворян и  горожане. Это определило и весь характер ее работы.

     Процедура выборов депутатов предусматривала  составление письменных наказов  от их избирателей. Этот огромный материал практического применения в работе «Комиссии об Уложении» не нашел, хотя он в известной мере отражал  требования и устремления многих сословий тогдашнего общества. Особенно важны наказы различных групп  государственных крестьян — это  живые свидетельства горестей и  чаяний огромных масс сельских тружеников. Наказы крестьян полны жалоб на произвол и бесправие, гнет тяжелых налогов  и повинностей, острое малоземелье, захваты земель дворянами, жесткие  ограничения крестьянской торговли и др.

     У помещиков тоже были свои «жалобы»: на побеги крестьян из вотчин, разбой и  воровство, на недостатки в системе  подушной подати. Дворяне требовали  расширения своих привилегий в области  торговли и промышленности, открытия банков, дворянского самоуправления, выборного дворянского суда, усиления и укрепления власти над крестьянами, сохранения жестоких пыток и наказаний и т.д. Городские же наказы отражали главным образом сословные требования купечества: предоставления им исключительных монопольных прав на торговлю и промышленность за счет ограничения в этой области прав дворянства и крестьян. Купечество требовало освобождения от многочисленных служб и повинностей, от телесных наказаний, рекрутчины и т.д. Наказы купцов пестрят требованиями разрешить им покупку крепостных.

Информация о работе Екатерина II