Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение биографии и политической деятельности Екатерины II.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения ряда задач:
- поэтапно рассмотреть основные периоды жизни Екатерины до приезда в Россию
- проанализировать первый период царствования Екатерины IIдо 1773 года.
- оценитьключевые моменты второго периода правленияимператрицы (после 1775 года).
Введение…………………………………………………………………..2
1. Характеристика Екатерины II…………………………..…………….7
1.1. Детство и юность Екатерины до приезда в Россию…….…………7
1.2. Екатерина Великая - княгиня………………………………………..10
2. Деятельность Екатерины II……………………………….…………..17
2.1. Первый период царствования до 1773 года…….…………………17
2.2. Второй период правления, самодержавный, после 1775 года…...21
3. Заключение……………………..……………………………………..27
Список использованной литературы и источников ………………….
Министерство образования и науки РФ
(Рособразование)
Ярославский Государственный Университет
Им. П.Г. Демидова
Кафедра отечественной и новой истории
КУРСОВАЯ РАБОТА
Екатерина II в оценках современников
Руководитель
Канд.ист.наук, доцент
_____________А.В. Борисова
«__»_______________2011г.
Студент_________В.А.Шимф
«__»________________2011г.
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Характеристика Екатерины II…………………………..…………….7
1.1. Детство и юность
Екатерины до приезда в Россию…
1.2. Екатерина Великая - княгиня………………………………………..10
2. Деятельность Екатерины II……………………………….…………..17
2.1. Первый период царствования до 1773 года…….…………………17
2.2. Второй период правления, самодержавный, после 1775 года…...21
3. Заключение……………………..…………………………
Список использованной литературы и источников ………………….
Введение
Правление Екатерины II наложило отпечаток на всё последующее культурное развитие России. Век её правления называют Веком Просвещённого Абсолютизма. Екатерине удалось просветить своих подданных и приблизить русскую культуру к западной. Так же она внесла существенные изменения и в механизмах управления государством.
Оценка деятельности Екатерины II вызывала острые споры среди историков, как русских, так и нерусских. После Петра I только Екатерина II вызывала такие противоречивые мнения. Среди современников Екатерины Второй были как ее сторонники, так и противники.
Наиболее резкое и полное выражение взглядов порицателей Екатерины Второй находим в известной записке "О повреждении нравов в России" князя Щербатова, служившего при дворе Екатерины II, историографа и публициста, человека образованного и патриота с твердыми убеждениями. Автор писал записку про себя, не для публики, и собрал в этом труде свои воспоминания, наблюдения и размышления о нравственной жизни высшего русского общества XVIII в., закончив нарисованную им мрачную картину словами: «...плачевное состояние, о коем токмо должно просить бога, чтоб лучшим царствованием сие зло истреблено было».
Правление Екатерины II продолжалось более трёх с половиной десятилетий (1762-1796). Оно наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.
По образному выражению В. О.
Ключевского "Екатерина II: была последней
случайностью на русском престоле и
провела продолжительное и
В курсовой работе использовались источники,
такие как Бильбасов В. А. История
Екатерины Второй. Историк и журналист,
В. А. Бильбасов посвятил истории Екатерины
II, весь остаток своей жизни, после того
как правительство в 1883 закрыло «за вредное
направление» знаменитую газету «Голос»,
которую он редактировал 12 лет. Собранные
историком материалы позволили представить
русскому обществу образ Екатерины-женщины,
совершенно отличный от расхожих апокрифических
сказаний, порожденных долгим запретом
на доступ к личным документам императрицы.
Несмотря на то, что Бильбасов, используя
все доступные отечественные и зарубежные
источники, доказывал невиновность Екатерины
в смерти мужа, раскрытие многих подробностей
жизни императорской фамилии было сочтено
неподобающим. Автору пришлось пойти на
значительные сокращения и изъятия из
своего труда, чтобы книга увидела свет.
В последующий годы читательский интерес
к запрещенной книге не ослабевал. И наконец,
в 1900 году труд Бильбасова был издан в
Берлине на русском языке в полной авторской
редакции без цензурных пропусков. Воспроизведено
в оригинальной авторской орфографии
издания 1900года.
Редко отмечают тот факт, что даже в советский
период монумент Екатерины II, наравне
с почитаемым большевиками Петром I, не
покинул своего постамента, оставаясь
единственным памятником монарху-женщине
в государстве, где царствующая династия
была пресечена насильственным способом.
И это несмотря на то, что ее столь многогранную
личность нельзя подвести под определенный
стереотип: для одних Екатерина II -просвещенная
государыня, для других - тиранка, раздаривающая
"крестьянские души", для кого-то
- любвеобильная особа, сбившаяся в счете
любовников. Для исследователей история
царствования Екатерины II была, остается
и, по всей видимости, еще долгое время
будет оставаться одним из любимых объектов
исследований.
В отечественной историографии личность Екатерины II рассматривалась как в специальных монографиях и статьях, посвященных исключительно преобразованиям ее царствования или ее биографии, так и в работах общего характера, касающихся истории XVIII в., истории дипломатии, культуры, литературы или в трудах, посвященных деятелям ее царствования или фаворитам. К началу XXI в. библиография по этой проблематике насчитывает почти 600 названий.
Однако интерес к истории
екатерининского времени не ослабевает
и только за последние годы вышло
несколько новых крупных
Наибольшее количество работ увидело свет в последней четверти XIX - начале XX в. (столетний юбилей дарования "Жалованной Грамоты" дворянству и городам, 100-летняя годовщина со дня смерти императрицы - подходящее время для подведения итогов ее долгого царствования; празднование 300-летия Дома Романовых).
Отличительной чертой царствования Екатерины Второй,по мимо ее постепенных не насильственных преобразований было то, что следствием очищения самодержавия от «примесей тиранства» были спокойствие сердец, успехи приятностей светских, знаний, разума.
Все историки согласны, что, взойдя на
трон, императрица встретила
Современники, знавшие Екатерину лично или по письмам, принимавшиеся разбирать ее характер, начинали обычно с ума. Василий Ключевский, отмечая этот факт, полагает, что «Екатерина была просто умна и ничего более, если только это малость. У нее был ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал свое место и время и не колол глаз другим. Екатерина умела быть умна кстати и в меру. Но личные интересы имелись, совершенно очевидно, у Екатерины. Ей нужна была слава, «нужны были громкие дела, крупные, для всех очевидные успехи, чтобы оправдать свое воцарение и заслужить любовь подданных, для приобретения которой она, по ее признанию, ничем не пренебрегала».
Один из лучших знатоков царствования Екатерины II — С.Д. Барсков считал главным оружием царицы ложь. «Всю жизнь, с раннего детства до глубокой старости, она пользовалась этим оружием, владела им, как виртуоз, и обманывала родителей, гувернантку, мужа, любовников, подданных, иностранцев, современников и потомков».
Анри Труайя — известный французский
писатель и историк — за свою
долгую творческую жизнь написал
около сотни томов, и почти
половина из них посвящена России.
В его книге о царствовании
Екатерины Великой описаны
Целью курсовой работы является рассмотрение биографии и политической деятельности Екатерины II.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения ряда задач:
- поэтапно рассмотреть основные периоды жизни Екатерины до приезда в Россию.
- проанализировать первый период царствования Екатерины IIдо 1773 года.
- оценитьключевые моменты
Объектом исследования данной курсовой работы является историко-политический портрет Екатерины II. Предмет - черты ее личности и особенности правления.
В данной работе использовался метод исторической реконструкции событий в годы царствования Екатерины.
1. Характеристика Екатерины II.
1.1 Детство и юность Екатерины до приезда в Россию
Екатерина II родилась 21 апреля (по старому
стилю) 1729 года в городе Штеттине. Теперь
оно называется Щецин и находится
в Польше, а в ту далекую пору
принадлежал Пруссии. Служил прусскому
королю и отец девочки, принц Христиан
Август Ангальт-Цербский, имевший чин
генерал-майора прусской армии и
командовавший
Семья герцога Цербстского была небогатой, в детстве Екатерина жила просто, играла с детьми, её не называли принцессой. Уже с раннего детства появились черты, отличавшие её потом как русскую императрицу - это самостоятельность, предприимчивость, любовь к мужскому делу. Сверстники вспоминали, что Фике (то есть, Софья - лютеранское имя Екатерины) всегда была впереди всех и обыкновенно ближе к мальчикам, чем к девочкам. Это была здоровая, полная жизненных сил натура, лица, помнившиееё в детстве, подтверждают это: она была хорошо сложена, с благородной осанкой, выражение лица её было некрасивое, но влиятельное, причем открытый взгляд делал её наружность привлекательной; такой Екатерина оставалась достарости1.
Пожалуй, наиболее достоверный портрет
Екатерины II оставил английский посол
в России лорд Бёкингхэмшир. В заметках,
относящихся к 1762 году, он писал: "Ее
императорское величество ни мала,
ни высока ростом; вид у нее величественный,
и в ней чувствуется смешение
достоинства и
Её родители пригласили Екатерине
в гувернантки француженку
Екатерина получила домашнее образование.
Обучалась английскому и
1.2 Екатерина Великая - княгиня
21 августа (1 сентября) 1745
года в шестнадцатилетнем
Екатерина продолжает заниматься
самообразованием. Она читает книги
по истории, философии, юриспруденции,
сочинения Вольтера, Монтескье, Тацита,
Бейля, большое количество другой литературы.
Основным развлечением для неё стала
охота, верховая езда, танцы и маскарады.
Отсутствие супружеских отношений
с великим князем способствовало
появлению у Екатерины