Екатерина II в оценках современников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение биографии и политической деятельности Екатерины II.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения ряда задач:
- поэтапно рассмотреть основные периоды жизни Екатерины до приезда в Россию
- проанализировать первый период царствования Екатерины IIдо 1773 года.
- оценитьключевые моменты второго периода правленияимператрицы (после 1775 года).

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
1. Характеристика Екатерины II…………………………..…………….7
1.1. Детство и юность Екатерины до приезда в Россию…….…………7
1.2. Екатерина Великая - княгиня………………………………………..10
2. Деятельность Екатерины II……………………………….…………..17
2.1. Первый период царствования до 1773 года…….…………………17
2.2. Второй период правления, самодержавный, после 1775 года…...21
3. Заключение……………………..……………………………………..27
Список использованной литературы и источников ………………….

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 62.38 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

(Рособразование)

Ярославский Государственный  Университет

Им. П.Г. Демидова

 

Кафедра отечественной  и новой истории

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Екатерина II в оценках современников

 

 

 

 

                       Руководитель

 Канд.ист.наук, доцент

_____________А.В. Борисова

«__»_______________2011г.

 

 Студент_________В.А.Шимф

«__»________________2011г.

 

2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..2

1. Характеристика Екатерины  II…………………………..…………….7

1.1. Детство и юность  Екатерины до приезда в Россию…….…………7

1.2. Екатерина Великая  - княгиня………………………………………..10

2. Деятельность Екатерины  II……………………………….…………..17

2.1. Первый период царствования  до 1773 года…….…………………17

2.2. Второй период правления,  самодержавный, после 1775 года…...21

3. Заключение……………………..……………………………………..27

Список использованной литературы и источников ………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Правление Екатерины II наложило отпечаток на всё последующее культурное развитие России. Век её правления называют Веком Просвещённого Абсолютизма. Екатерине удалось просветить своих подданных и приблизить русскую культуру к западной.  Так же она внесла существенные изменения и в механизмах управления государством.

Оценка деятельности Екатерины II вызывала острые споры среди историков, как  русских, так и нерусских. После  Петра I только Екатерина II вызывала такие  противоречивые мнения. Среди современников  Екатерины Второй были как ее сторонники, так и противники.

Наиболее резкое и полное выражение  взглядов порицателей Екатерины  Второй находим в известной записке "О повреждении нравов в России" князя Щербатова, служившего при  дворе Екатерины II, историографа и  публициста, человека образованного  и патриота с твердыми убеждениями. Автор писал записку про себя, не для публики, и собрал в этом труде свои воспоминания, наблюдения и размышления о нравственной жизни высшего русского общества XVIII в., закончив нарисованную им мрачную  картину словами: «...плачевное состояние, о коем токмо должно просить бога, чтоб лучшим царствованием сие зло  истреблено было».

Правление Екатерины II продолжалось более трёх с половиной десятилетий (1762-1796). Оно наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.

По образному выражению В. О. Ключевского "Екатерина II: была последней  случайностью на русском престоле и  провела продолжительное и необычайное  царствование, создала целую эпоху  в нашей истории" и, можно добавить, в историографии. Эта "последняя  случайность" XVIII в. не смогла оставить равнодушной ни своих современников, ни потомков. На протяжении более 200 лет отношение к Екатерине II было неоднозначным, но мало кто оспаривал значение ее царствования для блага России. 

В курсовой работе использовались источники, такие как Бильбасов В. А. История Екатерины Второй. Историк и журналист, В. А. Бильбасов посвятил истории Екатерины II, весь остаток своей жизни, после того как правительство в 1883 закрыло «за вредное направление» знаменитую газету «Голос», которую он редактировал 12 лет. Собранные историком материалы позволили представить русскому обществу образ Екатерины-женщины, совершенно отличный от расхожих апокрифических сказаний, порожденных долгим запретом на доступ к личным документам императрицы. Несмотря на то, что Бильбасов, используя все доступные отечественные и зарубежные источники, доказывал невиновность Екатерины в смерти мужа, раскрытие многих подробностей жизни императорской фамилии было сочтено неподобающим. Автору пришлось пойти на значительные сокращения и изъятия из своего труда, чтобы книга увидела свет. В последующий годы читательский интерес к запрещенной книге не ослабевал. И наконец, в 1900 году труд Бильбасова был издан в Берлине на русском языке в полной авторской редакции без цензурных пропусков. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1900года. 
      Редко отмечают тот факт, что даже в советский период монумент Екатерины II, наравне с почитаемым большевиками Петром I, не покинул своего постамента, оставаясь единственным памятником монарху-женщине в государстве, где царствующая династия была пресечена насильственным способом.  
       И это несмотря на то, что ее столь многогранную личность нельзя подвести под определенный стереотип: для одних Екатерина II -просвещенная государыня, для других - тиранка, раздаривающая "крестьянские души", для кого-то - любвеобильная особа, сбившаяся в счете любовников. Для исследователей история царствования Екатерины II была, остается и, по всей видимости, еще долгое время будет оставаться одним из любимых объектов исследований. 

В отечественной историографии  личность Екатерины II рассматривалась  как в специальных монографиях  и статьях, посвященных исключительно  преобразованиям ее царствования или  ее биографии, так и в работах  общего характера, касающихся истории XVIII в., истории дипломатии, культуры, литературы или в трудах, посвященных  деятелям ее царствования или фаворитам. К началу XXI в. библиография по этой проблематике насчитывает почти 600 названий. 

Однако интерес к истории  екатерининского времени не ослабевает и только за последние годы вышло  несколько новых крупных исследований. Большинство публикаций было приурочено к юбилеям или годовщинам определенных реформ. 

Наибольшее количество работ увидело  свет в последней четверти XIX - начале XX в. (столетний юбилей дарования "Жалованной Грамоты" дворянству и городам, 100-летняя годовщина со дня смерти императрицы - подходящее время для подведения итогов ее долгого царствования; празднование 300-летия Дома Романовых).

Отличительной чертой царствования Екатерины  Второй,по мимо ее постепенных не насильственных преобразований было то, что следствием очищения самодержавия от «примесей тиранства» были спокойствие сердец, успехи приятностей светских, знаний, разума.

Все историки согласны, что, взойдя на трон, императрица встретила многочисленные трудности. Прежде всего, чрезвычайно  сомнительными были права Екатерины  на престол. Супруга свергнутого  императора и мать наследника имела, в лучшем случае, основание быть регентшей до совершеннолетия Павла, которому в год переворота было 12 лет. Не говоря о том, что споры  об отце наследника (в числе нескольких кандидатов никогда не было Петра III) продолжаются историками по сей день, Екатерина была чужестранкой.

Современники, знавшие Екатерину  лично или по письмам, принимавшиеся  разбирать ее характер, начинали обычно с ума. Василий Ключевский, отмечая  этот факт, полагает, что «Екатерина была просто умна и ничего более, если только это малость. У нее был  ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал свое место  и время и не колол глаз другим. Екатерина умела быть умна кстати и в меру. Но личные интересы имелись, совершенно очевидно, у Екатерины. Ей нужна была слава, «нужны были громкие  дела, крупные, для всех очевидные  успехи, чтобы оправдать свое воцарение  и заслужить любовь подданных, для  приобретения которой она, по ее признанию, ничем не пренебрегала».

Один из лучших знатоков царствования Екатерины II — С.Д. Барсков считал главным оружием царицы ложь. «Всю жизнь, с раннего детства до глубокой старости, она пользовалась этим оружием, владела им, как виртуоз, и обманывала родителей, гувернантку, мужа, любовников, подданных, иностранцев, современников  и потомков».

Анри Труайя — известный французский  писатель и историк — за свою долгую творческую жизнь написал  около сотни томов, и почти  половина из них посвящена России. В его книге о царствовании Екатерины Великой описаны важнейшие  политические и культурные события  е правления, а также наиболее яркие эпизоды бурной личной жизни.

Целью курсовой работы является рассмотрение биографии и политической деятельности Екатерины II.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения ряда задач:

- поэтапно рассмотреть основные  периоды жизни Екатерины до приезда в Россию.

- проанализировать первый период царствования Екатерины IIдо 1773 года.

- оценитьключевые моменты второго периода правленияимператрицы (после 1775 года).

Объектом исследования данной курсовой работы является историко-политический портрет Екатерины II. Предмет - черты ее личности и особенности правления. 

В данной работе использовался метод  исторической реконструкции  событий в годы царствования Екатерины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика Екатерины  II.

1.1 Детство и юность Екатерины до приезда в Россию

 

Екатерина II родилась 21 апреля (по старому  стилю) 1729 года в городе Штеттине. Теперь оно называется Щецин и находится  в Польше, а в ту далекую пору принадлежал Пруссии. Служил прусскому  королю и отец девочки, принц Христиан Август Ангальт-Цербский, имевший чин  генерал-майора прусской армии и  командовавший расквартированным  в Штеттине полком. Мать — Иоганна  Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III.

Семья герцога Цербстского была небогатой, в детстве Екатерина  жила просто, играла с детьми, её не называли принцессой. Уже с раннего  детства появились черты, отличавшие её потом как русскую императрицу - это самостоятельность, предприимчивость, любовь к мужскому делу. Сверстники вспоминали, что Фике (то есть, Софья - лютеранское имя Екатерины) всегда была впереди всех и обыкновенно ближе к мальчикам, чем к девочкам. Это была здоровая, полная жизненных сил натура, лица, помнившиееё в детстве, подтверждают это: она была хорошо сложена, с благородной осанкой, выражение лица её было некрасивое, но влиятельное, причем открытый взгляд делал её наружность привлекательной; такой Екатерина оставалась достарости1.

Пожалуй, наиболее достоверный портрет  Екатерины II оставил английский посол  в России лорд Бёкингхэмшир. В заметках, относящихся к 1762 году, он писал: "Ее императорское величество ни мала, ни высока ростом; вид у нее величественный, и в ней чувствуется смешение достоинства и непринужденности, с первого же раза вызывающее влюдях уважение к ней и дающее им чувствовать  себя с нею свободно.Она никогда не была красавицей. Черты ее лица далеко не так тонки и правильны, чтобы могли составить то, что считается истинной красотой; но прекрасный цвет лица, живые и умные глаза, приятно очерченный рот и роскошные, блестящие каштановые волосы создают, в общем, такую наружность, к которой очень немного лет назад мужчина не мог бы отнестись равнодушно. Она была, да и теперь остается тем, что часто нравится и привязывает к себе более, чем красота. Сложена она чрезвычайно хорошо; шея и руки замечательно красивы, и все члены сформированы так изящно, что к ней одинаково подходит как женский, так и мужской костюм. Глаза у нее голубые, и живость их смягчена томностью взора, в котором много чувствительности, но нет вялости. Трудно поверить, как искусно ездит она верхом, правя лошадьми - и даже горячими лошадьми - с ловкостью и смелостью грума. Она превосходно танцует, изящно исполняя серьезные и легкие танцы. По-французски она выражается с изяществом, и меня уверяют, что и по-русски она говорит так же правильно, как и на родном ей немецком языке, причем обладает и критическим знанием обоих языков. Говорит она свободно и рассуждает точно"2.

Её родители пригласили Екатерине  в гувернантки француженку госпожу  Кардель; придворный проповедник Нерар, учитель чистописания Лоран и  учитель танцев были так же французы. Из числа учителей принцессы известны только три немца - Вагнер - преподаватель  немецкого языка, Лютер - законоучитель  и учитель музыки Реллинг. Из всех учителей Екатерина II любила только госпожу  Кардель, а учителя Вагнера вообще прямо называла дураком.

Екатерина получила домашнее образование. Обучалась английскому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Она росла  резвой, любознательной, шаловливой и  даже бедовой девчонкой, любила проказничать и щегольнуть своей улицах. Родители были недовольны «мальчишеским» поведением дочери, но это их тоже устраивало — Фредерика заботилась о младшей сестре Августе. Еёмать называла её в детстве Фике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Екатерина Великая  - княгиня

 

21 августа (1 сентября) 1745 года в шестнадцатилетнем возрасте  Екатерина была обвенчана с  Петром Фёдоровичем, которому  исполнилось 17 лет и который  являлся ей троюродным братом. Первые годы совместной жизни  Пётр совершенно не интересовался  женой, и супружеских отношений  между ними не существовало. Об  этом Екатерина позже напишет:  «Я очень хорошо видела, что  великий князь меня совсем  не любит; через две недели  после свадьбы он мне сказал, что влюблён в девицу Карр, фрейлину императрицы. Он сказал  графу Дивьеру, своему камергеру,  что не было и сравнения  между этой девицей и мною. Дивьер утверждал обратное, и  он на него рассердился; эта  сцена происходила почти в  моём присутствии, и я видела  эту ссору. Правду сказать,  я говорила самой себе, что  с этим человеком я непременно  буду очень несчастной, если и  поддамся чувству любви к нему, за которое так плохо платили,  и что будет с чего умереть  от ревности безо всякой для  кого бы то ни было пользы. Итак, я старалась из самолюбия  заставить себя не ревновать  к человеку, который меня не  любит, но, чтобы не ревновать  его, не было иного выбора, как  не любить его. Если бы он  хотел быть любимым, это было  бы для меня нетрудно: я от  природы была склонна и привычна  исполнять свои обязанности, но  для этого мне нужно было  бы иметь мужа со здравым  смыслом, а у моего этого  не было»3.

Екатерина продолжает заниматься самообразованием. Она читает книги  по истории, философии, юриспруденции, сочинения Вольтера, Монтескье, Тацита, Бейля, большое количество другой литературы. Основным развлечением для неё стала  охота, верховая езда, танцы и маскарады. Отсутствие супружеских отношений  с великим князем способствовало появлению у Екатерины любовников. Между тем, императрица Елизавета  высказывала недовольство отсутствием  детей у супругов.

Информация о работе Екатерина II в оценках современников