Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:28, реферат
Илья Николаевич Ульянов происходил астраханских мещан, сын портного. Рано лишился отца, воспитывался попечением старшего брата, Василия Николаевича. Закончил Астраханскую гимназию с серебряной медалью в 1850 году и физико-математический факультет Казанского университета в 1854 со степенью кандидата математических наук. По окончании университета работал старшим учителем математики в Пензенском дворянском институте с заведыванием институтской метеорологической станцией. В 1863 году вступает в брак с Марией Александровной Бланк. В 1863 переводится старшим учителем математики и физики в Нижегородскую мужскую гимназию, одновременно работая преподавателем и воспитателем в других учебных заведениях Нижнего Новгорода.
Приступив в 1855 году к исполнению
обязанностей учителя математики и
физики в Пензенском дворянском институте,
И. Н. Ульянов встретил здесь группу
дружно работавших прогрессивных педагогов,
стремившихся по-новому строить учебный
процесс, исходя из идей общего демократического
подъема конца 50-х годов и сопутствовавшего
ему общественно-
По вечерам эти педагоги собирались в квартире учителя словесности В. И. Захарова, у которого поселился и Ульянов. Здесь же квартировали некоторые воспитанники института, и среди них Н. И. Ишутин, создавший позже «Общество ишутинцев», связанное с организацией «Земля и воля», и его двоюродный брат Д. М. Каракозов, известный впоследствии как организатор покушения на царя Александра II.
В. И. Захаров имел огромное влияние на молодежь и по характеристике, данной ему одним из царских чиновников, умел «влиять на воспитанников политически». На собраниях у Захарова читали журнал «Современник», завладевший тогда умами молодежи (особенно зачитываясь статьями, призывавшими к общественной борьбе), а также «Колокол» Герцена, стихотворения Некрасова, доходившие чаще в рукописном виде, произведения Полежаева, Огарева, Радищева. В 1862 году здесь коллективно был прочитан знаменитый роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», написанный автором в заточении и быстро изданный Н. А. Некрасовым в «Современнике».
Преподаватели, активно посещавшие
эти собрания, а в их числе был
и И. Н. Ульянов, разъясняли воспитанникам
смысл происходящих тогда бурных
событий, формировали высокие
И. Н. Ульянов быстро зарекомендовал себя высокообразованным специалистом в области естественных наук, человеком редких душевных качеств, скромным и тактичным педагогом, подававшим своей деятельностью, поведением, самим обликом личный пример коллегам и воспитанникам.
По заданию Н. И. Лобачевского он организовал при Пензенском институте метеорологическую станцию, где регулярно и квалифицированно вел наблюдения, а также создал прекрасный физический кабинет. Полезные начинания И. Н. Ульянова позволили улучшить учебный процесс в институте, ввести практические занятия по физике, связывать теорию с практикой в преподавании математики, проводить экскурсии, помогающие ученикам глубже и сознательнее усваивать программный материал. В одном из актов проверки работы института об И. Н. Ульянове было записано следующее: «Ульянов, снискавший себе известность отличного педагога, по достоинству занимает принадлежащее ему место между лучшими педагогами. Его мягкое и симпатичное обращение с воспитанниками, всегда ровный благоразумный такт привлекает к нему учеников и заставляет охотно заниматься». С большим терпением «он слабых и менее развитых учеников доводит до полного усвоения преподаваемого».
Свою учительскую и
научную работу И. Н. Ульянов стремился
сочетать с активным участием в общественной
деятельности в духе требований общественно-педагогического
движения 60-х годов и идей его
передовых руководителей —
Стараниями В. И. Захарова,
И. Н. Ульянова, А. В. Тимофеева и других
активных педагогов в Пензе удалось
открыть библиотеку-читальню на общественные
средства. Действуя с большим энтузиазмом,
В. И. Захаров и И. Н. Ульянов сумели
создать воскресную школу «для мастеровых»
— одно из первых учебных заведений
для рабочих России, которая очень
быстро завоевала большую
Устроители школы, не получавшие за свою работу никакого вознаграждения, сумели добиться перевода школы из плохого тесного помещения в благоустроенное здание гимназии, что вызвало большое недовольство местного дворянства и чиновничества.
Для воскресной школы прогрессивные
педагоги составили свои учебные
программы, которые содержали
Между тем обстановка в стране резко обострялась. Летом 1861 года в Пензу были высланы активные участники студенческих волнений начала 60-х годов — местные юноши, учившиеся в эти годы в университетах Петербурга, Москвы, Казани, а ранее в школах родного города; среди них было много учеников Захарова, Ульянова и других передовых педагогов.
Незадолго до этого в Пензенской
губернии в знак протеста против царского
указа 1861 года об освобождении крестьян
вспыхнуло первое восстание крестьян
в селе Кандеевка, которое с трудом
удалось подавить царским войскам.
В Пензе под влиянием этого
события и агитации высланных
студентов усилились
Местные власти перешли в наступление на прогрессивных педагогов. Губернатор стал добиваться их освобождения от занимаемых должностей. От педагогической деятельности был отлучен В. И. Захаров; А. В. Тимофеев переведен в Нижний Новгород директором дворянского института и гимназии; затем он сумел приютить там В. И. Захарова и других учителей.
И. Н. Ульянов, женившись в 1863 году на дочери передового врача Марии Александровне Бланк, тоже добился перевода в Нижний Новгород.
В Нижнем Новгороде, крупном торгово-промышленном центре России, родине Н. А. Добролюбова, где еще действовали его соратники, связанные с «Землей и волей», не так сильно, как в Пензе, ощущалось наступление реакции. Пензенские педагоги рассчитывали на лучшие возможности для своих прогрессивных начинаний. Но в действительности это оказалось иллюзией.
В начале 1864 года по инициативе
А. В. Тимофеева и И. Н. Ульянова было
подготовлено прошение в Министерство
просвещения о создании в Нижнем
Новгороде местного педагогического
общества для обсуждения теоретических
и практических вопросов педагогики
и народного образования. Предполагалось
также создать городскую
В 70-е годы в учебных
округах России проходило обсуждение
проектов новых школьных уставов. Руководство
Казанского учебного округа высказалось
за создание в городах, где имелось
несколько средних учебных
На заседаниях совета горячо
обсуждали проблемы: о самостоятельной
работе учащихся по учебникам, о методах
обучения — «критическом и догматическом»
и о «наглядном способе» преподавания,
о содержании уроков словесности. Обсуждению
подвергались важнейшие вопросы
педагогики и дидактики, в том
числе вопросы о
Совет составил и одобрил
новые учебные программы, включавшие
дополнительные темы по математике и
физике, элементы химии, что помогло
поднять научный уровень
И. Н. Ульянов принимал самое активное участие во всей деятельности объединенного педагогического совета. Его выступления и предложения всегда были строго продуманными и обоснованными, в них чувствовалось прекрасное знание воспитанников, ровное благосклонное отношение к ним, стремление прийти каждому на помощь.
Социальная обстановка в
Поволжье в это время значительно
осложнилась в связи с
В ходе следствия у некоторых учителей института и гимназии были обнаружены запрещенные материалы: письма Добролюбова, портрет Герцена, стихи Языкова о свободе, письменные заметки против религии и школьного курса закона божьего и др. Несколько учителей были арестованы, двое из них вскоре погибли в застенках. Вынужден был скрываться и В. И. Захаров, которому навсегда запретили педагогическую деятельность. А. В. Тимофееву, пытавшемуся защищать учителей, было приказано не вмешиваться в следственные дела, а вскоре он был освобожден от директорских обязанностей и переведен в Казань. По личному распоряжению царя его место занял ярый реакционер, который стал председателем педагогического совета, что сейчас же сказалось на его составе и характере деятельности.
С отстранением Тимофеева
пришлось покинуть дворянский институт
и И. Н. Ульянову. Он остался преподавателем
гимназии. Однако вводимое правительством
новое направление
К тому же до волжских городов докатилась волна усиливающейся реакции, наступившей в 1866 году в связи с покушением Д. Каракозова на Александра II. Эти события непосредственно коснулись и бывших пензенских учителей.
Ход следствия и судебное
разбирательство показали, что многие
участники «дела Каракозова»
составляли революционную организацию,
которая вела просветительную работу
среди крестьян в целях подготовки
их к антиправительственным
В этих условиях И. Н. Ульянов
решил оставить преподавательскую
деятельность и заняться исключительно
вопросами организации
Дочь И. Н. Ульянова Анна Ильинична в своих воспоминаниях так писала об этом решении отца: «И. Н. Ульянову хотелось теперь работать... для самых нуждающихся, для тех, кому всего труднее получать образование, для детей вчерашних рабов», т. е. недавно освобожденных от крепостной неволи крестьян.
Благодаря помощи прогрессивной части руководства Казанского учебного округа и работавшего там А. В. Тимофеева И. Н. Ульянов смог осуществить свое благородное намерение. В 1869 году он был назначен инспектором народных училищ Симбирской губернии.
Педагогическая деятельность И. Н. Ульянова инспектором и директором народных училищ в 1869—1886 годах. В ноябре 1869 года И. Н. Ульянов вместе с женой и маленькими детьми Анной и Александром приехал в Симбирск и приступил к исполнению обязанностей инспектора народных училищ. В 1874 году на основании положения о начальных училищах И. Н. Ульянов, как один из лучших инспекторов, был назначен директором народных училищ Симбирской губернии.
Объехав в первые же месяцы
все народные училища губернии, И.
Н. Ульянов установил, что все
они находятся в ужасном
Не удивительно, что народные
училища и их учителя не пользовались
у крестьян должным уважением. Народ
тяготился такими школами, тем более
что они содержались на ежегодные
специальные налоги с сельских тружеников,
а земство и государство
Главная цель, которую поставил
перед собой И. Н. Ульянов,— пробуждение
в крестьянском мире интереса и уважения
к школе и учителю путем
освобождения народа от тягостной обязанности
материального содержания школ и
возложения этой обязанности на земства
и государство, далее, всестороннее
улучшение учебно-
Основными направлениями
деятельности И. Н. Ульянова было: создание
твердой материальной базы сельских
школ и строительство для них
специальных школьных зданий; изменение
задач, содержания и методов работы
крестьянских школ путем расширения
школьного курса реальных знаний,
уменьшения объема религиозных предметов
и влияния духовенства на школы;
улучшение материального
Целеустремленно и ответственно выполнял свою программу И. Н. Ульянов в неустанной борьбе с местными реакционерами. За 16 лет его инспекторской и директорской деятельности число действующих народных училищ в Симбирской губернии возросло до 450; в два раза увеличилось общее число учеников и учащихся-девочек.
За эти годы заново была создана сеть школ для нерусского населения Поволжья — мордовского, чувашского, татарского народов. Местные консерваторы считали эти народы неспособными к учению, к созданию своей национальной культуры; в шовинистических целях они добивались их религиозного воспитания в духе православия, протестовали против обучения детей на родном языке. Со всем этим И. Н. Ульянов вел бескомпромиссную, принципиальную борьбу. При его активном участии, совместно с просветителем чувашского народа И. Я. Яковлевым была организована чувашская учительская школа, сыгравшая огромную роль в распространении грамотности, развитии просвещения и культуры среди чувашей, подготовке из их среды образованных и преданных своему народу учителей.