Биография Менделеева

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:05, доклад

Описание работы

В реферативной работе обращено внимание на жизненный и научный путь одного из самых ярких естествоиспытателей земли русской – Дмитрию Ивановичу Менделееву. Основные работы и теории великого ученого.

Содержание

2. Введение………………………………………………………………………….. 3
3. Биография………………………………………………………………………… 3
3.1. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева…………………………………… 3
3.2. Роль Д.И.Менделеева в научной деятельности…………………………… 4
3.3. «Три службы Родине»……………………………………………………… 6
3.4. Неожиданная мысль………………………………………………………… 9
3.5. Так что же такое периодичность? ………………………………………… 10
3.6. Триумф……………………………………………………………………… 11
4. Менделеев на Всемирной выставке 1900 года………………………………… 12
5. Д.И.Менделеев и Петербургская академия наук……………………………… 15
6. Интересные факты из жизни Д.И.Менделеева………………………………… 20
6.1. Нефтяная промышленность………………………………………………… 20
6.2. Интересные факты из жизни Д.И.Менделеева…………………………… 20
6.3. О растворении спирта в воде……………………………………………… 21
6.4. «Мастер чемоданных дел»………………………………………………… 23
6.5. Но вернемся к 1867 году…………………………………………………… 23
7. Менделеев – невоспетый герой………………………………………………… 23
7.1. Работы Менделеева………………………………………………………… 24
7.2. Представления Д.И.Менделеева…………………………………………… 24
8. Заключение………………………………………………………………………...25
9. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Биография Менделеева (готовый реферат).doc

— 943.50 Кб (Скачать)

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

  1. Оглавление……………………………………………………………………….. 2
  2. Введение…………………………………………………………………………..  3
  3. Биография………………………………………………………………………… 3
    1. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева……………………………………  3
    2. Роль Д.И.Менделеева в научной деятельности……………………………  4
    3. «Три службы Родине»………………………………………………………   6
    4. Неожиданная мысль…………………………………………………………  9
    5. Так что же такое периодичность? …………………………………………  10
    6. Триумф………………………………………………………………………  11
  4. Менделеев на Всемирной выставке 1900 года…………………………………  12
  5. Д.И.Менделеев и Петербургская академия наук………………………………  15
  6. Интересные факты из жизни Д.И.Менделеева…………………………………  20
    1. Нефтяная промышленность…………………………………………………  20
    2. Интересные факты из жизни Д.И.Менделеева……………………………   20
    3. О растворении спирта в воде………………………………………………    21
    4. «Мастер чемоданных дел»…………………………………………………    23
    5. Но вернемся к 1867 году……………………………………………………   23
  7. Менделеев – невоспетый герой…………………………………………………   23
    1. Работы Менделеева…………………………………………………………   24
    2. Представления Д.И.Менделеева……………………………………………  24
  8. Заключение………………………………………………………………………...25
  9. Список использованной литературы…………………………………………… 27
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    В своей реферативной работе я обратилась к жизненному и научному пути одного из самых ярких естествоиспытателей земли русской – Дмитрию Ивановичу Менделееву. Совершенно неслучайно именно эта область была затронута мной, так как, к сожалению, в нашем отечестве большинству людей он известен лишь с одной стороны, а конкретно как основоположник периодического закона, то есть, попросту говоря, как химик. Но это далеко не полная картина. Цель моей работы и заключается в том, чтобы открыть новые, доселе забытые страницы этого человека. Наша литература мало писала или деликатно обходила все то, что касалось вклада, который внес Дмитрий Иванович в науку, да и вообще в общественную жизнь, так как многие его открытия либо были куплены и внедрены западом, либо просто не нашли применения из-за смелости своего предположения. Немногие, например, знают, что заслуга перехода от аршин и пудов к цивилизованной системе единиц принадлежит Менделееву, или что труд, посвященный идее о судах, способных пробираться сквозь льды (иначе говоря ледоколах) также его творение. Что уж тут говорить о этиловом растворе и таблице химических элементов. Д.И. Менделеев был один из немногих ученых, кто посвятил свою жизнь целиком и полностью работе на благо своей Родины.

    Вклад был колоссальным, а вот отдача, выразившаяся в общественном признании, носила не столь значительный характер. Хотя сделав пользу научному знанию, он тем самым внес свою лепту и  в экономику. 
 

    Биография.

    

    Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева

    Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске. Его отец после окончания в Петербурге педагогического института преподавал словесность в гимназиях Пензы, Тамбова и Саратова. Переехав в Сибирь, он познакомился с дочерью некогда богатого купца Корнильева Марией Дмитриевной. Корнильевы играли важную роль в культурной жизни Сибири, основали типографию, издавали журнал. В их доме была одна из лучших библиотек того времени.

    

    Дмитрий Иванович Менделеев в студенческие годы.

    Когда Д.И.Менделеев был еще ребенком, отец его, Иван Павлович, ослеп и  вынужден был выйти на пенсию. Оказавшись в трудном материальном положении  и имея большую семью, Мария Дмитриевна переехала в деревню Аремзянка, где находился заброшенный стекольный заводик, принадлежавший ее брату В.Д.Корнильеву, переехавшему в Москву и служившему управляющим в имении князей Трубецких.

    Тобольск  был неофициальной столицей Сибирского края. Город в прошлом имел важное значение как торговый и культурный центр. Память о Ермаке, рассказы сосланный туда декабристов – участников восстания на Сенатской площади в Петербурге в 1825 году, рассказы учителя Тобольской гимназии П.П.Ершова, автора сказки «Конек-Горбунок», о встречах с А.С.Пушкиным – все это возбуждало воображение жителей города, захватывало своей необычностью, широтой, разнообразием событий. Неудивительно, что детские игры в семье Менделеевых были связаны с путешествиями, походами за Тобол, увлечением историческими описаниями…

    В гимназии Д.И.Менделеев увлекся историей, географией, русской литературой, позже математикой и физикой. Дмитрий любил решать головоломки, задачи, а дома играл в «учителя», причем старшим братьям и сестрам нередко приходилось трудно, так как удовлетворить строгого экзаменатора могли только быстрота мышления, неизвестные ему факты или сказанные к месту афоризмы. В доме царила трудовая и доброжелательная обстановка, в чем главная роль принадлежала Марии Дмитриевне.

    В 1847 году отец умер, а в 1849 году Дмитрий  окончил гимназию, старшие братья и сестры уже нашли свое место в жизни, - ничто не задерживало больше Марию Дмитриевну в Тобольске; она задалась целью дать самому младшему сыну хорошее образование и отправилась с детьми Митей и Лизой, а также верным слугой Яковом в Москву к В.Д.Корнильеву.

    Не  найдя поддержки у брата, Мария  Дмитриевна поехала в Петербург, здесь в университете работал  друг ее мужа, профессор математики Чижов. Он получил разрешение Дмитрию  Менделееву, как сыну учителя, поступить  в Главный педагогический институт в неприемный год. Обучаясь в этом институте с 1850 по 1855 г., Дмитрий Иванович избрал химию своей специальностью. Будущий учитель гимназии слушал лекции выдающихся ученых своего времени: физику читал академик Э.Х.Ленц, математику – академик М.В.Остроградский, зоологию – академик Ф.Ф.Бранд. Особенно заинтересовался Д.И.Менделеев химией, которую читал А.А.Воскресенский, минералогией и ботаникой. Уже будучи студентом, Д.И.Менделеев собрал гербарий, участвовал в описании фауны Петербургской губернии, осуществил анализ минералов пироксена и ортита, привезенных С.С.Куторгой из минералогических экспедиций, провел первые химические эксперименты в лабораториях института и Академии наук, просмотрел большое число научных статей и монографий, готовя «пробные лекции» по педагогике, зоологии, химии и минералогии. Завершил Д.И.Менделеев свою учебу в институте подачей двух кандидатских диссертаций (так назывались тогда дипломные работы): одна была посвящена описанию грызунов Петербургской губернии, другая – изучению взаимосвязи кристаллических форм и соединений с их составом и некоторыми свойствами атомов, из которых построены эти соединения.

    Д.И.Менделеев  окончил институт с золотой медалью  и получил звание старшего учителя. А между тем его жизнь в  столице не была легкой: вскоре после переезда в Петербург умерла его мать, он сам много болел. Первый год после окончания института Д.И.Менделеев работал в гимназиях Симферополя и Одессы. Однако после защиты магистерской диссертации в начале осени 1856 года он был переведен на службу в Петербургский университет, а в 1859 году отправлен в заграничную командировку для «подготовки к профессорскому званию».

    Роль  Д.И.Менделеева в  научной деятельности

    В записке, посланной в 1860 году в университет, 26-летний ученый писал: «Главный предмет моих занятий есть физическая химия. Еще Ньютон был убежден, что причина химических реакций лежит в простом молекулярном притяжении, обусловливающем сцепление и подобном явлениям механики.

    Блеск чисто химических открытий сделал современную  химию совершенно специальною наукою, оторвав ее от физики и механики, но, несомненно, должно настать время, когда химическое сродство будет рассматриваться как механическое явление, подобно тому, как настало уже для нас время считать свет и теплоту подобными же явлениями. Я выбрал своею специальностью те вопросы, решение которых может приблизить это время».

    Уже первые серьезные экспериментальные  исследования в этой области привели  Д.И.Менделеева к крупному открытию. Изучая явления капиллярности, он обнаружил, что при определенных условиях любая жидкость переходит в пар. Это общее свойство жидкостей получило название критической температуры (Д.И.Менделеев назвал ее температурой абсолютного кипения жидкостей). Об этой работе ученый впоследствии вспоминал так: «Отправленный за границу в 1859 году, я занимался в своей лаборатории в Гейдельберге почти исключительно капиллярностью, полагая в ней найти ключ к решению многих физико-химических задач. Отчасти разочаровавшись, затем я совершенно бросил этот трудный предмет, в котором, однако, думал самостоятельно».

    Изучение  капиллярности (сил сцепления) различных  жидкостей требовало чистых веществ, хорошо откалиброванных капилляров и точных приборов, которые Д.И.Менделеев  приобретал у лучших мастеров и фабрикантов  того времени.

    Вскоре  Д.И.Менделеев изучил сжатие, которое  происходит при образовании растворов  жидкостей, изменение плотности  спирто-водных растворов с изменением концентрации. Последняя работа стала  его докторской диссертацией.

    В 60-х годах прошлого века Д.И.Менделеев читал лекции в институте по теоретической, органической, аналитической и технической химии. В эти курсы он внес физико-химическое содержание. «Органическая химия» стала первым оригинальным учебником, который был написан русским ученым в той области химии, предмет которой исследователи определили еще в первые десятилетия XIX века.

    С созданием атомно-молекулярной теории учение о составе органических соединений получило логическое развитие. Многие вопросы химической динамики также  развивались на базе органической химии. Это объяснялось тем, что, во-первых, органические соединения не только в газообразном, но и в жидком и в твердом состоянии имели, как правило, молекулярное строение (куда более сложно было расшифровать строение солей, силикатов – минералов, металлов и сплавов); во-вторых, генетические связи между различными классами органических соединений удавалось установить с гораздо большей логической стройностью, чем при рассмотрении соединений других элементов.

    Наконец, в органической химии началось изучение аддитивных физико-химических свойств веществ (наиболее известные из них удельные объемы и теплоты реакции), которые позволяли создавать классификацию соединений и их реакций.

    Еще в 1862 году Д.И.Менделеев в курсе  теоретической химии пытался  наметить систематику элементов, опираясь на анализ известных в то время их соединений с кислородом, фтором и хлором. Впервые прочитав в 1867-1868 годах курс лекций по неорганической химии, Д.И.Менделеев увидел необходимость в издании отечественного учебника химии. Во время работы над вторым выпуском «Основы химии» Д.И.Менделеев открыл закон химической периодичности.

    В лекциях, читавшихся в Петербургском  университете, Д.И.Менделеев уделил значительное внимание сопоставлению  атомных масс, рассмотрению типов  аналогий между элементами, сравнению форм и классов соединений элементов естественных групп. «Неопределенные соединения суть соединения по сходству (растворы, сплавы, изоморфные смеси образуются преимущественно сходными телами), а истинные химические соединения (например, соли) суть соединения по различию – соединения тел с далекими свойствами».

    Большую роль в открытии периодического закона сыграли Химический конгресс в Карлсруэ (1860) и особенно выступление итальянского химика Станислао Канниццаро об определении атомных масс элементов. Важное значение Д.И.Менделеев придавал также работам французского химика Ж.Б.Дюма, который выдвинул идею о двух типах сходства между элементами (элемент-аналогия по горизонтальным и вертикальным столбцам системы), а также рассмотрел изменения атомных масс в естественных группах элементов. Особое место в истории открытия периодического закона занимают также исследования английских ученых А.Франкланда (понятие о валентности), У.Одлинга (понятие о естественных группах) и Г.Роско (изучение сходства элементов, принадлежавших к разным естественным группам, например сходство фосфора и ванадия, серы и хрома).

    Установление  периодической зависимости между  свойствами элементов и их атомными массами, предсказание свойств еще не открытых элементов на основе периодической системы стало научным подвигом Д.И.Менделеева. Он заложил основы учения о периодичности. Одно из его положений заключается в изучении взаимосвязи между свойствами соединений, их составом  строением. Важную роль в раскрытии этой взаимосвязи сыграли современные представления о строении атомов и молекул, о структуре кристаллов. Другая сторона учения связана с формой выражения периодического закона, рассмотрением взаимосвязи индивидуальных, специфических и общих свойств элементов.

    Д.И.Менделеев применял новую систему понятий (место элемента в системе, зависимости свойств от массы) к рассмотрению «пределов протекания», скорости химических реакций, к изучению растворимости веществ в воде, к свойству газов. Ученый понимал, что физическое «состояние»частиц (молекул) изменяется в зависимости от агрегатного состояния. Особое значение он придавал изучению газообразных веществ, так как видел в этом большой теоретический (изучение строения материи) и практический (воздухоплавание, метеорология) смысл. Об этих работах он впоследствии вспоминал: «Всего четыре предмета составили мое имя: периодический закон, упругость газов, понимание растворов как ассоциаций и «Основы химии».

Информация о работе Биография Менделеева