Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:05, доклад
В реферативной работе обращено внимание на жизненный и научный путь одного из самых ярких естествоиспытателей земли русской – Дмитрию Ивановичу Менделееву. Основные работы и теории великого ученого.
2. Введение………………………………………………………………………….. 3
3. Биография………………………………………………………………………… 3
3.1. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева…………………………………… 3
3.2. Роль Д.И.Менделеева в научной деятельности…………………………… 4
3.3. «Три службы Родине»……………………………………………………… 6
3.4. Неожиданная мысль………………………………………………………… 9
3.5. Так что же такое периодичность? ………………………………………… 10
3.6. Триумф……………………………………………………………………… 11
4. Менделеев на Всемирной выставке 1900 года………………………………… 12
5. Д.И.Менделеев и Петербургская академия наук……………………………… 15
6. Интересные факты из жизни Д.И.Менделеева………………………………… 20
6.1. Нефтяная промышленность………………………………………………… 20
6.2. Интересные факты из жизни Д.И.Менделеева…………………………… 20
6.3. О растворении спирта в воде……………………………………………… 21
6.4. «Мастер чемоданных дел»………………………………………………… 23
6.5. Но вернемся к 1867 году…………………………………………………… 23
7. Менделеев – невоспетый герой………………………………………………… 23
7.1. Работы Менделеева………………………………………………………… 24
7.2. Представления Д.И.Менделеева…………………………………………… 24
8. Заключение………………………………………………………………………...25
9. Список использованной литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
В своей реферативной работе я обратилась к жизненному и научному пути одного из самых ярких естествоиспытателей земли русской – Дмитрию Ивановичу Менделееву. Совершенно неслучайно именно эта область была затронута мной, так как, к сожалению, в нашем отечестве большинству людей он известен лишь с одной стороны, а конкретно как основоположник периодического закона, то есть, попросту говоря, как химик. Но это далеко не полная картина. Цель моей работы и заключается в том, чтобы открыть новые, доселе забытые страницы этого человека. Наша литература мало писала или деликатно обходила все то, что касалось вклада, который внес Дмитрий Иванович в науку, да и вообще в общественную жизнь, так как многие его открытия либо были куплены и внедрены западом, либо просто не нашли применения из-за смелости своего предположения. Немногие, например, знают, что заслуга перехода от аршин и пудов к цивилизованной системе единиц принадлежит Менделееву, или что труд, посвященный идее о судах, способных пробираться сквозь льды (иначе говоря ледоколах) также его творение. Что уж тут говорить о этиловом растворе и таблице химических элементов. Д.И. Менделеев был один из немногих ученых, кто посвятил свою жизнь целиком и полностью работе на благо своей Родины.
Вклад
был колоссальным, а вот отдача,
выразившаяся в общественном признании,
носила не столь значительный характер.
Хотя сделав пользу научному знанию, он
тем самым внес свою лепту и
в экономику.
Биография.
Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске. Его отец после окончания в Петербурге педагогического института преподавал словесность в гимназиях Пензы, Тамбова и Саратова. Переехав в Сибирь, он познакомился с дочерью некогда богатого купца Корнильева Марией Дмитриевной. Корнильевы играли важную роль в культурной жизни Сибири, основали типографию, издавали журнал. В их доме была одна из лучших библиотек того времени.
Дмитрий Иванович Менделеев в студенческие годы.
Когда
Д.И.Менделеев был еще
Тобольск был неофициальной столицей Сибирского края. Город в прошлом имел важное значение как торговый и культурный центр. Память о Ермаке, рассказы сосланный туда декабристов – участников восстания на Сенатской площади в Петербурге в 1825 году, рассказы учителя Тобольской гимназии П.П.Ершова, автора сказки «Конек-Горбунок», о встречах с А.С.Пушкиным – все это возбуждало воображение жителей города, захватывало своей необычностью, широтой, разнообразием событий. Неудивительно, что детские игры в семье Менделеевых были связаны с путешествиями, походами за Тобол, увлечением историческими описаниями…
В гимназии Д.И.Менделеев увлекся историей, географией, русской литературой, позже математикой и физикой. Дмитрий любил решать головоломки, задачи, а дома играл в «учителя», причем старшим братьям и сестрам нередко приходилось трудно, так как удовлетворить строгого экзаменатора могли только быстрота мышления, неизвестные ему факты или сказанные к месту афоризмы. В доме царила трудовая и доброжелательная обстановка, в чем главная роль принадлежала Марии Дмитриевне.
В 1847 году отец умер, а в 1849 году Дмитрий окончил гимназию, старшие братья и сестры уже нашли свое место в жизни, - ничто не задерживало больше Марию Дмитриевну в Тобольске; она задалась целью дать самому младшему сыну хорошее образование и отправилась с детьми Митей и Лизой, а также верным слугой Яковом в Москву к В.Д.Корнильеву.
Не найдя поддержки у брата, Мария Дмитриевна поехала в Петербург, здесь в университете работал друг ее мужа, профессор математики Чижов. Он получил разрешение Дмитрию Менделееву, как сыну учителя, поступить в Главный педагогический институт в неприемный год. Обучаясь в этом институте с 1850 по 1855 г., Дмитрий Иванович избрал химию своей специальностью. Будущий учитель гимназии слушал лекции выдающихся ученых своего времени: физику читал академик Э.Х.Ленц, математику – академик М.В.Остроградский, зоологию – академик Ф.Ф.Бранд. Особенно заинтересовался Д.И.Менделеев химией, которую читал А.А.Воскресенский, минералогией и ботаникой. Уже будучи студентом, Д.И.Менделеев собрал гербарий, участвовал в описании фауны Петербургской губернии, осуществил анализ минералов пироксена и ортита, привезенных С.С.Куторгой из минералогических экспедиций, провел первые химические эксперименты в лабораториях института и Академии наук, просмотрел большое число научных статей и монографий, готовя «пробные лекции» по педагогике, зоологии, химии и минералогии. Завершил Д.И.Менделеев свою учебу в институте подачей двух кандидатских диссертаций (так назывались тогда дипломные работы): одна была посвящена описанию грызунов Петербургской губернии, другая – изучению взаимосвязи кристаллических форм и соединений с их составом и некоторыми свойствами атомов, из которых построены эти соединения.
Д.И.Менделеев окончил институт с золотой медалью и получил звание старшего учителя. А между тем его жизнь в столице не была легкой: вскоре после переезда в Петербург умерла его мать, он сам много болел. Первый год после окончания института Д.И.Менделеев работал в гимназиях Симферополя и Одессы. Однако после защиты магистерской диссертации в начале осени 1856 года он был переведен на службу в Петербургский университет, а в 1859 году отправлен в заграничную командировку для «подготовки к профессорскому званию».
Роль Д.И.Менделеева в научной деятельности
В записке, посланной в 1860 году в университет, 26-летний ученый писал: «Главный предмет моих занятий есть физическая химия. Еще Ньютон был убежден, что причина химических реакций лежит в простом молекулярном притяжении, обусловливающем сцепление и подобном явлениям механики.
Блеск чисто химических открытий сделал современную химию совершенно специальною наукою, оторвав ее от физики и механики, но, несомненно, должно настать время, когда химическое сродство будет рассматриваться как механическое явление, подобно тому, как настало уже для нас время считать свет и теплоту подобными же явлениями. Я выбрал своею специальностью те вопросы, решение которых может приблизить это время».
Уже первые серьезные экспериментальные исследования в этой области привели Д.И.Менделеева к крупному открытию. Изучая явления капиллярности, он обнаружил, что при определенных условиях любая жидкость переходит в пар. Это общее свойство жидкостей получило название критической температуры (Д.И.Менделеев назвал ее температурой абсолютного кипения жидкостей). Об этой работе ученый впоследствии вспоминал так: «Отправленный за границу в 1859 году, я занимался в своей лаборатории в Гейдельберге почти исключительно капиллярностью, полагая в ней найти ключ к решению многих физико-химических задач. Отчасти разочаровавшись, затем я совершенно бросил этот трудный предмет, в котором, однако, думал самостоятельно».
Изучение капиллярности (сил сцепления) различных жидкостей требовало чистых веществ, хорошо откалиброванных капилляров и точных приборов, которые Д.И.Менделеев приобретал у лучших мастеров и фабрикантов того времени.
Вскоре Д.И.Менделеев изучил сжатие, которое происходит при образовании растворов жидкостей, изменение плотности спирто-водных растворов с изменением концентрации. Последняя работа стала его докторской диссертацией.
В 60-х годах прошлого века Д.И.Менделеев читал лекции в институте по теоретической, органической, аналитической и технической химии. В эти курсы он внес физико-химическое содержание. «Органическая химия» стала первым оригинальным учебником, который был написан русским ученым в той области химии, предмет которой исследователи определили еще в первые десятилетия XIX века.
С созданием атомно-молекулярной теории учение о составе органических соединений получило логическое развитие. Многие вопросы химической динамики также развивались на базе органической химии. Это объяснялось тем, что, во-первых, органические соединения не только в газообразном, но и в жидком и в твердом состоянии имели, как правило, молекулярное строение (куда более сложно было расшифровать строение солей, силикатов – минералов, металлов и сплавов); во-вторых, генетические связи между различными классами органических соединений удавалось установить с гораздо большей логической стройностью, чем при рассмотрении соединений других элементов.
Наконец, в органической химии началось изучение аддитивных физико-химических свойств веществ (наиболее известные из них удельные объемы и теплоты реакции), которые позволяли создавать классификацию соединений и их реакций.
Еще в 1862 году Д.И.Менделеев в курсе теоретической химии пытался наметить систематику элементов, опираясь на анализ известных в то время их соединений с кислородом, фтором и хлором. Впервые прочитав в 1867-1868 годах курс лекций по неорганической химии, Д.И.Менделеев увидел необходимость в издании отечественного учебника химии. Во время работы над вторым выпуском «Основы химии» Д.И.Менделеев открыл закон химической периодичности.
В лекциях, читавшихся в Петербургском университете, Д.И.Менделеев уделил значительное внимание сопоставлению атомных масс, рассмотрению типов аналогий между элементами, сравнению форм и классов соединений элементов естественных групп. «Неопределенные соединения суть соединения по сходству (растворы, сплавы, изоморфные смеси образуются преимущественно сходными телами), а истинные химические соединения (например, соли) суть соединения по различию – соединения тел с далекими свойствами».
Большую роль в открытии периодического закона сыграли Химический конгресс в Карлсруэ (1860) и особенно выступление итальянского химика Станислао Канниццаро об определении атомных масс элементов. Важное значение Д.И.Менделеев придавал также работам французского химика Ж.Б.Дюма, который выдвинул идею о двух типах сходства между элементами (элемент-аналогия по горизонтальным и вертикальным столбцам системы), а также рассмотрел изменения атомных масс в естественных группах элементов. Особое место в истории открытия периодического закона занимают также исследования английских ученых А.Франкланда (понятие о валентности), У.Одлинга (понятие о естественных группах) и Г.Роско (изучение сходства элементов, принадлежавших к разным естественным группам, например сходство фосфора и ванадия, серы и хрома).
Установление
периодической зависимости
Д.И.Менделеев применял новую систему понятий (место элемента в системе, зависимости свойств от массы) к рассмотрению «пределов протекания», скорости химических реакций, к изучению растворимости веществ в воде, к свойству газов. Ученый понимал, что физическое «состояние»частиц (молекул) изменяется в зависимости от агрегатного состояния. Особое значение он придавал изучению газообразных веществ, так как видел в этом большой теоретический (изучение строения материи) и практический (воздухоплавание, метеорология) смысл. Об этих работах он впоследствии вспоминал: «Всего четыре предмета составили мое имя: периодический закон, упругость газов, понимание растворов как ассоциаций и «Основы химии».