Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:32, реферат
Внешняя политика СССР в период перестройки – вопрос, безусловно, очень интересный для исследователей. Изменения, которые произошли в Советском Союзе в период с 1985 по 1991 гг. коснулись всех сфер жизни общества. Не обошли они и внешнюю политику. Конечно же, значительную роль в этом сыграли новые подходы в дипломатии, которые известны в истории как «новое мышление», те реформы, которые коренным образом изменили отношения между государствами Востока и Запада.
Введение 2
1. Начало сотрудничества между Англией и СССР. 4
2. Новые акценты в диалоге Москва – Лондон. 8
3. Отношения СССР с Германией и Прибалтийскими странами и мнение Англии о развитии этих отношений. 12
4. Отставка Тэтчер. Развитие отношений между СССР и Англией в 1991 г. 14
Заключение 16
Федеральное агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ(ТГУ)
Исторический факультет
Кафедра современной отечественной истории
РЕФЕРАТ
Английское направление внешней политики СССР в период перестройки.
(по книге Л.М. Замятина «Горби и Мэгги. Записки посла о двух известных политиках – Михаиле Горбачеве и Маргарет Тэтчер»).
Выполнила
студентка 3 курса,
группы 355
В. В. Шупрута
Проверил
кандидат ист. наук, доцент
Д.Н. Шевелев
Томск 2008
Содержание:
Внешняя политика СССР в период перестройки – вопрос, безусловно, очень интересный для исследователей. Изменения, которые произошли в Советском Союзе в период с 1985 по 1991 гг. коснулись всех сфер жизни общества. Не обошли они и внешнюю политику. Конечно же, значительную роль в этом сыграли новые подходы в дипломатии, которые известны в истории как «новое мышление», те реформы, которые коренным образом изменили отношения между государствами Востока и Запада.
«Новое политическое мышление» включало в себя:
Британское направление внешней политики – одно из важнейших в то время. Наряду с США, Великобритания обладала значительным авторитетом в мировом сообществе, и налаживание контактов с этой страной было одной из первоочередных задач советских дипломатов того времени.
С 1985 г. официальным послом Советского Союза в Великобритании был Л.М. Замятин. Его книга «Горби и Мэгги. Записки посла о двух известных политиках – Михаиле Горбачеве и Маргарет Тэтчер», изданная в 1995 г. – безусловно один из значимых источников по изучению отношений между СССР и Англией. Хоть сам автор и говорит о том, что его труд не лишен некой доли субъективности, но он позволяет осветить не только официальную сторону взаимодействия двух стран, но и личные взаимоотношения лидеров этих держав: М. Горбачева и М. Тэтчер. Ведь личные симпатии или антипатии политиков могли играть весомую роль в проведении того или иного внешнеполитического курса.
На примере британского направления внешней политики СССР, автор рассказывает о тех крупных переменах, которые претерпела внешнеполитическая доктрина страна, а именно, о появлении концепции «нового политического мышления», координально отличающейся от подходов, характерных для эпохи «холодной войны». Важность данной концепции заключается в то, что она легла в основу внешнеполитического планирования России после 1991г.:
Для Советского Союза, да и для России, британские лидеры были традиционно трудными, но солидными партнерами, или наоборот, умными и трудными противниками. Свидетель тому – история отношений между двумя нашими странами.
Видимо поэтому переворот в отношениях с Великобританией во время перестройки произошел не просто и не сразу. На новые рубежи удалось выйти через критическое осмысление опыта, в том числе и негативного, складывавшихся в мире новых реалий, путем выработки совместного с правительствами других государств нестандартных подходов в международных делах.
Для того, чтобы лучше понять специфику развития отношений между СССР и Великобританией, необходимо, рассмотреть основные политические, идеологические и моральные установки, которые проводила, или стремилась провести в жизнь Маргарет Тэтчер.
Она стала премьер министром Англии в мае 1979 г. Дважды – в 1983 и 1987 гг. она переизбиралась на этот пост и в общей сложности находилась на посту премьера 11 лет. За это время стране удалось выйти из довольно опасного социально-экономического кризиса, укрепить свои позиции среди наиболее развитых государств капиталистического мира. Вырос международный авторитет Британии, увеличилась ее роль в мировых делах.
Основа политической философии Маргарет Тэтчер включала следующее:
Говоря об этом, становится понятным отношение британского политика к реформам, происходившим в СССР, ее стремление помочь Советскому Союзу на его пути сложнейшего преобразования общества и государства.
Закономерно, что Тэтчер, уже имевшая огромный опыт общения с государственными деятелями, видными политиками, считала особо важным упрочнение контактов с советским лидером и готовилась к каждой встрече с Горбачевым особенно серьезно.
Явные взаимные симпатии Тэтчер и Горбачева, несомненно, способствовали укреплению контактов между двумя лидерами, делали их диалог более доверительным, а, следовательно, боле плодотворным.
Говоря о развитии отношений между СССР и Англией в период перестройки, нельзя не сказать о первой встрече Горбачева и Маргарет Тэтчер, которая произошла еще в 1984 г.
Они познакомились на похоронах Андропова в 1984 г., осенью того же года Горбачев в составе делегации Верховного Совета СССР посетил Лондон с официальным визитом и был приглашен как глава делегации в Чеккерс, куда в «тэтчеровские времена» приглашались лишь те зарубежные государственные и политические деятели, с которыми премьер намеревалась провести особо важную и вместе с тем доверительную беседу.
Во время этой встречи Горбачев говорил о необходимости заняться ядерным разоружением, пересмотреть формулу биполярного разделения мира и взять курс на укрепление отношений с Англией и другими западными державами. Поднимались вопросы о выезде из СССР граждан еврейской национальности, о преследовании диссидентов в России, о денежной поддержке российскими профсоюзами стачки угольщиков в Англии, против которой выступало британское правительство.
Эта встреча не укладывалась в шаблонные мидовские схемы, и именно ее Горбачев считает тем переломным моментом, когда родилось новое мышление и идеи перестройки.
Во время встречи в Чеккерсе, Тэтчер посоветовала Горбачеву встретиться с Рэйганом, так как эта встреча хоть могла и не принести желаемых результатов, но сам факт ее проведения был бы благоприятно воспринят в мире.
Встреча состоялась в ноябре 1985 г. и показала, что прежнее отношение Рейгана к СССР как к «империи зла» начало постепенно меняться. Оба лидера с самого начала демонстрировали чувство взаимной симпатии, что, пожалуй, было главным итогом этой встречи. На следующий день на конференции ба президента предстали перед журналистами и объявили о достигнутой договоренности. Так завязался советско-американский диалог, значение которого трудно переоценить.
Укрепление доверия межу странами произошло за очень короткий срок. Диалог между СССР и Англией был сфокусирован, прежде всего, на крупных, стержневых международных проблемах, касающихся в первую очередь вопросов войны и мира, разоружения. Тэтчер в этих дискуссиях последовательно отстаивала линию на сохранение британского ядерного оружия, подчеркивая его «миротворческую» роль, заявляя, что для британского правительства такое оружие – это, помимо всего прочего еще и гарант веса и престижа Англии в мировом сообществе. Горбачев же, как известно, выступал за ликвидацию ядерных арсеналов.
Это различие отчетливо выявилось и после советско-американских консультаций на высшем уровне в Рейкьявике в ноябре 1986 г. В ходе консультаций была достигнута договоренность о постадийном плане сокращения, а затем и уничтожения ракетно-ядерного потенциала. Хотя соглашения подписано не было, но взаимопонимание по многим вопросам существовало.
Такой итог встречи пришелся не по душе ряду западноевропейских лидеров, и прежде всего – британскому премьеру. Дела Европы, говорила она президенту США, должны решаться Вашингтоном вместе с его европейскими союзниками, а не за их спиной.
Узнав об этом, Горбачев написал Тэтчер письмо, в котором просил ее пересмотреть свое отношение к результатам встречи в Рейкьявике, так как в предложениях СССР нет ничего такого, что могло бы укрепить безопасность СССР за счет безопасности США, или стран Западной Европы в целом, или какой-то отдельной страны.
Тэтчер ответила, что нужно постепенно начинать процесс разоружения, но делать это сообща, а не только на встречах двух президентов: «Вы должны слышать наш голос и знать европейскую позицию».
Реакция Тэтчер показала, что в Лондоне исходили из того, что сохранение «особых отношений» с Вашингтоном с успехом можно сочетать с более активной политикой в отношении Европы лишь при условии качественно новых связей с Советским Союзом. Это и были новые акценты в европейской и мировой политике.
В 1987 г. настало время ответного визита Тэтчер в Москву. Он состоялся с 28 марта по 1 апреля 1987 года.
Горбачев и многие члены его команды прекрасно понимали, что те средства, которые страна затрачивает на гонку вооружений, во много раз превышают реальные потребности нашей обороны. Горбачев всерьез, не жалея времени, стремился вникнуть в существо разоруженческих проблем, уяснить реальное положение дел.
В Вашингтоне и в Москве уже завершилась
работа над договором о ликвидации
ракет малой и средней
Во время визита Тэтчер в Москву обсуждались и многие другие аспекты разоруженческих проблем, в том числе и американская программа СОИ, сохранение Договора о противоракетной обороне (ПРО), обычные вооружения и их дисбаланс в Европе.
Визит прошел хорошо, с британской стороны была выражена поддержка ликвидации целого класса вооружений – ракет средней дальности. Это был большой сдвиг в позиции Великобритании.
Официальный визит британского премьера в Москву – первый за 12 лет – был реальным вкладом в линию на упрочнение взаимопонимания, на обуздание гонки вооружений.
Третий визит советского лидера в Лондон состоялся в апреле 1989 г. Основными темами переговоров были: отношения между Востоком и Западом, контроль над вооружением, региональные проблемы и перестройка.
Тэтчер поддерживала перестройку, выступала за содействие процессам, происходившим СССР, активно стремилась воздействовать на промышленные и банковские круги Лондона, поощряя их к развитию взаимовыгодного сотрудничества прежде всего в таких сферах, как подготовка управленческих кадров, создание совместных проектов. Это было особенно важно в свете недоверия представителей британского делового мира к советском законодательству, отсутствию гарантий инвестиций.
Весьма важен и обмен мнениями по разоружению. В ходе него выделилось 2 вопроса – запрещение химического оружия и сокращение обычных вооружений в Европе. Тэтчер беспокоило то, что СССР скрывает истинное количество своего химического оружия и его качество, а Горбачев был озабочен разговорами на Западе о модернизации ядерных ракет. В ходе разговора на эту тему выяснилось, что Тэтчер намерена и впредь отстаивать свою концепцию «ядерного сдерживания».
Так же в ходе переговоров был поднят вопрос о предоставлении СССР двухмиллиардного долларового «несвязанного кредита». Тэтчер обещала серьезно обдумать эту просьбу.
Так как в Лондоне «русские проблемы» занимали многие умы, Л.М. Замятину неоднократно приходилось писать в Кремль отчеты по поводу того, как относились английские политологи к событиям, происходившим в СССР.
Проанализировав некоторые из них, можно сделать вывод, что Британские оценки положения в СССР были неоднозначны. С одной стороны – упрочилось желание поддержать перестройку, видеть ее результаты. С другой стороны – в британском анализе большой крен делался на прогнозировании, насколько стабильно внутреннее положение в Советском союзе?
Главную опасность, как считали в Англии, представляли экономические трудности, которые привели к росту социального недовольства среди населения.